Программа Юлии Анохиной и Елены Володченко
«Обратная перспектива»
Гость: Михаил Юрьевич Кукин, поэт, искусствовед, лектор
Тема: эстетика иконы и художественные принципы авангардного искусство
Эфир: 19 мая 2024 г.
АУДИО
В этом выпуске программы беседуем о поэтической книге «КуФёГа». Книга была издана в 2023 году в «Издательстве Н. Филимонова», в нее вошли стихотворения трех поэтов – Михаила Кукина, Игоря Фёдорова и Константина Гадаева. В ходе разговора обсуждаем предысторию возникновения этого издания, говорим об основных принципах композиционной организации книги, об отдельных стихотворениях, включенных в нее, о том, как в них отразились вечные образы мировой культуры.
Михаил Кукин:
Византийские мозаики – совершенно уникальная страница в мировом искусстве, и ни с чем ты их не спутаешь. Формально это как будто бы живопись, но созданная кусочками смальты, которая сверкает, сияет, не выцветает и вообще – чудесным образом с тобой взаимодействует. Когда ты входишь в храм, где есть византийские мозаики, поднимаешь голову, то у тебя возникает ощущение, что своими глазами видишь чудо. Великое искусство в целом создает такое чувство, но византийские мозаики особенно способствуют его возникновению: когда в сумраке храма видишь такое сияние, которое создается не лампочками. Но одно дело – визуальные образы и та радость, которая возникает от их разглядывания, а ведь есть еще и сюжеты. Меня поразили в Равенне две мозаики, находящиеся напротив друг друга. На одной стороне изображен император Юстиниан со своей свитой, состоящей из мужчин, а на противоположной – другая группа: его жена императрица Феодора и ее свита, женская. Они как будто бы смотрят друг на друга. Когда ты подходишь к ним, смотришь налево и направо, то не только видишь красоту этих образов, но и воспринимаешь стоящее за ними послание. И в своем стихотворении «Равенна» я попытался коснуться этой стороны.
Равенна
Империя, как любовь:
её возвратить нельзя.
Дышат иначе, иначе смеются
юные племена.
На стёртых ступенях сидят,
носят обломки имен.
Другие поводы к войнам,
другие напитки,
другие культурные стереотипы –
но вот уже сами они и их короли превращаются в сон.
Мерцает мозаика. Своды просторны.
Вечерняя мгла затекла в галереи,
подняв удивленные брови аркад.
Входящий, вглядись в наши лица.
С надеждой мы смотрим вперёд.
С надеждой ты смотришь назад.
Спасибо за публикацию, дорогая редакция радио «Град Петров»!