«Пастырский час»
Прямой эфир 23 февраля 2017 г., 20:30
Протоиерей Александр Рябков
Начинается Великий Пост, один из многодневных постов, установленных в Православной Церкви. Смысл поста как приготовления к грядущему церковному празднику – лежит на поверхности. Пасха — праздников праздник и торжество из торжеств, так поется в церковных песнопениях, и, разумеется, преддверием этого события является строгое телесное воздержание. Сами будние и воскресные дни Великого поста имеют обширное богословское и историческое значение. Но через эти библейские символы, которыми наполнены богослужения великопостных дней, Церковь призывает к возрождению духовного самосознания в человеке. Эта покаянная и, тем самым, восстановительная работа в душе происходит благодаря аскетическому усилию, которое человек применяет к своей жизни.
Для начала необходимо осознать важность внутренней тишины, которой время поста отличается от других дней года. Рассеивающие развлечения становятся лишними и мешающими глубокой сосредоточенности этого исповедального периода. Лучше в эти дни отрешиться от оглушающих душу передач, транслируемых средствами массовой информации. Будет очень полезно, если ритм жизни будет формироваться умиротворяющей музыкой и сопровождаться вдумчивым погружением в книгу. Круг чтения, который может быть выбран на это время, не обязательно должен состоять только из библейских текстов или религиозной литературы. Можно на весь пост взять объемный том из мировой классики или глубокую философскую книгу.
Разумеется, по возможности кардинально меняется рацион питания. Конечно, у всех разные физические данные и не все способны исключить животную пищу по причине тех или иных заболеваний. Но сама пища и особенно ее неумеренное или неправильное потребление преимущественно являются причинами многих заболеваний. Очень часто говорят о пищевой диете как способе телесного оздоровления, но очень редко говорят о ней как о способе оздоровления души. Если само тело временами просит свободы от чередующихся телесных удовольствий, то душа или психическое ядро личности – подавно нуждается в этом освобождении. Даже при заметном ослаблении тела от поста, человек ощущает прилив духовных сил, через осознание согласия своей жизни с высшими принципами.
Особенно воздержание от опьяняющих веществ, таких как табак или алкоголь, привносит в жизнь человека благоухающую свободу, которая проявляется и в его работоспособности, и в душевном равновесии. Человек, победивший какую-либо пагубную страсть через пост, осознает, что трезвое восприятие жизни и даже простое каждодневное созерцание реальных неба и земли намного предпочтительней искусственного рая, который переживается его одурманенным сознанием.
Одолевая пристрастия к временным и мимолетным наслаждениям, душа человеческая приобщается к вечности и переживает ее как постоянный утренний рассвет и начало нового дня. Данное глубокое радостное настроение приходит благодаря таким качествам как воздержание, целомудрие и благочестие, которые укореняются в человеческой личности благодаря постам, установленным в церковной традиции. Вдумчиво пройдя постные дни и приложив усилия к серьезному восприятию этого времени через посещение богослужений и участие в священнодействиях, человек может достичь очень важных результатов. Само тело человека становится не источником искушений, а убежищем тишины в наше безумное и суматошное время.
Верующий человек, воспринявший пост всерьез, достигает возможности отказываться от абсолютной подчиненности многочисленным и неосуществимым желаниям. Христианин еще более усиливает в себе способность управлять и повелевать своим телом. Пройденный не формально пост созидает собранность ума, который не страдает от переменчивости жизненных ситуаций со всеми успехами и неуспехами, удачами и неудачами, ожиданиями и разочарованиями, сожалениями и обидами, а также мелочными заботами, превращающими жизнь в суету. Отбросив отвлеченные размышления, ум полностью концентрируется на переживании Вечности. Такая незыблемость души и есть то Царство Божие пришедшее в силе, которое было обещано Господом каждой душе еще при земной жизни человека.