Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Елена Александровна Евдокимова, кандидат философских наук, доцент кафедры филологии и истории искусств (факультет экранных искусств СПбГИКИТ), преподаватель Института богословия и философии, автор книг «Избывая «бессмертную пошлость»: Опыт художественной литературы» (Издательство ИБиФ, 2016), «Любовь и поиск счастья в русской литературе: Достоевский — Лесков — Чехов — Булгаков» (СПбГИКиТ, 2022), «Любовь и семья в русской классической литературе XIX века» («Церковь и культура», 2006) и др.
Тема: феномен пошлости в мировой классической литературе и в жизни современного человека
Беседа третья
Эфир 1 апреля 2023 г.
АУДИО
Елена Евдокимова:
Давайте начнем не с того, когда человек теряет чувствительность к слову, к понятию «пошлость», не с того, когда он перестаёт почему-то его использовать, а с того, когда оно актуально. А вот актуально оно было (такой прямо резонанс был, пожалуй, это XX век) в интеллигентской среде, это слово повторялось всё время и по очень многим поводам. Это не значит, что тогда возникла интуиция, чувствительность к пошлости. Возникла она и развилась (если говорить о нас) в русской литературе XIX века, и, конечно, ее всплеск, ее открытие – это было у Гоголя. Мы говорили, что Пушкин вот так это не артикулировал, чувствительность к пошлости, хотя у него моменты такие, конечно, есть, взгляда именно такого вот снисходительного на инфицированных пошлостью. А погрузился в ужас пошлости (потому что, вообще-то, пошлость – это ужас, тьма и бездна) первый по-настоящему – Гоголь. И вот здесь мы можем задаться таким вопросом: в чем дело, почему только в XIX веке? Потому что это касается, вообще-то, не только русской литературы. Чувствительность к пошлости, звучание темы пошлости появляется довольно поздно. И, пожалуй, если говорить о мировой литературе, культуре, то, наверное, обострилась эта чувствительность на почве романтизма. А второй вопрос – когда человек отравляется пошлостью больше? То есть понятно, что она всегда наготове. Но вот когда эта отрава, этот микроб, который летает в воздухе и сидит в нас, когда он начинает разрастаться? Видимо, он разрастается тем больше, чем больше человек обращен к себе. Вот пошлость неизменно связана с тем, что человек замыкается на себя и воспринимает себя очень всерьез. Опять же, с этим связано то, что пошлость всегда сопряжена с самодовольством. Если пытаться как-то кратко сформулировать: это соединение завышенных претензий с очень скромными ресурсами. А завышенные претензии обязательно рождаются на почве обращенности к себе с удовольствием. И чем больше это твое самодовольство, чем оно безпримеснее, тем больше гарантировано, что ты не просто впал в пошлость, ты не просто как-то причастен к этому, а что ты глядишь туда – в пошляки законченные.
Но почему в древности эта тема практически не звучит? И даже если есть там человек и глупый, и ничтожный, и в Средневековье, и в Античности, это всё равно не совсем то. А потому что у человека ритм жизни складывался так, что так на себя замыкаться у него не было ни традиции, не повода, ни времени. Очень много в мире дел было и очень много в мире вокруг всего открывалось нового и свежего. А пошлость всегда связана вот с этой самой затхлостью, безвоздушностью и замкнутостью. Хотя бы просто труд был более тяжелый, прожить надо было, и чтобы прожить и выжить – нужно было потратить много времени.
…
В конце концов, было ещё две вещи, во-первых, человек все-таки, чем глубже в древность – тем более однозначно он религиозен, и если он религиозен, то как бы он ни был мелок, как бы он не склонен был любить себя, все-таки у него есть центр вне себя, и он в этом смысле совершенно адекватен, и он понимает, что не он источник своей жизни. Поздний человек об этом часто вообще даже не подозревает, он как-то очень искренне и простодушно уверен, что он центр мира. Если мы в себе или в другом видим вот это вот свойство ощущать себя (в полном именно простодушии искреннем) центром происходящего – можно быть уверенным, что мы отравлены, воздух, в котором мы сейчас находимся, отравлен. А для древнего человека это было блокировано тем, что он религиозен. В древности человек знал, что если он и центр, то не абсолютный, а относительный. И отсюда величие древних жестов и величие древних произведений.
Пошлость всегда связана с затхлостью, безвоздушностью и замкнутостью, она всегда – против нового и свежего.
