6+

«Мы освобождены от этой повинности – повинности смерти, повинности тлению, повинности греху»

прот Виталий Головатенко

«Пастырский час»

Протоиерей Виталий Головатенко

Светлый Понедельник

2013 г.

 

Дорогие братья и сестры, Христос воскресе!

 

В эфире программа «Пастырский час», в студии радио «Град Петров» протоиерей Виталий Головатенко.

 

Сегодня понедельник Светлой седмицы, или Святой седмицы – корень слов один и тот же. Это удивительное время, когда всю седмицу мы переживаем радость Пасхи. Словно день Христова Воскресения продолжается целых восемь дней – вплоть до Антипасхи. Это такое единственное исключение для церковного года, когда седмица продолжается от воскресенья до воскресенья, и получается в неделе не семь, а восемь дней.

Мы знаем, что всегда в Иудее почитали и почитают число «семь» как  число полноты, число какой-то завершенности. И вот с Воскресением Христовым происходит какое-то чудо: седмица, семь дней, часть цикла лунного календаря как будто расширяется, добавляется восьмой день.

Иногда и день Христов называют тоже восьмым днем. Все существующее было сотворено Господом за шесть дней, в седьмой день Господь почил. И вот с приходом Христа мы переживаем день восьмой – этот день есть день Его Воскресения, Святая Пасха. И это космическое событие, даже не вселенского, а универсального масштаба – от слова «универсум», то есть все творение. Это событие потрясло весь мир видимый и невидимый. И второго подобного события уже не будет никогда. Это единственное и исключительное в своем роде событие Воскресения Христа – разумеется, как и Его воплощение, сошествие к нам на землю, сошествие во ад по воскресении. Это то, что уже никогда не повторится.

Это те события, которые наложили отпечаток на всю человеческую историю – и что удивительно, не только на всю последующую человеческую историю, но и ретроспективно и обратно. Потому что сойдя во ад, Господь воскрешает к вечной жизни всех, кто ожидал Его во аде. Это удивительное событие, разнонаправленное, направленное в разные стороны – и во времени, и в пространстве. Конечно, для человеческих усилий это вещь совершенно невозможная, и только Бог смог все так устроить, дивным образом. Но для этого – и это еще одна удивительная вещь – Бог должен был стать совершенным человеком. Бог не мог, не восхотел сделать это только как Бог. Для этого Он воплотился, принял на Себя нашу плоть со всеми ее немощами. На Себя взял и понес и наши немощи, и наши болезни, и наши страдания, и наши скорби, и наши печали. И только таким образом Он смог победить начальника смерти и саму смерть.

И теперь только от нас зависит, как мы будем дальше жить, с каким сознанием, что мы будем дальше делать. Если до Воскресения Христова мы были словно в каком-то мрачном сне и делали невольно даже то, что не хотели делать, может быть, даже то, чему противились; нам очень трудно было преодолеть вот эту инерцию, инерцию зла в себе; то после Воскресения Христова, после Его универсальной искупительной жертвы мы освобождены от этой повинности – повинности смерти, повинности тлению, повинности греху. Мы можем – если только захотим, конечно – чудесным образом от всего этого избавиться. Именно благодаря универсальной искупительной жертве Христовой. И только от нас теперь зависит, захотим ли мы быть со Христом, с Богом и творить добро, несмотря на окружающее нас зло, и даже несмотря на зло в самих себе.

Так вот, в эти дни Святой, или Светлой, седмицы мы непрестанно поем «Христос воскресе», богослужение совершается продолжением пасхального чина, совершенно особым образом. Отверсты царские врата, и не только царские, но и диаконские, северные и южные. Распахнуто нам Царство Небесное таким вот, видимым, образом. И все в храме ликует радостью Воскресения. Если кому-нибудь из вас еще не удалось посетить наши храмы в эти пасхальные дни, особенно в дни Светлой седмицы – не лишайте себя этой радости. Даже это не зависит от того, религиозны ли вы, церковны ли вы – ведь Христос для всех открыт, и храмы Его тоже для всех доступны. И эту радость может пережить каждый, каждый по-своему, независимо от своих убеждений, от своих взглядов, от своих верований. Свет Христова Воскресения касается и просвещает всех. Как мы его воспринимаем – это уже другое дело, но пройти мимо этого света, этой радости пасхальной, это значит, себя лишить чего-то. Поэтому я еще и еще раз всех вам призываю: пожалуйста, приходите в храм, и вы сами все увидите.

 

Вопрос:

Батюшка, расскажите об антихристе – не о нем, с ним все понятно. Но Вы мне скажите, почему сейчас в Православной Церкви нет книжек, не достать книжек о нем? Ведь он придет, а мы не знаем…

 

Ответ:

Что касается антихриста, то, безусловно, нужно что-то знать о нем, тут Вы, конечно, правы. Почему не пишут книжек? Пишут, конечно, такие книги есть, такие книги печатаются. Но не думаю, что всем этим книгам подряд можно было доверять. Есть, например, толкование на книгу Апокалипсис – разумеется, и саму книгу не вредно почитать. Но, боюсь, без толкования трудно будет ее понять. А толкований таких достаточно много, от самых древних до самых последних. Из толкований уже ближе к нашему времени мне лично близки толкования отца Сергия Булгакова и отца Александра Меня. Эти два толкования как комментарии на книгу Апокалипсис. Если вам интересно, то можете заглянуть туда. И, конечно, очевидно вы знаете, читали – у Владимира Соловьева есть такое сочинение «Три разговора», и там есть «Краткая повесть об антихристе». Ее тоже можно почитать, там есть много верного.

Но я думаю, что самое главное сказал Христос, когда Он предупреждал о последних временах, до которых мы все-таки не знаем, сколько времени остается. И как бы нам ни казалось, что это секунды остались, или какие-то вас сомнения, страхи или видения посещают – не верьте. Потому что Христос нам сказал: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Мой положил в Своей власти». Действительно, никто этого не знает. Но, конечно, мы должны быть бдительны. Мы должны не то чтобы ждать с минуты на минуту – это тоже неверная позиция. Но мы должны знать, что эти времена обязательно настанут, что они неизбежны. Но все-таки мы должны ждать не антихриста, а Христа. Это прежде всего.

А антихриста прежде всего не нужно бояться, ни в коем случае не нужно его бояться. Это именно то, на что он рассчитывает, конечно же, и на то, что многих либо страхом, либо лестью, либо обманом,  либо  другими способами сможет за собой увлечь. Так вот, Христос и сказал: «если вам скажут – вот здесь Христос, или там, или в потаенных комнатах, не верьте. Потому что как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Значит, по определению получается, что все остальные, которые придут и заявят «я – Христос» не таким, а каким-то иным способом, это уже будут лжехристы – в том числе и антихрист.

 

Вопрос:

Я недавно воцерковлена, и у меня такой вопрос: сейчас Светлая седмица, и в молитвеннике написано, что всю Светлую седмицу вместо утреннего и вечернего правила читаются часы Святой Пасхи. Я хочу узнать, все ли молитвы опускаются или же все-таки какие-то читаются? Вот, например, «Отче наш»? И о здравии и об усопших – нужно их вычитывать?

 

Ответ:

Действительно, вместо правила, вместо всех молитв, положенных утром и вечером, мы читаем во время Светлой седмицы пасхальные часы. Если вам хочется добавить еще какие-то молитвы, без которых вы уже не можете, никто вам не возбраняет это сделать. Пожалуйста, добавляйте. Но канонически мы просто заменяем наши правила, утренние и вечерние, пасхальными часами. Что касается поминовений – да, вы тоже можете молиться и о живых, и об усопших так же, как вы привыкли, после пасхальных часов.

В любом случае, хочу вам сказать, не смущайтесь: если вы не можете обходиться без каких-то молитв, никто не может вам запретить их читать. Вначале читайте пасхальные часы, а потом присоединяйте какие хотите молитвы – в том числе и поминовения и живых, и усопших.

 

Давайте обратимся к сегодняшнему евангельскому чтению. Каждый год оно повторяется в эти святые дни Светлой седмицы, а в понедельник положено чтение из Евангелия по Иоанну, первая глава, 18-28 стихи. Это свидетельство Иоанна Крестителя о себе самом: что ответил Иоанн «делегатам», представителям официальных религиозных  кругов из Иерусалима. Они приходят к нему с вопросом: «Кто же ты?». Иоанн к тому времени уже получил широкую известность, к нему стекались люди со всей Палестины, и причем не только иудеи, но и язычники приходили к нему. Такой популярности уже давно не знавала Святая земля – и это, конечно, не могло не беспокоить представителей официальных религиозных кругов. И вот они посылают к нему делегатов.

Но характерно, что чтение начинается не непосредственно со свидетельства Иоанна, а немножко раньше, с 18-го стиха. И вот этот удивительный стих, который присоединяется к собственно повествованию об этих делегациях: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем,  Он явил». Хочу обратить ваше внимание на этот стих. Ведь в сущности, что произошло с воплощением Христа, с выходом Его на проповедь, вообще, с явлением Его миру? Произошло нечто совершенно удивительное. Произошло то, что не происходило никогда. Бог всегда был вне мира, Им сотворенного – после грехопадения человека, разумеется, когда уже были невозможны беседы в Эдемском саду, когда человек сознательно отвернулся от своего Создателя, нарушив заповедь и предпочтя тварность, тварь, само создание, материю, плоть Создателю-Богу. Я говорю о том самом плоде, который так прельстил нашу праматерь Еву.

Действие Бога в мире через Его Духа всегда происходило, и этот Дух жил и действовал – и продолжает действовать – особым образом, таинственным, непостижимым, неощутимым, не для всех понятным. Именно поэтому понадобилось Богу посылать пророков в мир, и Иоанн Предтеча был одним из таких величайших пророков, а даже больше, чем пророков – как сказал о нем Сам Христос. Так вот, времена пророков закончились на Иоанне Предтече. И что случилось с Боговоплощением? Что нового произошло? Произошло нечто невиданное, невероятное и неожиданное. В мир пришел Сам Бог. Этого еще не было. Конечно, по представлениям некоторых языческих верований боги иногда принимали облик человека – мы знаем из греческой мифологии много таких примеров: боги спускались с Олимпа в мир людей в образах героев или животных. Но это никак не влияло на самую сущность человека, на его предназначение, на судьбы всего человечества. Это были какие-то конкретные случаи, связанные с какими-то личными заинтересованностями, с войнами – с чем угодно, но только не с самым главным в человеке и в мире. А здесь Бог нисходит, воплощается в человека, вселяется в человечество, чтобы рассказать человеку о Себе и о человеке.

 

Вопрос:

Христос воскресе! Низкий Вам поклон, батюшка Виталий, за Ваш великий труд! И всем батюшкам, которые трудятся на радио «Град Петров» и на других радио. И, дорогие братья и сестры, молитесь больше и сильнее за наших батюшек, за пастырей наших духовных, чтобы не было у нас таких звонков, как первый. Случайно это получилось, батюшка Виталий. А нужно, чтобы мы поддерживали своими молитвами, потому что ленивые мы стали. Ведь Христос требует от нас не печали, которая осталась от поста, а радости и молитвы от нас просит. Вот это я и хотел сказать.

 

Ответ:

Спасибо! Хорошо, что вы оговорились, а потом поправились: Христос действительно от нас не требует, а просит. Христос от человека ничего не требует, Он только просит и смиренно ждет. Это тоже совершенно удивительное свойство Бога – Он уважает человека, уважает наш выбор, нашу свободу. Это ни в коем случае не требование, это смиреннейшая просьба и ожидание ответа, долгое ожидание. «Вот, стою и стучу», так говорит Христос. Ответит ли наше сердце на Его зов, на Его призыв к нам? Спаси Господи за Ваш звонок, помощи Вам Божией и радости пасхальной.

 

И вот, евангелист Иоанн Богослов говорит: Бога никто никогда не видел. А ведь так хотелось, и так хочется. Вспомните, как часто ко Христу приступали – я уж не говорю о фарисеях, требующих знамений, причем именно небесных знамений, как в талмудической традиции было принято ожидать от Мессии, каких-то чудес поражающих, впечатляющих, удостоверяющих Его мессианское достоинство. Им мало было чудес, которые и так в великом множестве совершал Христос. Им нужны были чудеса для них лично. Но не только фарисеи, но даже ученики Христовы – помните, на Тайной вечери Филипп обращается: «Господи, покажи нам Отца, и довольно с нас». И Христос его мягко, не без юмора, кстати, останавливает: «Филипп, столько времени Я с вами, а ты говоришь: «покажи нам Отца». Ты же видел Меня – значит, ты видел Отца». И в этом есть глубокая правда и какое-то совершенно особое таинство. «Блаженни чисти сердцем, яко тии Бога узрят». Узрят Бога, Самого Бога – Того, Которого видеть нельзя. Причем, интересно, что в греческом тексте вот это слово «узрят», это буквально «глазами своими увидят». Почему я это уточняю – потому что наши слова «видети» и «ведети» одного корня, и мы знаем, что ведать можно не только зрением, можно видеть и не ведать. Но можно обладать таким сердечным ведением и внутренним видением. А вот здесь Христос говорит как раз о том, что они именно увидят, своими глазами увидят Бога, и не только внутренними очами. Потому что вот этот самый греческий глагол, здесь использованный, означает не только какое-то одностороннее видение, таинственное какое-то, глубокое, духовное или только физический акт зрительного восприятия. Нет, это именно видение в какой-то максимально доступной для нас полноте, во всех направлениях, во всех пластах бытия, и духовного, и материального. Так вот, сколько людей видели Христа из числа Его современников – и сколько видели Бога во Христе?

И независимо от того, видели ли мы с вами Христа – а мы не могли Его видеть, конечно, так, как Его современники, тем не менее, мы чего-то были бы лишены, если бы нас не касались слова Христа. То есть, Бог каждого человека ставит, в известном смысле, в равные условия. Все человечество Он как будто старается уравнять по отношению к Самому Себе, дать всем равные возможности – в том числе и в Боговедении, в Боговидении. Так вот, вспоминаются слова Христа, обращенные к Своим последователям: «кто заповеди Мои соблюдет (то есть, не просто будет их помнить, но будет их исполнять), тот истинно Меня возлюбит. И Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

 

Вопрос:

У пророка Исайи есть такой стих: «Возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа». Это 35 глава из пророка Исайи. Что это значит? И еще один вопрос. Первое послание к Коринфянам, 10 глава, 2 стих: «И вси в Моисея крестишася во облаце и в мори». Что означает такое крещение?

 

Ответ:

Первый Ваш вопрос. Это, действительно, строки из пророка Исайи о возвращении народа Божия на Сион после вавилонского пленения – и как бы в «видимом», историческом масштабе, и, конечно, символически – как возвращение в землю обетованную. И в евангельском контексте это означает пришествие Бога к Своему народу – да, в пустыню. Потому что в том же отрывке, который положено читать за Божественной Литургией в Светлый понедельник, тоже есть эта цитата. Когда Иоанн Креститель отвечает на вопрос: «Кто же ты?», он говорит: «Я глас вопиющего в пустыне; уготовайте путь Господень, правы творите стези его», то есть исправьте пути. Ведь там возможно двойное чтение. «Я глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу». Вспомните, что в старину не было знаков препинания, в древних рукописях все писали в одну строчку, сплошь, это уже потом появляются знаки препинания. Или второй вариант чтения: «Я глас вопиющего в пустыне. Приготовьте пути Господу» и так далее. И то, и другое чтение правомочны. И мы знаем, что и Христос неоднократно сетовал на эту пустыню, куда Он пришел, на духовную пустыню народа израильского – как на общество, фактически отвернувшееся от Бога в большинстве своем. Когда Он ожидал плодов – а их не видел на той самой бесплодной смоковнице. Когда Он подходил к Иерусалиму и плакал о нем, что святой город, город Небесного Царя не узнал своего Царя, отвергнул Его. Да, они кричат: «Осанна!», они приветствуют Христа. Но Он понимает, что они приветствуют не Его, а они приветствуют ими ожидаемого Мессию, который их очень скоро разочарует, который не воспротивится ни оплеваниям, ни избиениям, ни распятию. Ведь они-то ожидали Мессию-освободителя, Мессию-завоевателя, поработителя всех народов израильскому народу, освободителю от власти Рима. А здесь Мессия страдающий, Мессия умирающий – Бог, умирающий на кресте. «Иудеям соблазн, эллинам безумие».

«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего». Вот это и есть первый и второй стихи из 35 главы пророка Исайи.

