Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной
«Истина и Жизнь»
Гость: Наталья Василевич, религиовед
Тема: Православная антропология и права человека. Часть 1
29 сентября 2017 г.
АУДИО
Наталья Фанина:
В православной среде бытует такое мнение, что идея прав человека – это продукт светского, безрелигиозного сознания, и это не может иметь отношения к падшей человеческой природе. По-моему, это достаточно популярная сейчас идея. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.
Наталья Василевич:
Все, кто стоял у истоков учения о правах человека, происходили из христианской среды. И именно на христианской антропологии, на христианском учении о Боге и человеке они строили свою концепцию прав человека. Один из принципов прав человека, который богословы часто вспоминают, это образ Божий. То есть то, что человек создан по образу Божию, является фундаментом прав человека. И именно их универсальность, то есть нет такого человека, который бы не был создан по образу Божию. Каким бы падшим человек ни был, образ Божий никуда не исчезает, этот образ всё равно присутствует.
Второй принцип – христологический. Христос падшую природу исцелил, приняв человеческую природу. Тем более, наверное, православные, скажем так, самые радикальные, поскольку они говорят об обожении человеческой природы. У многих протестантов очень часто это вызывает шок: как такое возможно? То есть это не только искупление. Обожение – это такая довольно смелая, даже дерзкая концепция, я бы сказала. Безусловно, в земной жизни всегда очень сложно оценить, насколько человек избавился от греха, насколько он действительно приблизился к Богу. Очень часто православная аскетика говорит, что когда человек о себе мнит, что он приблизился к Богу, то это очень опасное состояние, поскольку это гордыня. Аскетическая литература полна историй о том, как кто-то что-то о себе возомнил. А те, кто считались грешниками, оказались гораздо ближе к Богу.
Поэтому у меня такой богословский принцип – человек по отношению к себе выступает как консерватор, он всегда считает себя недостойным. Но к другим людям относится как либерал. Он не всегда видит только внешнее.
По идее, он должен всегда пытаться найти оправдание для другого человека. То есть найти осуждение для себя, как бы он правильно ни поступал, «держать свой ум во аде». Но чаще всего мы поступаем наоборот, поскольку мы себя знаем. Мы знаем, когда грешим, что за этим стоит, насколько это тяжело: какая-то жизненная ситуация, или внутри человека там просто всё разрывается, он ничего не может с собой поделать. И человек, зная те мучения, через которые он проходит в этом грехе, может более или менее найти себе оправдание. Но мы никогда не знаем, как другой человек это переживает.
Поэтому такое недоверие к себе и доверие к другому человеку. Это очень опасно, поскольку доверять людям опасно. Ты отдаёшь себя в руки другому человеку. И этот человек не всегда может использовать твое доверие, как нужно. Но это единственная позиция, которая возможна. Когда мы говорим про права человека, очень часто говорят, что человек ставит себя в центр. Нет, то, что человек стоит в центре – это не я стою в центре, это в центре стоит другой. Это поставить другого в центр своей жизни, любого другого причём. Тогда да, это в чём-то человекоцентричная концепция, человекопоклонническая.
Александр Крупинин:
Да, в последнее время стали появляться в православной Церкви такие высказывания, что права человека – это ересь, это человекопоклонничество, что с этим надо бороться. Что должен быть Бог в центре, а не человек.
Наталья Василевич:
Конечно, Бог в центре должен быть. Но, опять-таки, как Сам Бог, Христос говорит нам, как мы узнаём, что Бог в центре находится. В учении Христа и в тех притчах, которые Он приводит, Он говорит очень часто, что это мнимая идея, когда Бог в центре. Если Бог в центре, но человек не находится в центре вместе с Богом, значит, что-то в этой концепции не так. То есть, как ты можешь любить Бога, Которого не видел, если не любишь человека, которого видел? То есть всё наше отношение к Богу проявляется не в том, как крепко мы закрываем глаза, когда молимся, или как долго мы стоим на молитве. Оно проявляется в том, как мы относимся к ближнему.
Полностью слушайте в АУДИО.
Программа «Истина и Жизнь» на Сервисе скачиваний