Программа «Пастырский час»
Протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир 24 июня 2021 г.
ТЕКСТ
Исповедь или Таинство покаяния – это Таинство Православной Церкви, или, другими словами, священнодействие церковное, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил об исповеди: «Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего – не «благочестивый обычай». Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости». Регулярная исповедь, без сомнения, является духовной гигиеной, когда человек не копит в своей жизни грехи, но обличает их и, проговаривая, избавляется от склонности к ним. Святой Иоанн Кронштадтский утверждал, что раскаянность в совершенных греховных поступках или пожеланиях уже является степенью святости. В исповеди человек расстается с тяготившим долгие годы своим прошлым, которое мешало идти ему вперед и развиваться в будущем.
Покаяние помогает сделать внутреннюю работу над ошибками, закрыть страницы минувшего и начать жизнь с чистого листа. Совершается это освобождение благодатной силой Святого Духа, но необходимым условием исповеди является присутствие священника как видимого совершителя священнодействия. Это обусловлено тем, что исповедь есть церковное и апостольское установление, и духовенство получило преемственное от апостолов право разрешать верующих от их грехов. Кроме вышесказанного, присутствие облечённого духовной властью собеседника в полной мере помогает кающемуся изжить мучающие его переживания, а также скорректировать дальнейшее восстановление правильной нравственной жизни. Священник не только побуждает отвергнуть самооправдание в совершенных грехах, но если будет необходимо, утешит унывающего и вдохновит его напоминанием о милосердии Господа.
В самом выражении «Святое Причастие» содержится смысл Таинства Евхаристии. Причащаясь за Божественной Литургией под видом хлеба и вина Святых Тела и Крови нашего Господа, мы становимся причастными божественной жизни. Святитель Кирилл Иерусалимский в своем поучении под названием «О Теле и Крови Христовой» писал: «Почему со всякою уверенностью примем сие как Тело и Кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе Тело, а во образе вина дается тебе Кровь, дабы приобщився Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным».
Однако само слово Евхаристия означает Благодарение, в нем содержится и признак готовности человека к принятию величайшей святыни, и цель, ради которой он причащается. Нельзя, будучи неблагодарным, приступить ко Святой Чаше, но нельзя и причаститься, просто следуя сложившейся традиции без горячего желания обновления внутренней и внешней жизни. Преображение верующего, которое подается во Святом Причащение, является утверждением христианина в благодарности Богу и принесение всего себя и своей жизни Богу как непорочной жертвы, очищенной покаянием. И Бог нас, в смирении припадающих к Нему, не уничижает, ущемляя нашу личность и ее свойства, но возвращает нам нашу жизнь в возрастающей полноте, обогащая благодатью Святого Духа. Бог возводит нас на высоту подлинного человеческого достоинства, вселяясь в нас Сам. Об этом апостол Павел говорил: «и уже не я живу, но живет во мне Христос». А святой преподобный Симеон Новый Богослов утверждал, что через принятие Святого Причастия Божество соединяется с нами нераздельно. Поэтому важно не только правильно настроиться на участие в Божественной Литургии и сохранить дар, полученный на ней, но и приумножить своим действием, согласным с волей Божией. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Нужно не только должным образом подготовиться к принятию Христа в свое существо, но необходимо достойно соблюсти Его в Себе. Это подвиг не меньший, чем Само Причастие. После приобщения Святых Таин, после усердной молитвы, после всякого особенно полезного для души дела нужно, по опытному наставлению отцов, особенное наблюдение за собою, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистию и злобою, видя, что земля и пепел восходит на небо, откуда он низвержен». Бог сочетает нас земных с Собой не для того, чтобы мы успокоились мыслью о выполненном религиозном долге, но подаёт нам силы на несение подвига любви, благодарности и смирения, когда мы, просвещая себя, просвещаем и мир вокруг себя светом Христовых Креста и Воскресения.
Всем известна традиция прекращать различные работы в течение воскресенья и в дни церковных праздников. Это правило восходит к обязательному ветхозаветному закону сохранять покой субботнего дня. Отказ от каких-либо работ в субботу провозглашается еще в десяти заповедям, данных пророку Моисею Богом на Синае. Дело в том, что суббота была знаковым днем, символизирующем седьмой день творения, когда Бог Творец завершил создание мира. Этот день должен был посвящаться благодарственной молитве Творцу и обращенности к Нему с просьбами о благословении творческих усилий самих верующих людей. Таким образом этот богослужебный день не был днем безделья, но был днем воспоминания о божественной премудрости и днем молитвы о даровании самому человеку сил и способности трудиться и созидать.
Надо сказать, что формальное отношение к исполнению заповеди о субботнем покое подвергалось критике из уст Самого Господа. Он призвал людей понимать отказ от частных дел как возможность высвободить время для помощи своему ближнему. Христианство унаследовало ветхозаветное благоговейное отношение к праздничным дням, но восприняло его уже в евангельском духовном и всеобъемлющем смысле. Верующие посвящают день, приходящийся на значительное церковное торжество, совместной храмовой молитве, после которой разделяют друг с другом радость праздника за совместной благочестивой трапезой. Но памятуя новозаветные наставления, православные христиане, посвятив часть праздничного дня молитве, должны, по возможности, уделить время и для дел добра и милосердия. Поэтому день праздника полностью посвящается Богу и нашим ближним, тем самым, исключая всякое эгоистичное замыкание в узком индивидуализме.
При этом не стоит печалиться от того, что в день того или иного церковного праздника пришлось выполнять свои служебные дела. Христианин всегда должен быть примером исправного выполнения своих обязанностей, связанных с внешней деятельностью в мире. Однако, если есть такая возможность, он должен постараться побывать на вечернем праздничном богослужении, предваряющем сам день праздника, или посетить раннюю праздничную Литургию.