6+

«Не безнадежна жизнь, не безнадежно человечество, не безнадежен мир»

Рождество Богородицы

Беседы протопресвитера Александра Шмемана

О Пресвятой Богородице

АУДИО

 

Увенчание приготовления. Рождество Богородицы

«Первый праздник религиозного восприятия времени – это праздник Рождества Богородицы»

«Не безнадежна жизнь, не безнадежно человечество, не безнадежен мир, если наряду со злом могли они вырастить и явить такую красоту, такое совершенство, образ такого добра. Это образ той истории, о которой не пишут историки и не сообщают газеты – истории сокровенного роста добра, свободы, любви. Это праздник нашего, человеческого ответа на призыв Бога».

«В Марии сияет образ человека, каким хотел его, создавая, Бог. В Ней смирение претворяется в свободу, верность – в силу, послушание – в царскую власть»,

 

Бессилие, ставшее силой. Рождество Богородицы и Воздвижение Креста

«Христос говорил: на суд пришел Я в мир сей, чтобы слепые видели, а зрячие ослепли. Христос говорил о мече и разделении, не об успокоенности тихого, отрешенного быта. Поэтому в каждом празднике, в каждом установлении Церкви нужно искать и уметь находить ту частицу этого огня, что заложена в них и которую мы, верующие, сами перестали ощущать».

«Ребенок, детство – вот что оказывается так часто в центре христианства: Рождество Богородицы, Рождество Христа».

«А через месяц – Крест, другая всепобеждающая тема христианства. Крест – красота вселенной. Ибо крест для верующих – это символ любви…»

«…и символ победы. Сим победишь. Не подлостью и угодничеством, не эгоизмом и приспособлениями, не осторожностью и страхом, не мелочностью и компромиссами, а Крестом, то есть одиноким мужеством…»

 

Свидетельство о Женщине

«Сведение женщины к роли только жены, только матери – всё это требует от нас, христиан, нашего свидетельства. И где же нам искать его, как не в образе Той женщины, преклонением перед Которой наполнена наша вера. «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». О чем эта радость?»

 

Знание, даруемое любовью

«Подход «докажи – и я тебе поверю» не подходит не только к вере, но не подходит к жизни вообще».

 

Сказавшая «да» за всех нас. Благовещение

 

Чистейший плод. Рождество Богородицы

«В наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий смысл. В Церкви тоже говорят о наследственности – но только духовной».

«Увы, нам виднее и понятнее наследственность зла».

 

Приснодевство

«Нигде ни разу Христос не сказал, что Он родился чудесным образом – не употребил этого доказательства. И когда Он висел на Кресте, окружающие издевались над Ним, требовали именно чуда: «Сойди с креста и мы поверим в Тебя». Но Он не сошел со Креста и они не поверили в Него».

 

Спасающий покров. На праздник Покрова

 

Пречистый храм. Введение во храм

 

Дар Богу. Рождество Христово

 

Дар миру

«Несколько слов о почитании Марии – Матери Иисуса Христа. О смысле этого почитания для нас, в нашей жизни, в таком запутанном, сложном и, скажем прямо, трагическом мире. Что бы нам не твердили пропагандисты казенной идеологии, мы уже давно знаем, что всё в этой пропаганде, в этой идеологии – ложь и обман. И что пустозвонством своим, казённым оптимизмом и ложью прикрывает она на деле бесконечно трудную и в трудности своей столь часто кажущуюся бессмысленной жизнь. «Мы строим, мы построим, мы достроим… Мы освободим, мы утвердим на земле подлинное счастье…» Но вот мы так много, так долго слышали всё это, что самые эти слова перестали означать для нас что бы то ни было. За каждым из этих слов мы автоматически различаем пустоту и обман. В мире страшно, и пусто, и одиноко, и бесконечно трудно жить. И потому так много людей ищут только того, как бы уйти от этой лжи, от этой безрадостной жизни. И погружаются – кто в беспробудное пьянство, кто в попытки обмануть обманщиков, выцарапать у них хоть долю самого простого, животного счастья. Но всё это всегда, рано или поздно, оказывается тупиком. И только еще более страшным становится пробуждение и насильный возврат к постылой лямке. Неслучайно, какую бы область жизни мы ни взяли – каждая в наши дни стала «проблемой». «Проблема общества», «проблема труда», «проблема пола», «проблема женщины», «проблема счастья»… И стало всё это проблемой потому, конечно, что, с одной стороны, готовые ответы и предписания, даваемые казенной пропагандой, уже давно развенчаны в своей лжи и пустоте и перестали быть ответом. И потому, с другой стороны, что других ответов нет и мы не знаем где их искать. И воцаряются в нашем сознании пустота и цинизм. И вот их и хотим мы заглушить, от них и хотим бежать.

Многие в наши дни начинают смутно сознавать, что подлинные ответы невозможны, если не прорвется человек прежде всего к высшему и вечному, не обретет веру. Но ведь и в Бога можно верить по-разному. Ведь и вера может быть только уходом, только бегством, своего рода психологическим опьянением…»

 

«И поэтому христианство спрашивало не просто: «веришь ли ты?», а христианство спрашивало: «как ты веришь и во что?» И в попытке ответить на этот основной вопрос вырастает перед внутренним взором образ Девы Марии».

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru