Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»
Гость: Тимур Александрович Туровцев
Тема: книга «Догмат о Пресвятой Троице. Новые пути осмысления»
Эфир: 2 апреля 2023 г.
АУДИО
Тимур Туровцев:
Догматическое богословие – это предмет моего пристального внимания, моего научного интереса, соответственно, и преподавательского интереса, поскольку это тесно связано в моей жизни. Сама книжка начинается не с того, что «а вот давайте поговорим о Пресвятой Троице», дело в том, что для того, чтобы затеять этот разговор, нужно актуализировать проблему: а что такое догматическое богословие вообще? Первая часть книги как раз посвящена именно этому. Можно было бы сказать, что это – введение в догматику.
Преимущественно почти всё, что мы с вами изучаем в качестве догматического богословия, является, строго говоря, историей. Это замечательно и прекрасно, это абсолютно необходимо, но святоотеческие писания – это же логика догмата, это его осмысление, это понимание, а сегодня это излагается преимущественно исторически. Есть история складывания догмата, есть история его усвоения в те времена далёкие, есть история рецепции, а где же логика догмата? Именно этим вопросам и посвящено в целом догматическое богословие.
Для меня было очень важно различить собственно исторические науки от логической науки. Понятно, что догматическое богословие не существует без истории. Но все-таки есть сугубо история, а есть логика. Нетрудно обнаружить, что есть такой предмет как история древней церкви, он изучает, в том числе, вопросы догматического богословия, и есть предмет патрология, и он тоже в значительной степени посвящен вопросам догматического богословия. А что тогда является собственно догматическим богословием? Вот его собственный нерв, живой нерв, его логику, в связи, но не в строгой зависимости от того, что было в истории, вот это, наверное, методологический подход, который близок мне, который я пытаюсь разработать.
…
Марина Лобанова:
А что вообще нового можно сказать о Троице?
Тимур Туровцев:
В этом-то и проблема предмета догматического богословия, поскольку кажется всем, что уже всё сказано, многим кажется так: уже обо всём высказались, всё написано, всё изучили, давайте изучим историю и вот это и есть богословие. Я от этого подхода хочу уйти и я с ним полемизирую, я разбираю тупиковость такого подхода в своей книге, я назвал этот подход сном догматического сознания. Мы привыкли к тому, что догмат для нас не актуален. Мы просто повторяем сказанное. Поэтому сначала моя задача была именно ввести в проблему, показать, что это важно.
…
Как сказал отец Александр Шмеман: догмат неизменен во всех своих изменениях. В дневниковых записях. То неизменное смысловое ядро, которое есть в догмате, должно быть помыслено, и (поскольку, о чем я тоже пишу, человеку других эпох невозможно «мыслить как святые отцы») мыслится оно всякий раз несколько иначе, об этом идет речь, конечно, вот здесь можно говорить о новизне, об обновлении.
…
Марина Лобанова:
Как вы видите себя в традиции? Продолжателем кого (может быть, какие-то имена нам назовёте, нам знакомые) вы себя видите?
Тимур Туровцев:
Во-первых, конечно, нельзя не отталкиваться от святоотеческого предания, потому что исходно проблематика святыми отцами осмыслена, термины, понятия – ими введены. Другое дело, что нужно это осмыслять каждый раз заново. Но и на опыте преподавания, в том числе, и на опыте мысли – мы видим, как я уже говорил, что невозможно говорить святоотеческим языком. Это иллюзия, если кто-то думает, что можно просто повторять святоотеческие фразы и это будет богословие, точнее – догматическое богословие. Значит, нужно говорить языком другим. Но этот язык, другой, он не может противоречить святоотеческому. Я отталкивался от этого, с одной стороны. А если говорить о современных авторах – здесь ситуация сложнее. Я упомяну имя Владимира Николаевича Лосского. Это автор, который возродил интерес к догматическому богословию.
…
Марина Лобанова:
Про полемику тоже хотела спросить, потому что, опять же, психологически для многих верующих людей несовместимы богословие и полемика. То есть мы привыкли как: если есть в богословии какая-то полемика, значит, нужно одного обязательно полностью истребить (и словесно, и физически), а второго возвеличить как абсолютно непогрешимого, кстати, такое же отношение у нас распространено и к святым – если назвали кого-то святым, значит, он во всех пунктах, на 100%, везде прав. В общем, опять же, люди немного богословски образованные, хотя бы где-то чуть-чуть поучившиеся, знают, что это подход просто необразованных верующих, каких, к сожалению, большинство. Но все-таки, как вы видите место полемики в современном богословии, и в догматическом богословии?
Тимур Туровцев:
Да, конечно, теологическое образование входит у нас уже достаточно давно, лет 10, может, 15, в список официальных профессий в государстве, то есть у теологии есть реестр, есть номер соответствующий в списке наук, то есть теология сегодня в России признаётся наукой. А в науке, в любой – без полемики невозможно. Это не наука. Без полемики это, возможно, идеология, так можно обозначить. Наука и научная полемика тесным образом связаны. Вот такой косвенный пример того, что невозможно богословие, в том числе догматическое как вершина богословского знания, без полемики.
…
Марина Лобанова:
Если обозначить потенциального читателя: как вы думаете, не слишком ли ваша книга сложная, требует ли она обязательно подготовки от читателя?
Тимур Туровцев:
Какое-то предварительное ознакомление с историческими вопросами развития догмата о Троице точно не помешает. В любом случае, это должен быть человек, который заинтересован. Человек, который глубоко убежден заранее, что всё уже сказано и говорить больше не о чем, вряд ли заинтересуется такой книгой. Или же такой человек, скорее всего, будет читать для того, чтобы выискивать то, что не сообразуется с его представлениями. А если человек открыт, открыт для исследования, для вопрошания, для знакомства с проблемой, для постепенного вхождения в суть вопроса, то книга вполне доступна для читателя, более того, она ориентирована на круг читателей шире, чем просто специалисты по богословию. В книге есть разделы, главы, посвященные философскому опыту, встрече богословского знания с философским. Конечно, какие-то части книги могут показаться слишком трудными. А что делать? Догматическое богословие – это вершина богословского знания, как я уже упомянул, а на высоту надо взобраться.
…
Марина Лобанова:
Мне показалось, что вы очень много места в книге уделяете размышлениям о третьем лице Пресвятой Троицы, Святом Духе. Вот здесь даже сейчас я сказала «третье лицо», а сама подумала – вообще это грамотно или нет? И вот здесь мне очень близки эти темы, потому что, мне кажется, о Святом Духе у нас очень немного как-то размышляют. Показались интересными ваши размышления… (хотя они, надо сказать, очень разветвленные, нельзя их свести к размышлению над одной цитатой), но вот осмысление фразы – что такое хула на Святого Духа. Мне показалось очень интересным это в вашей книге.
Тимур Туровцев:
Мое пристальное внимание к лицу Святого Духа объясняется тем, что о Нем действительно очень мало говорится, это самая сокровенная область, но я ее разворачиваю в каком виде и почему она важна? Видите ли, если Троица, ни Отец, ни Сын, не существуют без Духа Святого, а если мы о Святом Духе мало что знаем, о Нем – мало говорится, значит, у нас неизбежно умаляется знание об Отце и Сыне, а, значит, о всей Троице. К вопросу об актуализации проблематики Троицы с точки зрения логики догмата.
Марина Лобанова:
Позиция очень многих современных верующих (я сталкивалась и сталкиваюсь с этим неоднократно), твёрдая и уверенная позиция, что – как прекрасно, что мы ничего не понимаем! Это так здорово вообще! Православный, очень воцерковленный человек говорит (цитирую): «меня спросили неверующие люди, как я понимаю, что такое Троица, и я (с гордостью) отвечаю – вообще не понимаю!». И человек убежден, что он ответил правильно, что это очень хороший и очень правильный ответ. «Я вообще не понимаю, что такое Троица, и не задумываюсь над этим, и вам не советую!». Это же так прекрасно – ничего не понимать! И вот из как раз ваших размышлений получается, что такая позиция веры – она, по-настоящему, и есть хула. Потому что, вот как вы пишете, что это как бы отрицание вообще важности Тебя. Как мы обращаемся к ближнему или к Богу – что ты никто для меня, мне не важно, кто Ты.
И второй момент, в чем здесь тоже такая вот опасность, что когда мы молимся вот такому в каком-то смысле (для нас, нежелающих знать, кому же) «пустому месту» (мы же не понимаем, что это, но молимся)… А кому мы молимся? Молимся-то, может быть, и не пустому месту, но вот вопрос – кому – вопрос остаётся. Это опасность.
Мне кажется, что в вашей книге есть достаточно доступные для простых людей размышления. Книга, конечно, адресована образованным людям, но, думаю, что все что-то здесь для себя найдут.
Институт Богословия и Философии производит прием на курсы по программам дополнительного образования.
ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа курсов предполагает освоение богословских, философских и общегуманитарных дисциплин для тех, кто стремится приобрести образование в области православного богословия.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа рассчитана на тех, кто имеет представление о русской культуре в её разнообразных проявлениях, и вместе с тем нуждается в их систематизации, в формировании целостного взгляда на русскую культуру. При этом акцент программы делается на том, что русская культура состоялась как православная в своих основах.
Спецкурсы:
РОССИЯ И СВОБОДА (П.А. Сапронов)
ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (К.А Махлак)
(эти и другие спецкурсы доступны окончившим основной курс Института Богословия и Философии)
Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время.
Возможно обучение по заочной форме по индивидуальному плану, в частности, в онлайн-режиме.
Запись на курсы:
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
См. также:
В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о труде святителя Кирилла Александрийского «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». Из архива радио «Град Петров». АУДИО
В нашем эфире уже много лет почти ежедневно звучит голос знаменитого богослова протопресвитера Александра Шмемана. А голос его соратника на ниве богословия и ближайшего друга протопресвитера Иоанна Мейендорфа вы услышите в этой уникальной архивной аудиозаписи. АУДИО
Программа Александра Крупинина «Вестники свободы» знакомит с размышлениями о Троице митрополита Каллиста (Уэра), Владимира Лосского и академика Бориса Раушенбаха. Из архива радио «Град Петров». АУДИО
«Крест – это образ древа познания добра и зла, а распятый на нем Христос – образ древа жизни». В программе «Пастырский час» протоиерей Александр Рябков – о значении праздников Вознесения и Троицы. Прямой эфир 17 мая 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Несколько дискредитированное слово «предопределение» не означает отрицания свободы человеческой воли. Это слово лучше перевести несколько иначе». Серию публикаций сайта радио «Град Петров» к празднику Пятидесятницы – «Дню рождения Церкви» – продолжает одна из бесед (девятая) архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Книгу Деяний. Тема беседы – проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы. АУДИО + ТЕКСТ
Серию публикаций сайта радио «Град Петров» к празднику Пятидесятницы – «Дню рождения Церкви» – продолжает одна из бесед (восьмая) архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Книгу Деяний. Тема беседы – Сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница. АУДИО + ТЕКСТ
«Почва для триадологического догмата была хорошо подготовлена и иудейской ветхозаветной традицией, и античной философской мыслью». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 2. АУДИО + ТЕКСТ