Это очень многозначное пророчество. Оно может относиться и относится и к чудесному рождению Иоанна Предтечи от много лет бесплодной матери Елизаветы, и к чудесному рождению самой Божией Матери от уже тоже престарелых родителей; оно относится и к торжеству Христа – в том числе, и Христа, к победе Христовой Церкви во всем мире, которая приносит плоды – тот самый плод ожидаемый. Это уже не бесплодная смоковница. Приносит Церковь христианская свои плоды. Это пророчество о тех лучших временах, когда семя Божие даст и уже дает всходы и приносит плоды. Пустыня – это и душа человеческая без Бога, это и народ Божий без Бога.

Но, несмотря на нашу человеческую инерцию, на нашу лень, на нашу нелюбовь к Богу – к сожалению, в нашем грехопадшем мире это продолжает жить (если уместен здесь этот глагол), мир в большинстве своем по-прежнему отвергает Своего Создателя, мир враждебен Богу, и Христос об этом предупреждал учеников на Тайной вечери; но, несмотря, вопреки этой всеобщей инерции все-таки Господь с нами – с нами Бог. С теми, кто Его ждет, кто Его жаждет, кто Его ищет.

А то, что Вы спрашивали из Первого послания к Коринфянам, 10 глава, 2 стих – это послание апостола Павла, в котором он предостерегает своих братьев во Христе от возвращения к языческому прошлому, к идолопоклонничеству и к тому, во что много раз впадал народ избранный, когда отворачивался от Бога. Апостол Павел напоминает из истории иудейского народа, что «отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море». Понятно, о каких событиях здесь идет речь – о событиях исхода из земли египетской, о странствованиях по пустыни по пути в землю обетованную. «Под облаком славы Божией», предводительствуемые Самим Богом, прошли сквозь море, сквозь Чермное море. «И все крестились в облаке и в море». Здесь крещение имеется в виду как погружение. Не забудьте, что это мы говорим «крещение», и у нас в этом слове корень «крест». А по-гречески крещение это «баптисма», и это слово означает «погружение с головой», преимущественно в водную стихию, если мы говорим об обряде крещения, о таинстве крещения и его видимом обряде. А вообще это слово означает погружение в стихию, в любую стихию с головой.

И вот здесь апостол и говорит: «крестились в Моисея в облаке и в море». В облаке славы Божией, в этой самой шехине, которая столп огненный ночью и грозовой днем, облако, наполнившее первую скинию новосозданного храма в виде еще палатки, шатра при Моисее и Аароне. И это облако, наполнившее и второй, и третий храмы.

И – «крестились в море». «Пройдя сквозь море». Это был символ крещения, символ погружения в эту стихию как переход, как очищение от египетского рабства. И апостол говорит: «Вы уже очищены, и много раз были очищены». И дальше он говорит о духовной пище, о духовном питие. «Камень же был Христос, потому что Христос вчера, днесь и во веки Тот же». И до воплощения, до вочеловечения Он пребывал и пребывает. И Бог действует всей полнотой Божества через Своего Святого Духа. В том числе и во второй Своей ипостаси – Боге-Сыне, Который потом воплотился, но уже с самого начала принимал как второе Лицо Пресвятой Троицы самое непосредственное, активное участие в домостроительстве Божием, в спасении человека. Вот почему «все пили одно и то же духовное питие», независимо от того, когда жили. «Все пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». «Был» – это не значит «был, и нет его». Это значит «был и есть». «В начале было Слово» – это значит, что Оно было и пребывает.

Вот так этот стих нужно понимать. Прощу прощения, что так долго Вам отвечал.

 

Вопрос:

У меня недоумения возникли, и хотелось бы, чтобы Вы мне подсказали что-нибудь. Тут одна женщина звонила на «Град Петров», просила помощи, но как-то чувствовалось, что с лукавствием. Я позвонил, хотел пожертвовать, а она со мной так небрежно повела себя и как-то отвратила меня от жертвоприношения. И заболел сразу. Я хотел бы, чтобы Вы пояснили мне, что произошло.

 

Ответ:

Попробую. Вы знаете, трудно нам бывает понять чувства другого человека, что там с душой у него происходит. Но в такого рода ситуациях, мне кажется, нужно опять-таки поступать по Евангелию, как Христос призывал. Милостиво относиться к людям, с терпением и снисхождением.

Вы по себе, очевидно, знаете, да и каждый знает это, что бывают у нас в разное время, в разном состоянии разные настроения. И, соответственно, разные реакции на окружающих нас людей. Иногда мы можем ответить невнимательно, небрежно, даже грубо – в чем потом раскаиваемся. А у человека уже остался какой-то нехороший след в душе от нашего отношения. Разумеется, такие случаи не следует оставлять без внимания, их нужно обязательно помнить и каяться в них. Потому что это есть грех невнимания, пренебрежения человеком. И, главное, не расстраиваться и не принимать это так близко к сердцу, что вот-де меня не поняли, меня недостаточно оценили, со мной как-то не так хорошо обошлись, как бы мне этого хотелось или как я того заслуживаю. Здесь поднимает голову наша гордость, вот в чем дело. И тогда нам бывает трудно, еще труднее с собою справиться. Потому что эта гордость немедленно укореняется и убеждает нас в нашей правоте: «Ведь я же прав!» И действительно, объективно со мной поступили не очень хорошо. Но получается такой конфликт, противоречие, патовая ситуация: человек не понимает или не хочет понимать, что нас обидел, огорчил и так далее, а мы не хотим проходить мимо этой обиды, мимо такого рода ситуации. И все, и конец. И поэтому здесь опять же пусть нам примером послужит Христос, Который даже уже будучи пригвождаем ко кресту, молился и говорил: «Отче, прости им, они не знают, что они делают». Если в такой крайней ситуации у Него нашлись силы, то неужели же мы не найдем в гораздо более мягких ситуациях силы в себе просто простить человеку какое-то невнимание, небрежение по отношению к нам?

Думаю, что все-таки это лучший выход. Принять это зло того же невнимания и пренебрежения на себя, и пусть это зло на мне и закончится, пусть дальше оно не пойдет. А если оно начинает порождать во мне другое зло, уже какое-то злое чувство, какую-то неприязненное чувство по отношению к обидчику, то это зло уже начинает умножаться. Здесь самое главное – не допускать этой постоянной рефлексии, отражения этого зла, его умножения. Стараться это зло в самом начале задушить, собой, что называется, накрыть. Пусть я потерплю; ладно, ничего от меня не отвалиться, если я проглочу эту обиду и, разумеется, прощу, не буду помнить о ней. Прощу, потому что, действительно, иногда человек не понимает, что он делает, находится в таком состоянии то ли раздраженном, то ли обиженном, то ли смущенном. И ведь это со мной тоже может случиться! И как я сейчас это прощу, пусть и мне когда-нибудь кто-нибудь простит мое невнимание к нему.

И мне кажется, вот так себя убеждая, уговаривая, можно найти выход из такого рода ситуации.

 

Вопрос:

Как готовиться к причастию на Светлой седмице? Как поститься? Какие правила читать?

 

Ответ:

Никакого поста на Светлой седмице нет. Это седмица сплошная. Все каноны заменяются каноном Пасхи, а молитвы ко Причащению остаются. Вы можете причащаться без всякого поста. Седмица сплошная.

 

Вопрос:

У меня вопрос по поводу «лечебной грязи». Помните, Вы как-то говорили, что разные скорби нужно воспринимать как лечебные грязи, по словам Феофана Затворника. А вот по поводу детей? Иногда хочется оберегать их от этого. Мне кажется, что дети не должны видеть этой грязи, этого негатива…

 

Ответ:

А вот Вы можете вспомнить себя в детском возрасте? Попытайтесь. Мне, конечно, трудно судить обо всех, но, насколько я могу себя вспомнить, мне многое было ясно уже в самом раннем возрасте. На самом деле, нам только кажется, что дети чего-то не понимают. Они понимают очень многое. Они, может быть, не могут это объяснить, и даже не умом, а как-то сердцем это воспринимают и понимают. Но они достаточно адекватно реагируют на какие-то нестандартные ситуации. Вы обратите внимание: они реагируют с пониманием, как будто понимают, о чем идет речь. Поэтому здесь, мне кажется, опасно считать, что «а, он еще маленький дурачок, ничего не понимает». Это неверная позиция. Конечно, они не могут все объяснить и разложить по полочкам – но и не всякий взрослый, как Вы понимаете, может. Но они сердцем чувствуют и понимают очень многое, очень многое.

