Беседа с благочинным
Дорогие братья и сестры! В нашем эфире программа «Беседы с благочинным», которую ведет протоиерей Владимир Сорокин, благочинный Центрального округа Санкт-Петербурга. Сегодня отец Владимир беседует с Ириной Игоревной Беляшовой, работником книжного киоска в Князь-Владимирском соборе.
Прот. В.Сорокин: Дорогие братья и сестры! Ко мне обратился отец Александр с просьбой провести ряд встреч под названием «Беседа с благочинным». Как известно, наша Санкт-Петербургская епархия разделена на несколько благочиний, поскольку приходов у нас много и храмов много. Владыка Митрополит является Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и окормляет все храмы и решает все проблемы, а благочинные являются помощниками Митрополита. Каждое благочиние – это часть приходов в зависимости от количества, иногда 20-30 приходов, которые объединены в такие округа, где священник, по благословению Митрополита, возглавляет благочиние и решает те вопросы, которые касаются обычной жизни, помогает Митрополиту сориентироваться в вопросах жизни и деятельности храма, прихода, священников и прихожан. Собственно, благочинный – это человек, который «благо чинит», так сказать, руководит жизнью тех приходов, где он является настоятелем, и тех приходов, которые вверены его попечению, чтобы помогать советами или конкретной помощью: отрегулировать или настроить жизнь храма, прихода – и людей, и батюшек, так чтобы она хорошо проходила, совершались Таинства в хорошем, нормальном, духовном ритме. И сегодня я хотел бы провести беседу на животрепещещую, как я считаю, тему в жизни православных христиан, в жизни всех нас, в жизни Православной Церкви. Это вопрос о литературе, о тех печатных средствах массовой информации, какие сегодня у нас имеются, какие мы видим в каждом храме. Cегодня издается много православных газет, продаются книги, и это является своего рода компасом, отражает наши духовные устремления, наши желания. Я бы даже сказал, что по книгам, по газетам и по тому, что люди спрашивают, как они реагируют, в чем нуждаются, что отвергают, можно судить, может быть, даже о внутренней жизни храма, человека, даже самих священнослужителей. Это такой постоянный, каждодневный ритм жизни, по которому действительно можно определиться: кто мы есть сегодня, что мы представляем. Я пригласил побеседовать с нами Ирину Игоревну, которая уже несколько лет руководит книжным киоском в Князь-Владимирском соборе, где я являюсь настоятелем. У Ирины Игоревны уже достаточный опыт в этом отношении, и сегодня я хочу с ней вместе провести эту беседу. Я думаю, что для многих людей это будет интересно. Мне хотелось бы, чтобы мы все как-то объединились, чтобы свою жизнь строить таким образом, чтобы у нас были какие-то приоритеты, чтобы мы понимали, что сегодня полезно, а что неполезно, потому что жизнь человека все-таки не такая длинная. Всего не прочитаешь, это ясно, а пишут сегодня очень много, и хочется порекомендовать людям или самому почитать то, что полезно для души, то, что поможет составить какое-то представление о тех или иных духовных ценностях, о тех проблемах, какие есть в Церкви.
Я Вас приветствую, Ирина Игоревна. Очень рад, что мы имеем возможность с Вами беседовать. Хотелось бы прежде всего услышать от Вас информацию о себе: скажите, сколько времени и почему Вы занимаетесь православной литературой?
И.И.Беляшова: В книжном киоске я работаю уже восемь лет и к книге я вообще относилась с детских лет очень уважительно. На моем пути к Богу книга сыграла большую роль, потому что боясь подойти к священнику за каким-то знанием, я всегда находила своего доброго товарища – книгу, которая мне подсказывала путь и направление. И благодаря книгам я, человек нецерковный, инженер по образованию, вошла в Храм Божий, вошла, я могу сказать даже, грамотно, потому что мне попадались очень хорошие помощники.
Прот. В.Сорокин: В частности каких авторов можете назвать?
И.И.Беляшова: Одними из первых у меня были книги архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Это книга, которая объяснила мне Заповеди Моисеевы и познакомила меня с Заповедями Блаженства, которые я до этого не понимала. Потом я встречала еще много книг, мое вхождение в Церковь было просто вхождение в книжный мир, потом уже, придя в собор, я познакомилась с нашими замечательными батюшками, отцом Виктором, который вел занятия по воцерковлению, на которых пополнила свои знания, которых мне не хватало.
