ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ НА РАДИО «ГРАД ПЕТРОВ»
Лекция Татьяны Трефиловой
1 апреля 2016 г.
ФОТО – Екатерина Степанова
В здании редакции радио «Град Петров» прошла лекция автора программы «Невидимый Петербург» краеведа Татьяны Трефиловой. Это мероприятие – первое из череды встреч с ведущими нашего радио. Помимо лекции, в его рамках состоялось чаепитие; кроме того, радиослушатели могли пообщаться с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым.
Тема лекции Татьяны Александровны – «Невидимый Петербург. От Дворянского собрания до Большого зала Филармонии».
Нынешний Большой зал Филармонии (БФЗ) помнит особые события из жизни Петербурга. Здесь праздновали 100-летие Императорского Александровского лицея и 100-летие Торгового дома «Братья Елисеевы», здесь проходили знаменитые Рождественские благотворительные базары.
После революции зал Дворянского собрания стал на некоторое время судебным залом. О драматичных страницах истории здания на Невском пр., 30 и говорила на своей лекции Татьяна Трефилова.
Лекция сопровождалась показом фотографий.
Т.А. Трефилова:
Советское правительство издало постановление о том, что нужно отдать все ценности, даже те, которые являются сугубо богослужебными. Отдавать их в руки неверующих было, по сути, святотатством. Изъятие церковных ценностей в храмах Петербурга, по сути, насильственное ограбление петербургских храмов, естественно, вызывало народное волнение.
По этому делу были арестованы многие представители нашего духовенства: митрополит Вениамин (Казанский), епископ Венедикт (Плотников), священник Михаил Чельцов, настоятель Измайловского собора, автор замечательной книги «Записки смертника», отец Леонид Богоявленский, настоятель Исаакиевского собора, протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Чуков). На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Были арестованы представители духовенства, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии, к тому времени уже закрытой, преподаватели Богословского института, который находился на Фонтанке, были арестованы наиболее активные прихожане и масса просто случайных людей, которые оказались на месте волнений во время изъятия церковных ценностей. Они были просто схвачены прямо с улицы и арестованы. Все вместе – разношёрстная компания, в которой оказались даже люди, далёкие от Церкви, некоторые даже неправославного вероисповедания, просто схваченные на улице, оказались на скамье подсудимых в зале Дворянского собрания.
Обратите внимание: прошло всего несколько лет, но очень быстро наступает разруха. Облупленные уже стены. Что они сделали с ними? Я не могу даже сказать. Может быть, пытались покрасить краской – вот здесь на фотографии видно, что идёт неровная полоса масляной краски. Зал Дворянского собрания превратился в зал судебного заседания. Сюда приводили арестованных, которые содержались в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице. Привозили их сюда в грузовиках.
Митрополита везли отдельно, в карете, и каждый день, перед началом заседания, у главного входа в филармонию собиралась огромная толпа тех людей, которых не пускали в зал заседаний. Туда можно было войти только по пригласительным билетам, которые выдавались только членам партии или студентам Коммунистического университета имени Зиновьева, который тогда находился в Таврическом дворце. Простых людей туда не пускали.
Каждый раз, когда подъезжала карета с митрополитом, огромные толпы народа, которые стояли вдоль Михайловской улицы, опускались на колени, с пением: «Спаси, Господи, люди твоя…». Молились о здравии митрополита, под ноги митрополита бросали цветы. И каждый раз, когда заключённые вместе с митрополитом входили в зал, все присутствующие в зале, даже несмотря на то, что они были коммунистами, вставали, поддавшись какому-то порыву. Когда заключённых выводили из зала, все присутствующие опять-таки вставали. Председатель суда всячески пытался препятствовать этому знаку внимания и уважения к митрополиту, но должен был смириться, потому что так повторялось каждый раз.
В ходе этого процесса было доказано то, что в России существует контрреволюционная организация, и эта контрреволюционная организация есть Русская Православная Церковь, которая практически тысячелетие существует в нашей стране…
АУДИО полностью
ФОТО