Стоит ли, как Вы говорите, их закрывать, оберегать? Разумеется, оберегать от чрезмерного воздействия зла нужно. Это мы даже обязаны делать как родители. Но, с другой стороны, они ведь тоже должны получить прививку ради пробуждения в них иммунитета. Чтобы из них не получились тепличные растения; чтобы не возникло ситуации, когда они не будут знать, а как поступать? Пока у нас есть возможность диалога с ними, то, мне кажется, в небольших дозах вот эти «грязи», как Вы говорите, могут оказаться даже полезными. Потому что в таком диалоге с ребенком, объясняя ему, спрашивая у него: «А что ты думаешь по этому поводу? А как тебе кажется?», – и корректируя его восприятие ситуации, очень многого можно добиться. Это тоже мощный стимул воспитания – на примере пусть и отрицательном.

Но, начиная такую беседу, нужно обязательно помолиться, потому что ситуация, как правило, бывает нестандартная, и мы сами здесь тоже можем ошибиться. И здесь нужно обязательно попросить у Бога мудрости и терпения, чтобы объяснить правильно, чтобы не смутить сердце ребенка.

Мне сейчас вспомнилось, как митрополит Антоний в замечательной книге о смерти говорит. Вот стандартная житейская ситуация: умерла бабушка в семье. И как быть с детьми? Традиционно считается, что детей надо увести, и желательно куда-нибудь подальше, чтобы они не видели смерти. А митрополит Антоний не согласен с такой позицией. И была такая ситуация, которую он описывает, где родители тоже хотели убрать детей подальше. Но он сказал: «Нет, оставьте их. Пусть они знают, что такое смерть. Пусть они не думают, что смерть – это что-то страшное, безобразное и ужасное. В нашей ситуации грехопадшего мира это единственный и лучший выход из этой жизни». И вот владыка Антоний взял этих детей, это были мальчик и девочка, подвел их к гробу и сказал: «Вот лежит ваша бабушка». Я не помню точно его слова, не хочу фантазировать, но суть в том, что после этого, когда детей спросили, что же вы видели, они сказали: «мы видели печать смерти, она прекрасна». Это сказали эти маленькие дети. И у них не было уже потом страха перед смертью, перед покойниками, который обычно бывает.

 

Вопрос (продолжение):

А если вот такая ситуация: несчастные и сильно пьющие соседи? Дети открытые и даже хотят с ними общаться, но при этом многое их отталкивает – запах, какое-то поведение…

 

Ответ:

Вы объясните детям, и они Вас поймут, что есть человек, а есть – его грех, его недостатки, его пороки. Что это разные вещи, и нельзя объединять их. Нужно уметь отделить грех от человека, поступок от человека. Поступок можно и нужно осудить. Но нельзя осудить человека.

 

Вопрос (продолжение):

Да, что человек он хороший, но как все, падшее создание… И не ведает, что творит.

 

Ответ:

Естественно. И если ребенок вот так будет подходить к этому человеку, с таким сознанием – может быть, что-то изменится и в том человеке. Если он будет видеть, что его никто не осуждает. Вы знаете, как это ужасно чувствовать, что даже ребенок тебя осуждает. Это бывает ужасно и страшно, действительно. От этого можно впасть в большее отчаяние. А если он будет видеть, что ребенок проявляет интерес и как бы старается не замечать то, что ему неприятно – и запах, и все остальное, и все-таки видит прежде всего человека. Это будет хорошая школа для ребенка.

 

Вопрос:

Я не очень поняла. Вы сказали, что на Светлой седмице читается только Пасхальный канон?

 

Ответ:

До отдания Пасхи все каноны, которые мы обычно читаем, заменяются каноном Пасхи. Это тот канон, который мы пели в Пасхальную ночь: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!» Первого гласа, творение Иоанна Дамаскина. Замечательный, чудный, дивный канон!

 

Вопрос (продолжение):

Все сорок дней?

 

Ответ:

Все сорок дней все каноны заменяются каноном Пасхи.

 

Я говорил вам о Евангелиях, которые читаются на Светлой седмице, и вот читается также Евангелие о браке в Кане Галилейской – о первом чуде, которое сотворил Иисус.

Удивительно, как чудеса Христовы действуют в разных направлениях. Казалось бы, что здесь требовалось от Него, о чем просила  Его Мария? Чтобы Он помог этим людям. Да, Он помог, превратил воду в вино, восполнил им недостаток вина, да еще и лучшим вином, как выяснилось – так, что пир завершился лучшим вином, а не худшим, как обычно бывало. И, казалось бы, все довольны, и все хорошо.

Но Ему этого мало. Потому что всякое чудо Господь стремится распространить дальше, чтобы оно «работало» не только по какой-то причине или по какому-то поводу – допустим, нет вина, и вот оно уже есть, и все хорошо – нет, это чудо словно переливается через край, эта чаша чудесного знамения, и продолжает свое благотворное действие дальше.

Здесь это выразилось в вере – ученики уверовали в Него, как написано, видя славу Его, видя Его, сотворившего такое чудо. Разумеется, это еще не та вера, которой ждет от них Иисус; не та вера, которая позволит им в будущем твердо и с радостью идти на мучения и смерть. Это предварительное удостоверение, помощь, благодатная поддержка растущей вере учеников. Потому что, как вы помните, несмотря на эту веру, ученики много раз еще будут сомневаться, и Иисус еще много раз назовет их маловерными.

Но такие вещи умеют накапливаться – это и называется религиозным опытом. Постепенно, постепенно – как «Мария слагала эти слова в сердце своем», так и мудрый человек обязательно слагает все эти чудеса, чудесные знамения, все проявления Божией милости и благодати, откладывает, сохраняет их – по-гречески даже буквально не «слагала» Мария, а сохраняла эти слова в сердце своем. И не просто хранит, а в какие-то критические моменты обращается к ним, открывает эту сокровищницу, чтобы еще и еще раз вспомнить, как это было когда-то. И, может быть, с надеждой, что так будет и теперь, обратиться к Богу за помощью.

 

Вопрос:

У меня такой вопрос: сейчас Светлая седмица, и мы читаем часы Святой Пасхи вместо утреннего и вечернего правила. А молитвы за живых и усопших?

 

Ответ:

Эти молитвы присоединяются к часам. Обычно в конце, перед заключительными молитвословиями, можно добавить: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих», это о здравии; и «Упокой, Господи».

 

Вопрос:

А исповедание грехов ежедневное тоже присоединяется?

 

Ответ:

Это как Вы хотите. Если Вы уже привыкли к этой молитве, и она Вам уже просто необходима – можете ее добавлять, конечно.

 

Вопрос:

И мы молимся стоя? Не на коленях?

 

Ответ:

На коленях мы не молимся. Первые коленопреклоненные молитвы будут только на вечерне праздника Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи.

И еще напомню вам, дорогие братья и сестры, что есть такая традиция, не очень древняя и не очень правильная с точки зрения богословия и эортологии, науки о христианских праздниках: посещать кладбища и на Пасху, в самый день Пасхи, и в ближайшие дни Светлой седмицы. Это не совсем верно. Самый ближайший день для поминовения усопших и для посещения кладбищ есть Радоница, это вторник второй седмицы по Пасхе. Вот тогда, действительно, очень важно и нужно пойти на кладбище и помолиться. Потому что именно в этот день у нас во всех храмах братская молитва об усопших, когда все молятся.

Вот почему важны наши сроки и дни праздников – они установлены не просто потому, что так это удобно или для порядка, но еще и потому, что в эти дни все мы молимся об одном и том же. И такая молитва, конечно, бывает многократно усиливаемая, когда не один, а, как Христос говорил, «двое или трое собраны во имя Мое». И чем больше людей молится об одном и том же, тем больше у нас веры и надежды, что Господь услышит и исполнит нашу молитву. Вот почему важно вовремя совершать наши молитвы о том или другом – в том числе и о наших усопших.

 

Вопрос:

Псалтирь надо читать в Светлую седмицу – вот эта Следованная Псалтирь, которая каждый день читается по уставу?

 

Ответ:

Это не церковная традиция, это так называемая околоцерковное или паралитургическое чтение. Из Псалтири читается только то, что положено бывает читать, стихословить в эти дни до отдания Пасхи. Но Псалтирь в таком объеме не читается, как обычно.

Читайте канон Пасхи, он очень светлый и очень помогает!

 

Дорогие братья и сестры, время нашей передачи подходит к концу. С вами был протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории. Да хранит вас Господь! Помощи вам Божией! Христос воскресе!

 

Текст: Ольга Суровегина

Наверх

Рейтинг@Mail.ru