Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: протоиерей Владимир Сорокин
Прямой эфир 16 января 2022 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— скончался протоиерей Николай Гундяев, брат Святейшего Патриарха Кирилла
— эпоха экуменизма и эпоха разногласий
— решено образовать Патриарший экзархат Африки
— Воскресенский Новодевичий монастырь, его нынешняя настоятельница игумения София и его история во время гонений
— должны ли монахи работать
— нужно ли вернуть смертную казнь в Россию
— что делает людей жестокими преступниками
Александр Крупинин:
У нас звонок есть, давайте послушаем.
Звонок слушателя:
Здравствуйте, отец Владимир. Вот у меня такой вопрос. Я читала воспоминания протоиерея Николая Гундяева о митрополите Никодиме (Ротове) и из прочитанного у меня сложилось впечатление, что поиск христианского единства тогда был усердным и каким-то реальным. А вот сейчас продолжается ли этот поиск? Потому что иногда у меня складывается впечатление, что на первое место сейчас скорее выходят разногласия. Или просто проходят как-то незамеченными мероприятия, посвящённые христианскому единству?
Протоиерей Владимир Сорокин:
Спасибо. Да. В «Журнале Московской Патриархии» в своё время было опубликовано такое – подборка выражений позиции владыки Никодима, где он просто объяснял, почему и как он поступал. И не только по его вот этим воспоминаниям, но я ещё раз говорю, я помню это время, что оно, действительно, не знаю, чем это объяснить, я вот последнее время… как-то этому времени уделяется какое-то странное такое внимание. Конечно, эпоха репрессий, новомученики, всё это ужасно, но им настолько много времени уделяется, что это давит всё остальное. Разносторонность. На самом деле, чем эта эпоха отличалась? Экуменизм – это стремление к единству. Миротворчество – это поиск каких-то путей. И нас это вдохновляло. И вот я помню, что мы, действительно, молодые, как-то это было интересно. А сейчас, смотришь, что ни заседание Синода, что ни вести с востока, всё какие-то страны один другого… один у другого или приходы отнимает или еще что-то… И настолько этого много, что я даже, будучи уже опытным человеком, я и то теряюсь: ну как же так? Господь пришёл нас объединять. Как же у нас… не понимают, что ли, правил, есть же каноническая норма.
…
Потом, смотрю, то Константинопольский Патриарх творит, что наши не согласны, и другие, то мы что-то творим такое, что это вызывает чувство глубокого сожаления.
…
А сейчас, такое впечатление, что разрушается или пересматривается вся каноническая система, вся каноническая структура, это же разрушение, это саморазрушение просто. Меня, как человека, который уже всё-таки многое повидал, меня это очень печалит, честно говоря, и просто настораживает. Вот сейчас из-за Украины у нас всё православие просто на дыбы встало. С одной и с другой стороны. Зачем это? Я не понимаю.
Александр Крупинин:
Вот эта вот тема с Александрийским Патриархатом… у нас в дайджесте несколько есть сообщений на тему, что в Русской Православной Церкви организован Африканский экзархат. Что 102 клирика перешли из Александрийской Церкви в Московскую, и что там будет две епархии. Синод Александрийского Патриархата состоялся, который, ну, наверное, естественно оказался недоволен этим, этими решениями, да. То есть как бы получается, что вот идёт всё дело к тому, что каноническое деление территории, вот это всё как бы оно уже уходит, да, то есть это становится уже вчерашним днем.
Протоиерей Владимир Сорокин:
Я когда почитал постановление нашего Синода… Какая аргументация странная. …мы не могли не откликнуться на просьбу африканских священнослужителей перейти в нашу юрисдикцию… Как это не могли? А зачем же канонические правила?
Александр Крупинин:
А это исходит из того, что Александрийский Патриарх нарушил канонические правила, и эти клирики не хотят, в связи с тем, что Александрийский Патриарх признал Украинскую Православную Церковь, то эти клирики как бы не хотят вот соглашаться с этим.
Протоиерей Владимир Сорокин:
Меня эта аргументация очень настораживает. … Как владыка Никодим делал: есть вопросы? – едем на Родос. … С греками – это не такая простая система, по которой о чем-то можно договориться.
…
Меня это очень настораживает, огорчает, а, кроме того, ну, Господи, помилуй, у нас деревенские приходы еле волочат существование, у нас люди тоже нуждаются в том, чтобы о них больше заботились. А, выходит, теперь мы туда будем какие-то и средства, наверное, и силы…
…надо какие-то туда и силы, и средства, и всё прочее. Но я рассуждаю просто как рядовой православный человек.
…
…мы выросли в атмосфере, когда после эпохи репрессий, после гонений, хотя сложно было, власть нас всё равно держала в подполье, но мы там всё-таки шевелились, проявляли себя, на основании того, что искали возможности не воевать, не ссориться, не ругаться на весь мир. А здесь, смотрите, перед всем миром… Нажмите интернет – уже видишь вот это обращение Александрийского Патриарха. Ясно, что они обиделись, ещё бы не обидеться. Также как мы обиделись на Константинопольского Патриарха.
…
А как владыка Никодим делал? Он всё это умел перевести на встречи, на внутренние, и – давайте выяснять, и всё, и будем жить так, чтобы всё-таки не подавать соблазна.
…
… Отец Николай ведь родился в семье… ещё отец у него не был священником, потом, в 47 году его рукоположили, а он родился просто а благочестивой семье. А к этому времени, надо сказать, Советская власть умудрилась настолько уничтожить священническое, скажем так, сословие, особенно роды священников, их просто выкосили, их не было, и вот семья Гундяевых – она как раз является примером того, как возрождались вот эти традиции, из народа. … в целом это не был священнический род, а вот он зарождался… Традиция народная, такая глубокая традиция, она и формировала вот это новое поколение священнических семей. … Поэтому вот эта смена эпох, когда одна эпоха забирает какие-то целые… это же объявлено было Советской властью: «классовая борьба». Мне кажется, можно вполне основательно говорить о том, что геноцид духовенства русского был стопроцентный, то что называют холокост.
…
Можно говорить о том, что это был геноцид. И вот это духовенство ушло, а на место – во время войны, уже после войны потихоньку вот возрождались вот эти семьи. И вот семья Гундяевых она как раз была вот этой семьей, которая восполняла вот эти потери.
…
И вот я занимаюсь вот этой темой гонений, и меня заинтересовало, сейчас интересная тема есть, мне кажется, стоило бы когда-нибудь и у вас на радио такую беседу сделать… Хотя у вас по радио «Град Петров» прозвучало интервью с историком из Перми Дегтяревой, у вас по радио «Град Петров» шла с ней такая интересная передача, она написала книгу, было такое в Перми «Общество трудового духовенства», 37 год. Вдумайтесь: «Общество трудового духовенства». …мне интересно было, я попросил эту книгу, мне владыка Мефодий ее прислал, я почитал, интересно, действительно. А сама по себе тема меня всегда интересовала: как православные приходы, люди, приспосабливались, скажем так грубо, или как-то делали какие-то попытки но не то что договориться с Советской властью, но существовать-то им надо было каким-то образом… пытались договориться. Меня как раз вот эта тема интересует.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.
См. также:
Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
С чего начинали «дело», как формировали группу обвиняемых, в чем обвиняли и на каком основании, как велось следствие, каковы судьбы следователей, как родственники узнавали правду, и что еще предстоит узнать нам. Программа «Встреча» с участием д.ф.н. Марии Дегтяревой, автора книги «Дело «Общества трудового духовенства» (1937 год). По материалам ПермГАСПИ». Эфир 5 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