Программа Марины Михайловой
«Родная речь. Второе чтение»
Александр Блок. «Пушкинскому Дому»
АУДИО
Приглашаем перечитать великие строки русских поэтов разных эпох и поразмышлять над ними вместе с автором и ведущей программы филологом и философом Мариной Михайловой.
Имя Пушкинского Дома
В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!
Это — звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке,
Это — древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.
Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук
Имя Пушкинского Дома
В Академии наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
1921 г.
Марина Михайлова:
«Блок датирует эти стихи 11 февраля 1921 года. В 21-м году ни у кого уже не было иллюзий относительно Октябрьской революции. Все надежды к этому времени развеялись, и перед людьми вставал вопрос о том, как выживать в новом мире.
Стихотворение Блока пишется параллельно с его речью «О назначении поэта», которую он прочтет 19 февраля, в пушкинские дни. Процитируем эту речь – для того, чтобы нам стало яснее, почему для Блока именно Пушкин – это тот, кто может протянуть руку через время, через историческое пространство:
«Наша память хранит с малолетства веселое имя – Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Пушкин умел так легко и весело нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта нелегкая и невеселая; она трагическая. Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.
Три дела возложены на поэта: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир. Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. «Слова поэта суть уже его дела».
Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные, и соединенные человеческие силы».
Возвращаясь к нашему стихотворению «Пушкинскому Дому», мы можем сказать, что в этих стихах Блок выражает глубокое сомнение в том, что идеологические силы способны менять мир.
В ситуации полной потери для нас остаются две точки опоры. Это, во-первых, тот прекрасный город, в котором происходит действие этого стихотворения, а, во-вторых, то самое веселое имя Пушкин, которое у нас отнять уже не сможет никто.
Если мы – дети гармонии, а мы все в той или иной мере причастны этим гармоническим волнам, которые держат мир; если мы – дети Божьи, то мы можем отбрасывать грязь и бездарность современности и видеть эти огненные глубины пылающих небес, о которых пишет Блок и которые напоминают нам о том, что Бог создал мир, и мир ждет Бога, Который придет. Поэты, и Пушкин прежде всего, в этом нам опора. И город, в котором мы живем, с его гармонической красотой, заложенной в каждой улице, в каждой набережной. Это тоже основание, которое позволяет нам удержаться и быть людьми даже в самые трудные, в самые темные времена».
Слушайте программу «Родная речь. Второе чтение» в четверг и в пятницу в 11.45, а также в субботу в 12.40.
Скачивайте другие выпуски в рубрике «Родная речь. Второе чтение» на Сервисе скачиваний.