Прот. В.Сорокин: Это означает, что книга и священник помогли Вам найти свое место в Церкви, в храме и в своем служении?
И.И.Беляшова: Да, потому что у книги всегда есть время с тобой поговорить, у грамотной книги тем более.
Прот. В.Сорокин: А как вы понимали, что это грамотная книга? И как человеку, сегодня вошедшему в Храм или интересующемуся Православием, попасть в такую правильную струю? Ваш опыт очень важен для нас, благо, что Вам в жизни Господь послал и хорошие книги, и хороших батюшек.
И.И.Беляшова: Люди приходят все разные, и у них очень много вопросов. Духовность ищут все, но находят, к сожалению, часто на светских прилавках, где Православие используется в большинстве случаев как реклама. В одной книге встречается и молитва, и понятие о храмах, и рассматривается обрядная сторона Православия. Сейчас среди множества, огромного множества книг одни из первых, какие я рекомендую нашим братьям и сестрам, которые приходят в храм, – это книги митрополита Антония Сурожского – книги, которые говорят на языке современника. Может быть, трудно брать в руки книги святых отцов, но вот Антоний Сурожский, его книги о покаянии, о встрече, о встрече с Богом, о любви, беседа о христианском браке очень понятны. Еще интересный автор, который мне очень тоже понятен, – профессор Шмеман, отец Александр Шмеман. Его книга, даже тоненькая его брошюра «Введение в богословие», позволяет человеку узнать основные понятия богословия, чтобы выбрать правильный путь, если у него сложится какой-то определенный курс, то он уже будет хорошо ориентироваться в сложном современном книжном мире.
Прот. В.Сорокин: Интересно, вы назвали этих двух авторов, и я тоже в своей священнической практике, посещая тюрьму, где сидят заключенные, сам по опыту знаю, что владыку Антония все сразу очень хорошо воспринимают, он понятен. И отец Александр Шмеман, его очень доходчивые обьяснения тоже очень популярны. Они оба жили за рубежом. И у нас все-таки по-разному к ним относятся. К владыке Антонию большинство относится все-таки хорошо, но есть люди, которые как-то к нему более скептически относятся. А вот отца Александра так вообще одни принимают, а другие не принимают. В чем здесь проблема, как-то это сказывается на Вашем опыте, в Вашем конкретном месте в нашем соборе, спорят ли об этом? Потому что отец Александр Шмеман ведь все-таки представитель парижской школы?
И.И.Беляшова: Об этом спорят, но спорят и отвергают те, кто не знает, кто не читал. Главный аргумент: «Его нельзя читать». – «Кто сказал»? – «Говорят».
Прот. В.Сорокин: Сейчас это какая-то беда среди православных, кто-то сказал, навесили ярлык, и уже люди начинают строить какую-то систему своих ценностей и другим навязывают это мнение. Вы замечаете эту тенденцию?
И.И.Беляшова: Да, к сожалению. Но мне кажется, что просто человек не хочет делать усилий на пути к Богу.
Прот. В.Сорокин: А Вы как-то сортируете, Вы интуитивно определяете: вот эта книга для человека полезна, она созидательна, она для него духовно необходима, я бы даже так сказал. У Вас уже выработалось чутье или реакция, интуиция или православное сознание, что это вот сегодня нужно; по принципу: если мне нужно, значит и другому нужно?
И.И.Беляшова: Я живу не отгороженно от мира, у меня большая семья и достаточно жизненных проблем, поэтому если я беру книгу, открываю ее, и прочитав несколько страниц, я чувствую, что от этой книги на душе у меня становится светлей (так сказать, «по плодам их узнают их»), и мне она помогает, я уже делаю вывод, что эта книга может помочь кому-то, кто живет рядом. А если я беру книгу и нельзя однозначно сказать, что там вранье написано, но после нее у меня тяжесть на душе и я начинаю еще больше бояться жить, просто боишься иной раз на улицу выйти после каких-то книг, начинаются просто уже какие-то страшилки. Такую книгу я уже не беру для книжного киоска. То есть литература должна быть светлая. Особо я хочу сказать, что я сейчас много внимания уделяю именно детской литературе, потому что в детской литературе просто и доходчиво рассказывается нам путь к Богу, без всяких сложностей, без богословских терминов. Если брать детские книги, то очень помогла в моем пути книга Софьи Куломзиной, она педагог по образованию, «Закон Божий для детей». Первая моя книга, которая расставила по местам основные понятия. Есть прекрасные книги дореволюционной писательницы Чарской. Я очень люблю детскую литературу, к сожалению, ее не так много, но в нашем храме она представлена, наверное, более широко чем где-либо, и мы стараемся ее делать доступной.
Прот. В.Сорокин: Вы знаете, мне кажется, что вы богословски очень точно воспринимаете самую главную богословскую формулу, то положение, которое в Церкви является главным, ведь мы говорим: Евангелие – это Благая Весть. Христианство – это Благая Весть о добре, о чем-то светлом, о Светлом Христовом Воскресении, о той светлой жизни, которой Господь жил, о светлых сторонах жизни святых. Христианство должно нести свет, правду и, естественно, если в древности еще Тертуллиан сказал, что по природе душа христианка, то она тянется к этой Благой Вести, к свету, к правде. И я Вас очень хорошо понимаю, потому что сам это пережил, когда прочитаешь какую-то книгу или в конце концов послушаешь какую-то передачу по радио или по телевидению какую-то передачу посмотришь, тебе действительно стало как-то уютнее, и стало открыто и светло. Но сейчас есть такая тенденция, вот, скажем, есть такая «Православная независимая газета». Может она быть независимой? Я всегда спрашиваю, от кого и от чего она независима. Независима от патриархии, от священников. Но православный человек – как он может быть независимым? И, как правило, в этих газетах, этой литературе, изданной без благословения, хотя сегодня и с благословением издаются какие-то странные книги, в которых в основном говорят о кознях дьявола, об Антихристе, о конце света, о каких-то подвохах, подменах, изменах, о том, что везде одни заговоры. Мне кажется, что такая литература, скажем так, загоняет человека в угол, он не знает, что дальше делать, он приходит в отчаянье и приходит в Храм Божий, чтобы почерпнуть здесь для себя надежду. Все таки, надеюсь, в нашем киоске Вы это интуитивно чувствуете и не позволяете эти «неблагие вести» распространять.
И.И.Беляшова: Да, они просто забывают, что Христос победил мир, что Христос – Победитель. То есть Благая Весть у них отсутствует полностью.
Прот. В.Сорокин: Я Вам хочу сказать как раз, что Церковь Христова всегда учила и Господь нас учил, и Церковь усвоила это, что есть Священная история, вот Заповеди Божии, вот те наставления, которые Господь давал нам, это же столбовая дорога, по которой должен человек идти, и, к сожалению, сегодня есть такой момент, который меня огорчает. Говорят: «Мы хотим, чтобы нам прочитали Закон Божий или о Церкви что-то рассказали». Я даже слышал, некоторые священники говорят: «Вот ереси были, вот все время еретики, все время дьявол, все время борьба». И получается, что история Церкви – это история ересей, в то время как наша задача – идти по прямому пути к Богу. Священная история – это столбовая дорога, которую нам выстроил Господь, а все эти ереси, все эти антихристовы козни должны быть на обочине. Как в любом процессе, как в любой жизни, имеются и издержки, но надо этого истинного пути держаться. А люди очень часто ищут чего-то на обочине. И смотришь на этих людей, они всю жизнь копаются в этом мусоре. Ереси, расколы, козни дьявольские… – это тот мусор, который Церковь уже пережила, она его уже выбросила в сторону, о них нужно знать, но постоянно о них говорить очень даже неполезно. Человек выпадает из Благой Вести, выпадает из служения Богу и оказывается в совершенно ином пространстве. Ведь Вы чувствуете ответственность за чистоту этой Благой Вести.
И.И.Беляшова: Я очень рада, что появилась сейчас книга, одобренная Издательским Советом Патриархии – «Искушения Последних Времен. Беседы о Церковном Единстве». Очень полезная книга и очень большой помощник в нашей работе, потому что когда у людей возникают похожие проблемы, я говорю: «Возьмите, прочитайте. И денег не надо, прочитаете и принесете». Они говорят: «Нет, нет, нет, это не та книга». «Хорошо, – я говорю, – Вы ее не принимаете, но Вы должны знать мнение другого. Мнение «противника». Тогда мы с Вами поговорим». И эта книга очень многим помогла разобраться именно в современной ситуации.
Прот. В.Сорокин: А вот ощущается ли недостаток доступных книг для новоначальных? И как Вы считаете, как человек все-таки приходит в Храм? Вы говорите, что сами пришли в Церковь через книгу; это характерно для сегодняшнего дня, или есть другие пути?
И.И.Беляшова: Конечно, приводит Бог. У кого-то какая-то встреча, кто-то кому-то подарил опять-таки книжечку, кто-то пришел через свою беду, а через радость как-то меньше. Книг на книжном рынке хватает. Но под видом православных книг в системе «Снарк», например, появляется очень много книг, которые людям дают ошибочные представления. Я захожу в эти магазины, чтобы узнать, что есть в продаже на православную тематику, встречаются очень странные книги.
Прот. В.Сорокин: Сейчас пытаются Православие подать в одной какой-то связке с другими верованиями или смешивать все. Превращают Православие в обрядность, внешность, оккультизм. Вот я как богослов вижу опасность для нашей Православной веры, что ее хотят превратить в набор каких-то оккультных вещей, примет. Это очень печальная картина, и жаль людей, которые этим увлечены.
И.И.Беляшова: Да, они нас не слышат, к сожалению.
Прот. В.Сорокин: И они не хотят нас слушать.
И.И.Беляшова: У них задача: «Мне надо семь свечек поставить, дайте мне столько-то икон Божьей Матери». Ведь наши люди дошли до того, что распределили иконы Божьей Матери по знакам Зодиака: для Рака – такая-то Богородица. Как будто их несколько.
Прот. В.Сорокин: Вы знаете, дело доходит до абсурда. Исповедуешь, подходит человек, на исповедь пришел, вроде православный человек, говорит: «Вы знаете, я по знаку зодиака Овен». И я спрашиваю: «Какое это имеет отношение, вы же православный человек, как вы можете сдаваться в плен чужеродным, чужестранным и совершенно чуждым нашей традиции неоязыческим культам, неоязыческим календарям»? И вот навязывание таких моментов и стремление превратить Православие в оккультную, чисто внешнюю форму приводит людей в состояние, схожее с состоянием закодированных людей, потому что Благая Весть не просит человека слушаться каких-то внешних признаков и заклинаний. Людей настраивают, что ли? Чем обьяснить такое увлечение оккультизмом?
И.И.Беляшова: Не хватает элементарной грамотности, люди относятся к вере как к религии, как к чему-то устоявшемуся. Им кажется, то, что это более новое, это более прогрессивное: увлечение йогой, восточными практиками. Не хватает элементарного знания Православия, но если бы они знали о нем, я уверена, никто бы окольными путями не пошел.
Прот. В.Сорокин: А как его сделать доступным? Это же Ваша прямая задача, и моя в первую очередь, как священника, настоятеля.
И.И.Беляшова: Но они сначала должны дойти до нас, и это тоже сложно.
Прот. В.Сорокин: Но все-таки обращаются, мы чувствуем, что мы как-то не дорабатываем, мы не на все 100% отвечаем на запросы тех, кто стремится к Православию. Есть, конечно, у нас еще много проблем. Мне как настоятелю задают вопрос: «Почему Церковь не проповедует о культуре и морали молодежи». Как мы воспитываем молодежь? Поговорим о воспитании. Вот сегодня для молодежи есть какие-нибудь журналы? Ведь это при советской власти было все запрещено, а сейчас у нас есть возможности людям что-то сказать.
И.И.Беляшова: Да. Сегодня издается очень хороший журнал «Фома», и даже книга вышла, сборник статей из журнала «Помоги моему неверию». Очень хороший журнал «Нескучный сад». Недавно стал издаваться журнал «Наследник», московское издательство, журнал издается по молодежной тематике. Каждый номер посвящен какой-то теме: Мужеству, Красоте, Верности. Новый вышел журнал «Виноград», я как следует с ним еще не познакомилась. Для детишек появляются журналы «Зайчик», «Божья коровка».
Прот. В.Сорокин: В нашей епархии издается журнал для детей «Солнечный зайчик», очень красивый, хороший журнал, там очень занятные и забавные статьи, я сам его с удовольствием читаю. Сразу вспоминаются слова Иисуса Христа: «Будьте как дети». У меня у самого дети и внуки, и я за них очень рад. Я Вам расскажу о ситуации с нашим приходом в связи с вопросом распространения православных изданий, ведь журнал «Фома» – великолепный журнал, и «Нескучный сад» ему не уступает. Я обратился к директорам школ Петроградского района и предложил бесплатно передать в фонд школьных библиотек эти журналы. Вы знаете, меня удивил ответ, что представители одних школ ответили положительно, в других заведующая библиотекой хочет иметь у себя журналы, а директор нет, третьи наотрез отказались, заявив, что это религиозная пропаганда. Скажите, вот такие журналы, которые сейчас выходят, православной тематики, – они чисто религиозные или еще несут культурную миссию?
И.И.Беляшова: Нет, там много вопросов разбирается, конечно, есть и культурные вопросы, но ведь опять-таки, все мы рассматриваем с точки зрения Заповедей, с точки зрения добра и зла, любви и нелюбви, света и тьмы. Четко называть это религией нельзя, это наша культура, это нравственность, это было всегда.
Прот. В.Сорокин: Да. Я Вам скажу, я с этой проблемой сталкиваюсь, поскольку я до недавнего времени был председателем отдела Епархии по связям с теми храмами и теми батюшками, которые служат в колониях, в тюрьмах. У нас таких 16 колоний, изоляторов, тюрем. Как известно, туда очень стремятся попасть сектанты, и те люди, которые хотят на этом заработать, они за границей получают финансирование и им нужно отметиться, что они работают в исправительных учреждениях, куда они приходят со своими идеями, вот в чем проблема. Они говорят, мы имеем право, вы должны, обязаны нам туда сделать доступ. А наша Епархия имеет прямой договор с ГУИНом о том, что мы все-таки будем помогать им ориентироваться, кто есть кто, потому что сегодня очень много под религиозной оболочкой скрывается людей агрессивных и с разными мыслями, но есть и очень честные хорошие благотворительные организации, и религиозные в том числе, которые не представляют угрозы. Но когда приходят люди, которые говорят в своей проповеди о том, что икона не нужна, Крест не нужен, храм не нужен, почитание святых не нужно, Божью Матерь почитать не обязательно, не нужно ничего того, что является с точки их зрения «вторичным» в сравнении со Священным Писанием. Вот есть, мол, Библия, и дальше мы можем как-то «под гитару» прославлять Христа, или еще каким-то образом, а это все не нужно. И тогда мы им говорим, и я им в частности разъяснял, что есть международные договора, Декларация прав человека, конвенции, которые говорят о проповеди религиозных ценностей и там сказано, что каждый народ имеет право на защиту национальных, культурных и религиозных интересов. А наша Православная Церковь, наша православная культура – это не просто чисто религиозная часть жизни страны, наша культура, наша история, а те события, которые были в истории нашей Родины, они запечатлены и нашли отражение и в нашей классической литературе и во всем нашем быте. Я им говорю, что если вы, во-первых, придете и будете проповедовать Евангелие, а после этого начинаете говорить, что не нужен Крест, не нужна икона, не нужен храм, то вы боретесь против Православия. Когда вы отвергаете крест, икону, храм, вы отвергаете нашу культуру. Вы ниспровергаете наши святыни во второй раз, мы уже это проходили, как это было в 1917 году, когда революция объявила «новый мир» и все старое отвергла, вы хотите нас лишить нашего национального лица, нашей национальной культуры. И сегодня, когда я смотрю литературу, я отмечаю, что очень правильно делают те издатели, которые пытаются обьяснить современному человеку, что вся наша культура, все наше духовное развитие шло в православном ключе, и оно человека обогащает, позволяет русскому человеку почувствовать себя дома, это наша Родина, это наше достояние историческое, духовное, культурное, религиозное – называйте, как хотите. Мы обязаны его и проповедовать, и пропагандировать, и защищать. И вы знаете, они сразу же все понимают, мол, да, мы международными договорами обеспечены и мы имеем право на такую защиту. Каждый человек, конечно, может выражать свою точку зрения, у нас свободное общество, но вы же не можете позволить мне, если я приду к Вам в квартиру, скажу: «Ирина Игоревна, у Вас икона не так стоит, или картина не так висит, а на кухне вообще надо мебель переставить». Вы скажете: «Подождите, это все-таки мой дом».
И.И.Беляшова: Да, история России и история Православия взаимосвязаны. Если мы возьмем наших святых, возьмем Александра Невского, Даниила Московского, Дмитрия Донского – это же все примеры для наших мальчишек. А ведь они же глубоко верующие люди: и князья, и политики. Нужно просто детей своих растить, глядя на них. И то, что люди рассматривают предметы веры с какой-то официальной точки зрения, это их беда.
Прот. В.Сорокин: Видите, в этом ключе понятен этот спор, когда речь идет о том, чтобы преподавать людям какие-то азы православной культуры, основы православной культуры детям в школе. И всегда какая-то часть нашего общества, не знаю, как они себя называют, но они настолько агрессивно на это реагируют, они так отчаянно сопротивляются, думают, что здесь обязательно будет религиозный плен, пропаганда, что они уже сразу же потеряют свободу. Мне кажется, это убожество их духовного развития, они так обкрадены прошлым. Они не дополучили каких-то духовных азов. Зерно истины не дало в них никакого духовного ростка, оно не коснулось их души и сердца, поэтому я удивляюсь тем учителям, директорам школ, которые сразу же настораживаются при упоминании о религии. Я вижу и свою вину, потому что значит, мы плохо себя представляем, все-таки не на все 100% выполняем мы свою миссию и в этом отношении. Я надеюсь, в нашем книжном киоске Вы задумываетесь об этих вопросах.
И.И.Беляшова: Да, я стараюсь, чтобы всегда была детская литература по истории Русской Церкви, по истории наших замечательных русских святых. Сейчас переиздали книгу «Рассказы из русской истории» Бахметьева. У Куломзиной выходила книга «Жития Святых». Вышла книга «Герои русской истории» в светском издательстве «Белый Город». В них рассматриваются русские святые, князья и воины.
Прот. В.Сорокин: К нам, кстати, вопрос поступил: «Сейчас каникулы, что можно почитать ребенку 13 лет по истории Православной культуры и Церкви, а также по истории России 19 века, каких авторов или какие книги»? Вот видите, у людей тяга к этому есть. Я Вам скажу, как у нас в соборе этот вопрос решается. У нас есть молодежная организация «Витязи», у них проводятся занятия по физкультуре, специальные занятия по истории России, мы на лето их отправляем в Псковскую область в летний лагерь. Но так только у нас в храме обстоит дело, не все же дети охвачены работой. Как бы хотелось, чтобы дети и их родители получали побольше нормальной, здоровой литературы, настраивающей на труд, на служение Богу, людям и своему Отечеству. Что Вы можете рекомендовать?
И.И.Беляшова: Литература есть. Белорусский автор Гонаго сделал подборку детских рассказов. У него выходили книги: «Навстречу детским сердцам», «Будьте как дети». Последняя серия «Чудик» посвящена подросткам, я окончательно ее не прочитала, но вся серия автора Гонаго очень хорошая и высоконравственная. Также, как я уже говорила, в издательстве «Белый Город» выходили книги о князе Владимире, Александре Невском, нашем русском святом. Все-таки детской литературы не так много издается хорошей, к сожалению, и она очень дорога.
Прот. В.Сорокин: Это тот аспект, где мы не дорабатываем в отношении детской православной литературы: и мало, и дорого.
И.И.Беляшова: Мы ее стараемся донести: кому-то даем почитать, очень много отдаем в библиотеки…
Прот. В.Сорокин: Вот мы для этого и создали в библиотеке целый фонд, чтобы люди могли взять книги в библиотеке, если они не могут купить ее; взять, почитать и приобщиться к православной культуре. Это ведь имеет очень важное и принципиальное значение для человека.
И.И.Беляшова: Да, потому что ребята должны любить свою страну, гордиться своей страной…
Прот. В.Сорокин: Да, у нас есть чем гордиться, такая великолепная история.
И.И.Беляшова: Но я хочу сказать, что не во всех школах района плохо обстоят дела с православным воспитанием, мой сын учится в школе №91, где есть прекрасный предмет «История города», на котором ребята изучают историю города, историю наших храмов.
Прот. В.Сорокин: Это я считаю, положительно явление в программах образования, вот по весне бегут дети к нам в собор: «Дайте нам что-нибудь по истории собора».
И.И.Беляшова: И в школах, и на факультативных занятиях по православной тематике у детей спрашивают, и они к нам приходят, интересуясь каким-то святым, просят подобрать им литературу для рефератов.