И второй момент, что спасало человека прошлого от такой вот сильной отравленности пошлостью, это то, что его жизнь была ритуализована, то есть ритуал, какие-то традиции, обыкновения, даже просто правила поведения … он не остается на самого себя так тотально, как остается на самого себя поздний человек, или, как говорили в конце XIX века, последний человек. А вот по мере того, как человек индивидуализируется (что процесс очень нужный и важный, но любой процесс имеет оборотную сторону, так всегда, поскольку мы живем в несовершенном мире, всегда что-то открываем, что-то закрывается), процесс индивидуализации, то есть ощущение себя человеком, который сам совершает свои поступки и сам принимает решения, сопряжен с секуляризацией и с выходом из ритуала, одно с другим связано. Секуляризация означает, что человек всё больше и больше начинает доверять себе. А если он всё больше и больше начинает доверять себе, то у него, опять же, больше или меньше, в зависимости от способности рефлексировать, от способности отвечать за эти самые свои поступки, начинают развиваться самомнение, самоуверенность, дезориентированность в том, какое место ты занимаешь в этом мире. Это то, что касается вообще нарастания, сгущения пошлости в воздухе культуры.
…
Что касается последней главы книги, «Пошлость как грех», то да, встает вопрос, каким образом соотносится пошлость и грех. Потому что наша интеллигенция это слово употребляла, конечно, не в смысле греха, а, скорее, это была такая эстетическая реакция: это затёрто, это некрасиво, это скучно, это дурной тон, это низко. И вот от этого можно как раз и перейти к теме греха.
Почему пошлость – это грех? Пошлость – это низко, это некрасиво, это затёрто, это скучно. И грех – всё то же самое.
Потому что пошлость рождается всегда там, где не хватает настоящей, живой жизни. «Живая жизнь» – любимое такое выражение русского XIX века, круга русских литераторов. Где тебе не хватает «живой жизни» или просто ты не дотягиваешь до бытийственности, ты вроде как и живешь, а вроде и не живешь, ты вроде как и сам живешь, а вроде как и повторяешь, проживаешь какие-то просто… превращаешь свою жизнь в цепочку, состоящую из звеньев каких-то штампов, клише – вот у тебя жизнь твоя такая цепочечка.
Клише, штампованность – пошлость. Мы не живем – мы имитируем жизнь. Это – грех.
…
Мы должны проживать свою жизнь, мы должны быть собой, мы должны идти путем становления. А мы отказываемся, мы имитируем жизнь, и это грех, это неисполнение замысла Божиего о нас. О каждом есть замысел, чтобы мы состоялись, чтобы мы пришли к себе, чтобы было с кем встретиться на Страшном Суде. И мы должны пройти путь христианской жизни, это именно путь становления, путь самопреодоления. А когда мы впадаем в пошлость – мы отказываемся от самопреодоления, впадая в пошлость – ты себя принимаешь в своей наличной данности.
…
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
… Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит:
знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут,- вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
…
Это загадочные слова. Слова про то, что лучше быть холодным или горячим, чем теплым. Почему они для нас загадочные? Потому что они не согласуются с логикой здравого смысла. И здравый смысл нам подсказывает, что все-таки лучше быть теплым, чем холодным.
…
Это, конечно, очень сложные метафоры. То есть этот текст – это не прямое высказывание.
…
Вот крошка сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо – и там, конечно, лучше, чтобы руки были теплыми, а не холодными… Вот это прямое высказывание. А здесь не прямое высказывание.
…
«Холоден» или «горяч» звучат вместе, это – об одном, а вот «тепл» – о другом.
…
Если ты холоден – значит, ты максималист, и если горяч – значит, ты максималист. В смысле – ты живешь по какой-то мерке неравнодушия.
…
Душевная вялость, желание покоя – вот это точно не родственно христианству.
Пассивное, унылое, несамостоятельное существование – из этого труднее выйти к покаянию, чем из активного заблуждения, потому что активное заблуждение – оно активное, и если выходит из него человек – то тоже активно, и это, скажем так, приветствуется. А выйти к святости (или к покаянию, будем говорить осторожнее, к самопреодолению) из духовной «сытости» – намного труднее. Душевная вялость, желание покоя – вот это точно не родственно христианству. Желание покоя, уравновешенности – оно всегда связано с тем, что ты хочешь в этом мире хорошо, спокойно, уютно устроиться, чтобы тебя не трогали. Ну, куда из этого в горячесть? Ты в горячесть не выйдешь. А, конечно, образ веры – это образ пламени.
…
Институт Богословия и Философии производит прием на курсы по программам дополнительного образования.
ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа курсов предполагает освоение богословских, философских и общегуманитарных дисциплин для тех, кто стремится приобрести образование в области православного богословия.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа рассчитана на тех, кто имеет представление о русской культуре в её разнообразных проявлениях, и вместе с тем нуждается в их систематизации, в формировании целостного взгляда на русскую культуру. При этом акцент программы делается на том, что русская культура состоялась как православная в своих основах.
Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время.
Возможно обучение по заочной форме по индивидуальному плану, в частности, в онлайн-режиме.
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
См. также:
«Человек все время должен быть собой, о нем замысел такой – чтобы он состоялся. Человек бежит от этого, от себя – бежит в толпу». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Тема: культурология пошлости. Часть 2. Эфир 10 декабря 2022 г. АУДИО
«Нужно пошлость в себе все время преодолевать, это одна из вечных задач человеческой жизни, если ты хочешь быть человеком». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Эфир 19 ноября 2022 г. АУДИО
В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» принимает участие историк Алексей Беглов, автор книги «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы». Эфир 22 января 2023 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» представляем знаковую для 2022 года книгу – биографию Юрия Новицкого. Авторы книги – историки Иван Петров и Никита Гольцов. Эфир 23 октября 2022 г. АУДИО
100 лет мы обсуждаем одни и те же вопросы одними и теми же словами… и не находим их соборного решения. Что с нами не так? В программе «Книжное обозрение» церковный историк и издатель Александр Мраморнов рассказывает о сборнике, посвященном обсуждению вопроса перевода богослужения на русский язык в начале XX века. АУДИО
«И как же мы будем нашу молодежь воспитывать после этого?» В программе Марины Лобановой «Встреча» Жанна Телевицкая продолжает рассказывать о выставке в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме «Эрика берет четыре копии». Эфир 3 декабря 2022 г. Часть вторая. АУДИО + ФОТО
Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО
В программе «Встреча» продолжаем беседу на тему свободы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым. Часть вторая. Эфир 10 сентября 2022 г. АУДИО
В программе «Встреча» на тему свободы беседуем с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым. Часть первая. Эфир 3 сентября 2022 г. АУДИО
Что такое свобода? Продолжаем беседы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым на «трудные темы» русской культуры. АНОНС
«Крупнейший современный историк Русской Церкви – американец». Павел Рогозный о Грегори Фризе. Программа «Книжное обозрение» посвящена книге «Губительное благочестие: Российская церковь и падение империи». Эфир 14 августа 2022 г. АУДИО
В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО
«Читайте святых отцов!». Программа «Книжное обозрение» посвящена 100-летию Оливье Клемана. Беседуют Марина Лобанова и преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Махлак. АУДИО
«России же может помочь только правда, которая и ведет историка к подвигу самоопределения, к очищению страстей и бескорыстному созерцанию, делая мыслителя и ответственным, и прозорливым». Программа «Книжное обозрение». Эфир 6 февраля 2022 г. АУДИО
Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО
Вторая часть беседы с библеистом Глебом Ястребовым на тему евангельской максимы: не судите, да не судимы будете. АУДИО
Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО
«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» – беседа с автором книги «Цезарий Арелатский – епископ и пастырь» историком Дарьей Омельченко. Эфир 3 и 10 октября 2021 г. АУДИО
С чего начинали «дело», как формировали группу обвиняемых, в чем обвиняли и на каком основании, как велось следствие, каковы судьбы следователей, как родственники узнавали правду, и что еще предстоит узнать нам. Программа «Встреча» с участием д.ф.н. Марии Дегтяревой, автора книги «Дело «Общества трудового духовенства» (1937 год). По материалам ПермГАСПИ». Эфир 5 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николаем Эппле. Эфир 7 и 14 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Я знаю, что я ничего не знаю» — знаменитая фраза Сократа именно об этом. Программа «Книжное обозрение» о книге А.Д. Нока «Обращение». Эфир 22 ноября 2020 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак рассказывают о дневниках Петра Ковалевского. Эфир 18 и 25 октября 2020 г. АУДИО
«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО
«Вышла новая биография Мартина Лютера. Русский перевод монографии Эрика Метаксаса с подзаголовком «Человек, который заново открыл Бога и изменил мир» может изменить наше представление о том, как творится история Церкви». Программа «Книжное обозрение». Эфир 24 ноября 2019 г. АУДИО
«У отца Иоанна было очень и очень редкое свойство – сочетать верность церковной традиции и научную честность». В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о книге протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Церковь в истории». 16 декабря 2017 г. АУДИО