«Пастырский час»
Передачу ведет протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир 20 марта 2017 г.
АУДИО
Протоиерей Александр Рябков:
Христианин (монах или мирянин) – это одиночка, преодолевающий трудный путь без надежды на земной успех. Господь говорил: «В мире скорбны будете». Но христианин связан со всем творением и со всем живым, ибо молится за все живое. Но также он изо всех сил отстраняется от всякой мирской сутолоки, в которой рай строят не в душе, а на земле телесным усилием, или насилием, или неправдой.
Об этом писал Достоевский. Ведь против чего восстает Иван Карамазов? Он восстает против Бога, который не прекращает страдания. В мире Ивана Карамазова не должно быть несчастных. В этом мире должны быть одни сверхчеловеки с крепкими мышцами, нервами и белозубыми улыбками. И такой ницшеанец готов восстанавливать справедливость, руководствуясь только своими соображениями и надеясь только на себя.
Святой Никодим Святогорец писал, что у христианина одно лишь оружие – это ненадеяние на себя. Праведный Иов, герой известной библейской книги, говорил: «Устыдятся надеющиеся на города и имущество». Наша надежда – Бог. Он стоит у дверей нашего сердца. Он входит в него в церковных таинствах. Когда мы готовимся к принятию Святого Причастия, мы молимся, обращаясь к Богородице: «Радости мое сердце исполни, Дево, яже радости приемшая исполнение, греховную печаль нашу потребляющи».
Святой Никодим Святогорец писал: «Главное благо – мир в сердце». И все мы хорошо помним слова Господа, что Царствие Божие внутрь вас есть.
Наше сердце и есть доступный нам Рай. Если мы очищаем его и стараемся содержать в чистоте, то мы обретаем Радость. Вне сердца, то есть сознания или попросту души, невозможно обрести Рай. Если мы обрели его в сердце, то и все внешнее дает нам чистую и незамутнённую радость. И вместе с тем, исходя из того, что Рай в сердце, следует то, что нет такого места, где бы не было Бога и Рая. И из этого также следует, что если в душе ад, то в Вечности невозможно такой душе войти в Рай у Бога.
Очищение души – это и есть та работа, которой посвящен пост со всем его исповедальным содержанием. Исповедь – это признание себя таковым, каковым на самом деле являешься.
Покаяние, как раскаяние – это отречение от греха. Отречение от греха есть обретение себя если не в полной мере настоящего, то, по крайней мере, приближающегося к замыслу Бога. Обретать себя подлинного и есть обретение счастья. И это возвращение к себе и есть возвращение к Богу.
Святой Серафим Саровский наставлял приходящих к нему такими словами: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос Воскрес»! Он также предостерегал людей от чрезмерной привязанности к телесным наслаждениям, которыми изгоняется из души Святой Дух. Он утверждал, что предвкушение вечного блаженства происходит в душе благочестивой еще при жизни и ее вполне наслаждает молитва.
Надо лишь перестать верить исключительно в материальное благо и тем более верить в радость греха. Мало правильно мыслить, надо правильно делать и верить в полезность добродетели. Благочестие – не религиозный долг, который можно выплатить сполна. Благочестие – обретение себя настоящего, а через это и обретение счастья.
В одной восточной притче говорится, как однажды один поэт пришел к знаменитому учителю и обратился к нему с вопросом:
— Скажите, что необходимо делать в течение дня, дабы можно было считать, что все свершил сполна?
Учитель отвечал:
— Не следует совершать дурных поступков и необходимо совершать добрые дела.
Тогда поэт воскликнул:
— Но это знает уже и младенец!
На это учитель сказал:
— Конечно, младенец знает это, но чаше всего даже столетний старец не способен этому следовать!
Время скоротечно, нельзя прожить жизнь и так и не распознать настоящее благо, заглушая голос совести. Пост – время возвращение к Богу, к благу и к самому себе.
Вопросы слушателей:
— Что такое «богатейте в Бога»?
— Можно ли исповедоваться и причаститься не до соборования, а после?
— Как должна вести себя женщина в критические дни – причащаться нельзя, а можно ли прикладываться к иконам?
— Я христианин, но я очень боюсь смерти. Как справиться с этим?
— В чем отличие между гордыней и гордостью? Может ли женщина в дни очищения заходить в храм? В каком возрасте можно соборовать детей?
— Мне очень плохо бывает в храме. С чем это связано?
— Я все время каялась в гордыне, потому что гордыня есть в каждом человеке. А вот последнее время я говорю: батюшка, да нет у меня гордыни. Как вы считаете, ведь гордыни у таких пожилых, как я, ее меньше ведь?
— Мне 86 лет и я 6 лет тут живу, с Украины приехала. Почему вопросы по Евангелию вопросы не задают – не читают они его?
— «Не введи меня в искушение» — это чтобы Бог не искушал?
— Мы говорим о легких грехах – правило не прочитал и т.д. А я где-то читала, что каяться-то надо в грехах против людей. Но нет у меня таких…
— 12 марта я слушала передачу, но только окончание. Там говорилось, что везде в православии присутствует слово «радость», но нигде нет слова «счастье». Почему этот вопрос меня волнует? Потому что когда я шла к мужу в больницу, меня встретила цыганка и сказала: ты очень несчастливая. И теперь если мне кто-то скажет «счастья тебе», то обязательно что-то плохое произойдет. Постоянно, вы знаете! И еще один вопрос: крещенскую воду можно пить натощак? А вот почему в передаче в пятницу сказали, что крещенскую воду натощак не пьют? Я натощак постоянно принимаю ее.
— Вопрос по Деяниям, 10 глава… Во всяком народе боящийся Его приятен Ему…
— Будет ли считаться грехом, если не был на работе, а начальство требует написать, что был? Ведь ложь – это грех.
— Как не впасть в уныние, если диагноз – бесплодие? Усыновить не могу, т.к. у меня гепатит С, по закону запрещено усыновление. Я думаю о старости, как я буду жить без детей? Меня это пугает. Богу угодно, наверное, чтобы у меня не было детей. Но как это понять?
Протоиерей Александр Рябков:
«Часто мы имеем звание христианина, но не имеем качеств христианина. Если не имеем мира и покоя, радости в душе сами, то чем хотим поделиться с ребенком? … К сожалению, часто бывает, что мы в нашей жизни подменяем духовную радость – печалью, даже считаем, что печаль – это традиция христианства. А христианство – вера радости. Вот телесная радость – это нам известно, это мы понимаем. А что такое духовная радость – это нам неведомо. У нас считается, что духовной радости на земле нет, на земле – только телесные радости. А вот если у нас нет радости на земле, то почему-то мы считаем, что нас ожидает духовная радость на Небе. Почему? За какие-то мнимые добрые дела?».
— Считается, что дети не ответственны за грехи предков. Но мы же знаем, что потомки расплачиваются за то, что предки совершили… Я тоже знаю одну женщину, которой очень плохо в храме. Ей очень плохо – до потери сознания. Так вот, у нее предки – бабушка и дедушка, покончили жизнь самоубийством, а еще один дедушка тоже тяжкий грех совершил. Мне кажется, нужно знать о предках, молиться о них. Ведь какая-то связь тут есть.
— Сообщите женщине с гепатитом С, что с 2017 года эта болезнь излечима.
— Как утилизировать бутылки от лампадного масла?
Протоиерей Александр Рябков:
«Я – за экологию. Не загрязняйте природу, сдавайте в специальные пункты сбора пластмассы».
— Помолитесь за мою маму, недавно умерла. Вы говорите «не унывайте», — это понятно, но человеческий страх все равно перевешивает.
— Я хожу в храм, люблю храм, хорошо мне там. Но никаких добрых дел у меня нет. Что за добрые дела нужны?
Протоиерей Александр Рябков:
«Если у вас нет родственников, которые нуждаются в утешении, найдите знакомых».
— Я обижал своего товарища, а он умер. Как мне перед ним раскаяться?
— Заповедь «Не убий» — она относится к животным?
— Многие женщины виноваты в аборте. Что вы можете сказать – как просить прощения у Бога?
— Вы слышали в новостях, как девушки из Сибири издевались над животными… Их хотят судить. Каково ваше мнение об этом?