Прот. В.Сорокин: Нас очень выручает книжечка, которую мы издали, – «Князь-Владимирский собор», где много информации для сочинений по краеведению. Поскольку нашему собору более 200 лет, через него прошло много поколений, и он явился таким важным центром культурной и духовной жизни. Это все-таки очень положительный момент, очень радостно, когда люди приходят к нам, правда?
И.И.Беляшова: Да, да и книга очень хорошая, мы ее так долго ждали.
Прот. В.Сорокин: Мы сейчас готовим другое издание, более полное – большую книгу, в предыдущем издании все было довольно сжато. Вы знаете, я все более убеждаюсь, что храм, конечно, место молитвы, место совершения таинств, но кроме этого какой это все-таки важный духовный центр для всех людей! Каждый раз убеждаюсь, что если у человека нет дороги к храму, то нет дороги к своим духовным ценностям, к своим святыням, к тому, чем жили до нас, чем духовно питались, книги, газеты. Мы сегодня мало коснулись газет в нашем разговоре, но как я уже сказал, те газеты, которые выходят как независимые, надо читать с очень большой осторожностью и с очень критическим подходом, потому что независимость они хотят иметь от канонов церковных, от нашей культурной традиции, от нашей церковной власти, чтобы чувствовать себя свободно. А в целом, должна быть свобода от греха для служению Господу, в Церкви, где все выстроено и проверено временем, историей, опытом духовным. Надо читать то, что проверено опытом конкретного человека. Ведь что такое житие святого? Опыт изложенный: человек прожил, увидел и опытом засвидетельствовал. Но нам еще много предстоит сделать… Какие Вы чувствуете по отношению к будущему обязанности, что можно еще в соборе сделать, чтобы еще больше соответствовать новым требованиям?
И.И.Беляшова: Помочь, помочь человеку, дать ему нужную книгу в нужное для него время и не ошибиться, потому что ведь человек находится на определенном этапе духовной зрелости. Нужно дать такую духовную книгу, которую он сможет принять, и она подскажет ему правильный путь. Вот моя задача, для большего есть священники.
Прот. В.Сорокин: Мы с Вами сегодня много говорили, а как обстоит дело со Священном Писанием, краеугольным камнем, есть у нас сегодня спрос на Священное Писание, Библию, толкования? Есть ли спрос на богословские, святоотеческие книги, или это для людей слишком сложно?
И.И.Беляшова: Нет, всегда люди просят Библию, просят Библии с объяснениями: новоначальному трудно понять, трудно читать, особенно Ветхий Завет.
Прот. В.Сорокин: Да обычно дальше двух-трех страниц дело не идет, я как богослов знаю, что лучше начинать читать с Нового Завета, например, Евангелие от Луки и учительные книги Ветхого Завета.
И.И.Беляшова: Это те книги, с которых и я открыла Библию: Евангелие, Притчи Соломоновы, у русского же народа очень много поговорок пошло из Библии, из притч. «Не кати камень, он к тебе вернется», «не рой другому яму, сам в нее попадешь» – это же все идет из Библии. У нас в киоске есть Новый Завет с комментариями, обьяснениями.
Прот. В.Сорокин: Это брюссельское издание?
И.И.Беляшова: Да, брюссельское.
Прот. В.Сорокин: Оно было сделано в Брюсселе нашими эмигрантами и напечатано католиками. В советское время его подпольно засылали в нашу страну. Я считаю, что это очень хорошее издание, там есть два-три момента, которые нужно объяснить, а так великолепное издание.
И.И.Беляшова: И полная Библия с комментариями вышла, и там вот эти два-три момента отсутствуют. Также всегда спрашивают толкование на Евангелие, толкование на Златоуста – толкования Гладкова, Феофилакта Болгарского, хорошее, доступное, прекрасное толкование Аверкия на Евангелие и Апостол.
Прот. В.Сорокин: Вы знаете, для меня, как для каждого христианина, Священное Писание – особенная книга, и я задумываюсь над таким вопросом, вот мы открываем Писание Ветхого и Нового Завета, а люди хотят, чтобы им читали Закон Божий. Между словами завет и закон есть определенная разница. Вот вы выучили какое-то количество Закона, и вы его выполняете и чувствуете себя нормально, а Завет Божий – это совсем другое. У меня вышла книга «Завет Божий», в которой я пытался и пытаюсь раскрыть значение Завета. В Завете Бог говорит, Вы ему отвечаете, в нашей православной традиции, как говорит Апостол Павел, человек у Бога соработник. Господь помогает человеку, который трудится, и Господь нам завещает любить Его. Церковная традиция воспринимает союз Бога и человека как Завет, а под влиянием секулярного мира, у нас люди понимают связь Бога и человека как оккультизм, когда есть набор правил, и если Вы их выполнили, то ждете от Бога награды. Это совершенно неправильное представление, поэтому я всегда думал и считаю, что сегодня надо услышать Завет Божий. Включиться в эту работу, в это служение, в эту ответственность перед Богом, перед собой, перед миром, перед всей историей нашей, перед всем, что нам Господь дал, чтобы осознанно исповедовать свою веру. Ведь согласитесь, осознанная вера – это здоровье, верно?
И.И.Беляшова: Да, это ничем не выбьешь.
Прот. В.Сорокин: Осознанная вера, это же наш путь, это жизнь. Жизнь, для того, чтобы она носила качественный, хороший характер, должна иметь вид диалога с Богом. Или Вы считаете, «подчиняйся Богу и не возражай и все»? Людям навязывают этот оккультизм, это механическое исповедание веры или они предрасположены к этому?
И.И.Беляшова: Я думаю, во-первых, первое, с чем столкнулись люди, было не Православие. Первое, что попалось им под руку, было…
Прот. В.Сорокин: Извращенное представление.
И.И.Беляшова: Во-вторых, легче выполнить правило, чем в истину уверовать. В-третьих, часто встречается вопрос: «Если Бог может все, зачем Он сотворил зло»? Это все время, везде: «Почему Он не сделает так, чтобы мы Его полюбили, чтоб мы в Него верили»? Причем это говорят люди интеллигентные, прекрасные люди. Это извечные вопросы. У людей сомнения и путаница. Нужно им прийти, у нас прекрасные занятия в храме проводятся, встречи, которые помогают уложить свой багаж знаний, разложить его по полочкам, чтобы создать правильные понятия.
Прот. В.Сорокин: Слава Богу, у нас в храме есть система просвещения, или, как ее называют, оглашение, воцерковление, или воскресная школа для взрослых. Очень нуждается взрослый человек в том, чтобы ему помогли его веру и чувства правильно расставить. Я бы хотел, чтобы сами миряне изучали Священное Писание, объединялись в библейские кружки библейских чтений, изучения Библии. Проще тогда бы было нам друг с другом общаться, я полагаю.
И.И.Беляшова: Да, вот возьмите, например, выпускники нашей воскресной школы – они так и продолжают встречаться, так и продолжаем читать Писание, разбираем, читаем толкования. Я тоже закончила курсы, уже пять лет как прошла катехизацию.
Прот. В.Сорокин: На занятиях для наших взрослых групп? На сегодняшний день уже около сорока групп выпущено.
И.И.Беляшова: Да-да, и мы так и собираемся, иначе просто отходишь и забываешь, нужно каждый день делать усилия или забудешь Бога.
Прот. В.Сорокин: Мы с вами так много подняли интересных вопросов, как людям сориентироваться, и как мы можем им помочь. Если, братья и сестры, у вас есть какие-то вопросы, пожелания или рекомендации, или свой опыт, свои трудности, проблемы, пожалуйста, или приходите к нам в Князь-Владимирский собор, и мы вам поможем, или звоните на радио «Град Петров», которое дает нам возможность обсуждать эти вопросы, я надеюсь, что мы будем периодически встречаться. Я как благочинный по благословению Владыки Митрополита, очень переживаю за наше духовное состояние, за трезвость мысли и за ясность в видении наших проблем. Я благодарю Вас, Ирина Игоревна, за беседу, мне очень было интересно, я многие вопросы как настоятель, конечно, знаю, но в такой дискуссии просто интересно было с Вами проговорить эти вопросы. Надеюсь, что кто-то что-нибудь для себя полезное извлечет. Спасибо Вам большое, до свидания, будьте здоровы.
Дорогие братья и сестры! Закончилась программа «Беседы с благочинным». Протоиерей Владимир Сорокин, благочинный Центрального округа Санкт-Петербурга беседовал с Ириной Игоревной Беляшовой, работником книжного киоска в Князь-Владимирском соборе.
Материал для сайта подготовлен при поддержке Православного общества «Азбука веры»