6+

«Образ особенного человека воспринимается плохо, потому что не вписывается в религию поклонения успеху»

protoierey-aleksandr-ryabkov

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Прямой эфир 25 октября 2015 г.

 

В программе «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует протоиерей Александр Рябков

Часть 1       Часть 2

 

Александр Крупинин:  Сегодня у нас в гостях – клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах,  отец Александр Рябков. Начнем с проблемы инвалидов. На эту тему два интересных сообщения в дайджесте: прошел семинар «Реалии и перспективы содействию трудоустройству инвалидов», то есть надо включать инвалидов в нормальную жизнь, дать им возможность зарабатывать деньги, реализовывать себя, как в этом направлении совместно действуют Церковь и государство, а с другой стороны, председатель информационного отдела В. Легойда комментирует инцидент, который произошедший в одной из столичных школ, в которой родители учеников потребовали переиздать  классный фотоальбом из-за попавшего туда снимка девочки с синдромом Дауна. Это говорит о том, как относятся к инвалидам люди «снизу», здесь возникает противоречие: все говорят – государство, Церковь, надо инвалидам создавать соответствующие условия жизни, а люди просто не хотят их видеть.

 

Протоиерей Александр Рябков: Что касается трудоустройства, то районные собесы устраивают их на приемлемые для них места: гардеробщики, вахтеры, работники почты и прочее, но это не решает проблемы. В советское время, например, трудоустройство было постоянной заботой государства, и работа велась на несколько порядков лучше, чем сейчас, были серьезные производства специально для инвалидов, проблема решалась. Но это мы говорим об инвалидах с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих и слабовидящих или глухих и слабослышащих, их можно трудоустроить, и у общества нет отторжения к ним. А инвалиды с особенностями развития – более серьезная проблема, к ним отторжение есть. Такого неприятия, даже брезгливости совсем нет в Церкви. У меня каждый день на литургии бывает два-три таких человека, они ходят постоянно в храм, причащаются из общей чаши, но никто из прихожан не реагирует на них негативно. Во Христе это противоречие снимается полностью. Потому что люди пришли к Богу, стоят пред Его лицом, и эти чувства снимаются, и я надеюсь, что они так же относятся к этим людям и вне храма, если они христиане. Это проблема недовоцерковленности,  далекости от Христа. А то, что произошло в московской школе –  это произошло потому, что общество, люди поклоняются успеху. Они не хотят видеть знак неуспеха, для них знаки успеха – это карьерный рост, дорогие машины, возможность провести отпуск где-нибудь на модном курорте, бриллианты и всякая мишура. А образ особенного человека воспринимается плохо, потому что не вписывается в их «религию» поклонения успеху.

 

Звонок слушателя: Я за то, чтобы людей с ограниченными возможностями не жалели, нет, но им активно надо помогать и их активно надо любить.

 

Протоиерей Александр Рябков:  Слово жалость не самое плохое, в нашей традиции оно даже заменяло слово любовь. Это слово из литературного языка в таком значении выкинул наш пролетарский писатель Горький. Да, этим людям, конечно, нужна помощь. Эта религия успеха, которая выводит из общества людей с особенностями развития, появилась еще в 70-е, 80-е годы, тогда атрибутами успеха были ковры, аляповатый хрусталь, люстры, мебельные гарнитуры из стран народной демократии, и тогда зарождалось отвержение неуспешности.

 

Александр Крупинин: Я думаю, что это сформировалось даже раньше – в послевоенное время, вместе с привезенными из Германии вещами.

 

Звонок слушателя: Вспомните также отношение к инвалидам в послевоенное время, когда инвалидов войны собирали по улицам и убирали с глаз долой. У нас на Валаам ссылали инвалидов войны.

 

Протоиерей Александр Рябков:  Конечно, они же не могли служить моделями для монументальной скульптуры. Мы же строили пролетарское государство, в котором не могло быть сирых и убогих.

 

Александр Крупинин: Я бы не сказал, что это государство было пролетарским когда-нибудь…

 

Протоиерей Александр Рябков: Конечно. Были картинки успешности уже тогда: красивые блондины и блондинки строили БАМ и т.д. Это культ успешности, культ силы. И этот культ трансформировался к 80-м годам в погоню за джинсами.

 

Звонок слушателя: Я считаю, что неправильно называть инвалидов «особые люди». Сейчас все так стали говорить, но это подмена понятий. Если человек инвалид, так он инвалид. И только тогда государство признает свой долг по отношению к нему. А если мы говорим об «особом человеке», то никаких обязанностей по отношению к нему у общества и нет.

 

Протоиерей Александр Рябков: Говоря об инвалидах по развитию, я лично готов называть их «особые люди», потому что, видя в храме, как эти люди молятся – я не считаю их в этом неполноценными, инвалидами.

 

Александр Крупинин: В переводе с латыни инвалид – это нездоровый.

 

Протоиерей Александр Рябков: В этом и вопрос – вот чем он нездоров, если он молится лучше нас? Если говорить об обществе, то инвалиды обществу нужны, чтобы не скатиться в зверство.

 

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru