6+

Опять новая историческая память? Левые и правые в Испании и в России

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: священник Николай Савченко

Прямой эфир 26 декабря 2021 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

— Неделя святых праотец

— Николаевские чтения, посвященные императору Николаю II

Взгляд на Николая Второго из Сербии.

Почитание Николая Второго.

— Процесс нового осмысления недавнего прошлого в Испании

«Тема Испании во многом перекликается с российской историей».

Долина павших в Испании – какова позиция Церкви?

Левые и правые – вечное противостояние?

Гонения на Церковь в Испании.

Генерал Франко.

— вопрос слушателя: «зачем в житии святого Георгия Победоносца рассказывать сказочки про дракона?»

— вопрос слушателя: «а разве с житием Петра и Февронии нет проблем? Хотелось бы иметь исторический комментарий ко всем житиям»

— вопрос слушателя: «а рассказы про Афон – там драконов до сих пор полно, Афон переполнен чудищами, это знают особенно исихасты, которые занимаются Иисусовой молитвой»

— вопрос слушателя: «вклад Советского Союза в Испанию будет осознаваться?»

Русские были на обеих сторонах Гражданской войны в Испании.

На какой стороне Церковь в Гражданской войне?

Социалисты и монархисты – почему непримиримы?

Монархические дома Европы.

Общество разделено: социал-демократы и консерваторы. Это незаконченная гражданская или это диалог умиротворения?

— вопрос слушателя: «Пушкинский Дом, Отдел древнерусской литературы – там выявляют первоначальный текст житий, вы бы пригласили специалистов рассказать об этих исследованиях»

Жития мучеников.

— вопрос слушателя: «Испания – страна с очень хорошим примером, как плавно и с умом стать демократической страной. Есть чему поучиться, что оппозицию нужно включать во власть, а не воевать с ней»

— альтернатива войнам – теплохладность?

— нарушал ли Бог законы природы?

 

 

Александр Крупинин:

У меня есть такое сообщение в дайджесте сегодняшнем, о том, что в Испании вот сейчас как раз идёт та же самая тема, можно сказать, что и в России, да, то есть именно осознание прошлого. Там Долина павших…

 

Священник Николай Савченко:

Да.

 

Александр Крупинин:

Смысл в том, что тоже есть разные силы там, есть и социалистическая партия, и правые партии… Вот: «Русская Церковь Православная Церковь призывает власти Испании принять взвешенное решение по вопросу закрытия монастыря и взрыва католического креста на холме в Долине павших недалеко от Мадрида», сообщает Интерфакс.

 

В Русской Православной Церкви считают, что закрытие монастыря и взрыв католического креста на холме в Долине павших недалеко от Мадрида не имели бы никакого оправдания, и призывают власти Испании принять взвешенное решение по этому вопросу, сообщает «Интерфакс-религия».  «Мы очень обеспокоены теми дискуссиями, которые происходят вокруг этого памятника. Восстановление исторической памяти — это важная часть общественного бытия в любой стране, это касается и нашей страны, это касается Испании. Но когда под видом восстановления исторической памяти или смещения акцентов в ту или иную сторону предлагается изгнать монахов из монастыря, предлагается взорвать крест, то это, конечно, мы никак не можем поддержать, и это не имеет, с нашей точки зрения, никакого оправдания», — сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в программе «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».  Долина павших — монументальный комплекс в 58 км от Мадрида, включающий католическую базилику, аббатство и мемориал, весь комплекс занимает территорию в 1365 гектаров. Здесь захоронены тела более 33 тыс. погибших в гражданской войне с обеих сторон человек. С ноября 1975 по октябрь 2019 года в крипте базилики у подножия алтаря располагалась и могила Франсиско Франко.  Ныне в Испании идет горячая дискуссия относительно т.н. закона о «демократической памяти», который разрабатывает правительство. Он направлен на то, чтобы увековечить память жертв франкистского режима и, в частности, подразумевает секуляризацию одного из важнейших католических памятников на территории Европы — Долины павших. Согласно законопроекту, оттуда изгонят общину монахов и взорвут 150-метровый крест, который находится на вершине комплекса и является одним из самых высоких в мире.  Рассуждая о сложившейся ситуации, митрополит Иларион призвал власти Испании вспомнить российскую историю. «Ведь у нас храмы взрывали, и кресты уничтожали, и иконы сжигали, и все это было названо наследием царизма. Вот стоял храм Христа Спасителя Москве, но его взорвали, потому что это было «наследие царизма». А сейчас точно такие же деятели, которые к власти пришли в Испании, говорят, что надо 150-метровый крест взорвать, потому что это «наследие франкизма», — отметил он.  По словам архиерея, крест — это символ христианства, он воздвигнут «во славу Христа, не во славу Франко или какого-то там диктатора».  «Если говорить о Долине павших, то да, действительно, этот мемориальный комплекс был создан во времена Франко, там похоронено более 30 тысяч человек, это жертвы гражданской войны, причем жертвы, которые воевали на разных сторонах. И монахи молятся за упокой этих людей. Почему монахов надо выгонять из монастыря — никто объяснить не может», — добавил митрополит, выразив надежду на то, что восторжествует разум, и будут приняты такие решения, которые позволят сохранить память почивших, но при этом сохранится и крест наверху холма, и монахи будут продолжать свое служение в том монастыре, в котором они сейчас живут и трудятся. Источник

 

И тоже на самом деле события революции тридцатых годов, 1936 года, в Испании во многом они тоже разделяли страну по отношению к Церкви, то есть левые, там коммунисты, социалисты, там разные были силы левые, и правые — именно вот в части поддержки или ненависти к Церкви. Там же очень большие были эксцессы в Испании, когда к власти пришли левые, по отношению именно к Католической Церкви, и, видимо, до сих пор вот это разделение, сколько ни пытались уже после смерти Франко, да, испанские власти как-то почитать и левых, и правых, и коммунистов, и монархистов, как-то сделать всеобщее примирение, но как-то всё равно не получается.

 

Священник Николай Савченко:

Да, тема очень интересная, и я бы даже немножко чуть подробнее на ней остановился, потому что тема Испании она особенно интересна тем, что она во многом перекликается с нашей российской историей, хотя, может быть, на первый взгляд, вы удивитесь — почему так, при чём тут Испания и Россия, вроде бы совершенно разная история, ничем не похожая. Казалось бы, да, но однако если, скажем так, погрузиться глубже, то можно увидеть очень-очень много общего, только пути оказались разными, но исходная атмосфера была очень похожа. Нашу историю мы все знаем, у нас революция произошла грандиозная, в самом таком ярко выраженном, жутком, радикальном варианте. В Испании было не так, и испанское общество уже видело и результаты нашей революции, понимала это, и аристократия испанская видела это, и король испанский Альфонсо XIII тоже видел это, и поэтому, когда в Испании стала назревать вот эта революционная ситуация, он, однако, поступил (я высказываю своё личное мнение) тоже достаточно по-христиански, как и у нас государь – отрёкся, и Альфонсо XIII тоже, он дал возможность провести референдум: монархия или республика. Когда большинство населения Испании высказалась против монархии, он честно и прямо отрёкся от престола и покинул страну. И Испания стала республикой, это было в 1931 году. Но к тому времени уже назревало разделение между частью общества, которая придерживалась консервативных, христианских принципов, и частью общества, которая придерживалась таких вот радикально революционно-социалистических принципов. И ров вот между этими частями рос, увеличивался, увеличивалась вражда.

Я здесь излагаю события просто для понимания того, в какой трагедии оказалось испанское общество.

И вот во всех храмах стали выступать, агитировать с амвона за то, чтобы голосовали именно за консервативную партию. И получилось так, что противоположная сторона стала воспринимать, соответственно, церкви как своих врагов, и поэтому когда начались уже столкновения, уже силовые столкновения, до этого дошло, то начались и первые расправы. Это ещё произошло до начала гражданской войны. И были несколько случаев, когда происходили такие бунты, восстания, в первую очередь это в рабочих центрах, это шахты, это заводы крупные, пролетариат испанский тоже был достаточно революционным и тоже был уже, к сожалению, достаточно антирелигиозным или он легко как бы поджигал пожар, а дальше в этом пожаре уже отдельные наиболее антирелигиозные группы занимались страшными делами, начались массовые поджоги, разгромы церквей, убийства католических священников, это ещё было в 34 году. Тогда несколько десятков храмов была разгромлено, сожжено, и несколько десятков священников было замучено. Ну а потом уже когда началась гражданская война, наступила настоящая трагедия вот именно с точки зрения религиозной. Это настоящая трагедия. Мы знаем, что Россия – страна, где больше всего было жертв при гонениях на христианство, и это без всякого сомнения, то есть наше количество новомучеников, оно, разумеется, уникально для всего мира. Но очень важно знать, что Испания в этом отношении была второй по значимости страной христианского мира, где были массовые гонения и репрессии против христиан, против церкви католической, понятно, и христианских священнослужителей. Историки испанские уже подсчитали, что общее количество расстрелянных, казнённых, убитых или умерших от ран в результате избиений священнослужителей в Испании это что-то около 5800. Согласитесь, это огромное количество.

Когда началась гражданская война, то часть территории Испании достаточно быстро была взята под контроль франкистами, а часть Испании достаточно долгое время находилась под республиканским контролем. И вот в той части, которая оказалась под республиканским контролем, там начались, конечно, страшные ужасы вот с религиозной точки зрения. То есть там большинство священнослужителей были убиты. Ещё летом 1936 года, но и в последующие месяцы, с лета по осень 1936 года это всё дальше продолжалось. Толпы совершенно радикально настроенных безбожников вламывались в церкви, крушили их, убивали священников, убивали активных верующих, монахов и монахинь. Были совершенно страшные злодеяния против многих монастырей, насилие над монахинями, причём массовое. Большинство церквей и большинство религиозных зданий пострадало совершенно страшно. Но и Испания, скажем так, достаточно быстро восстановилась вот от этой страшной трагедии только потому, что ровно половина Испании оказалась достаточно быстро занята франкистскими войсками.

 

Александр Крупинин:

Слушательница спрашивает Ольга в чате нашем в YouTube — вклад Советского Союза в Испанию в нашей стране будет осознаваться? Интересуется Ольга.

 

Священник Николай Савченко:

Ну как сказать «вклад Советского Союза в Испанию»?

 

Александр Крупинин:

Я думаю, помощь Советского Союза республиканцам.

 

Священник Николай Савченко:

Помощь республиканцам была огромной. Но остаётся вообще вопрос… я сторонник того, чтобы осторожно, неагрессивно, но поставить такой вопрос: ну насколько же всё-таки имело смысл вот это делать, нашей огромной стране бросать такие силы для того, чтобы вот республиканскую Испанию, ту самую, в которой совершенно зверским образом преследовались христиане…

 

Александр Крупинин:

Но это же были духовно близкие… И смысл с их точки зрения, конечно, был.

 

Священник Николай Савченко:

Совершенно верно вы, совершенно правильно поставили этот вопрос, да, Советский Союз был главной страной, которая оказывала помощь, ещё Мексика оказывала помощь достаточно большую помощь, но помощь Советского Союза была гораздо больше. Было, по-моему, около 2000 военных советников…

 

Александр Крупинин:

Кстати говоря, на стороне Франко тоже русские воевали.

 

Священник Николай Савченко:

Да, совершенно верно, на стороне Франко воевали русские офицеры, солдаты Добровольческой армии, Белой армии. И зарубежная эмигрантская литература была переполнена симпатиями в адрес генерала Франко, публиковались поэмы, стихотворения, призывы к добровольцам выступать, идти сражаться, и сражались.

И Франко со своими сторонниками оказались сильнее, ну, в первую очередь почему, потому что на его стороне было большинство офицеров, большинство солдат всё-таки, и большинство офицеров военно-морского флота и армии, более профессиональные кадры, и потом, всё-таки, значительная поддержка населения, то есть но не менее половины населения его поддерживала.

На стороне республиканцев тоже были и интернациональные бригады, там, по-моему, более 50000 было добровольцев из разных стран, коммунисты всего мира собирали добровольческие отряды.

Одним из довольно известных добровольцев на стороне республиканцев был Оруэлл, впоследствии автор романа «1984», он впоследствии сильно разочаровался в этом и вот этот роман написал как результат увиденного вот в этих интернациональных бригадах. Но потом он пересмотрел свои взгляды и итог – его знаменитый роман.

 

Александр Крупинин:

Но он воевал в рядах не сталинистов, а еще более левых, чем Сталин…

 

Священник Николай Савченко:

Вся эта гражданская война длилась с июля 36 года по конец марта 39, то есть чуть меньше 3 лет, может, два с половиной года, и эта война была как бы постепенным отступлением республиканцев и постепенным наступлением отрядов Франко. Но потом, когда победа произошла, то установился такой достаточно авторитарный режим. Надо сказать, что Франко, конечно, не был ангелом, потому что на его территории тоже были многочисленные репрессии, многочисленные расстрелы, на его территории подавлялись всевозможные выступления пролетариата, расстрелы были тоже достаточно серьёзными. И социалисты всего мира, и Испании в том числе, они генерала Франко, конечно, не любили, если не сказать сильнее – ненавидели. При этом христиане поддерживали его полностью, даже вот несколько семинарий католических буквально в полном составе ушли воевать на фронт, семинаристы просто брали в руки оружие и шли воевать за генерала Франко. И потом, после того, как завершилась эта война, он организовал вот эту самую Долину павших. Это такое место, которое он воспринимал как некое такое примирение, там были захоронены и павшие со стороны франкистов, и павшие со стороны республиканцев. Там захоронены десятки тысяч солдат и офицеров обеих сторон. И в центре этого места поминовения — монастырь и огромный-огромный крест.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru