6+

«Осуждать человека и констатировать факт греха – не одно и то же»

Онопченко 3

«Пастырский час»

Ведущий: протоиерей Вадим Онопченко, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Шапки

Прямой эфир 5 апреля 2016 г., 20:30

АУДИО + ТЕКСТ

 

Вопрос (6): Как научиться отличать грех от грешника? Ведь когда увидишь свой грех, так омерзителен себе становишься. И стыдно, и гадко, и себя презираешь. И, как следствие, падаешь духом.

Отвечает протоиерей Вадим Онопченко: Святые отцы говорят: ненавидь грех, но люби грешника. Каждый живущий на земле человек обладает бессмертной душой. Каждый из живущих на земле людей обладает образом Божиим. Но не каждый человек держит в чистоте этот образ Божий. Существует гигиена души. И не каждый человек соблюдает эту гигиену. Это необходимая вещь. Но не каждый это делает. Образ Божий бывает замутнен. И тогда человек часто служит греху. И когда мы сталкиваемся с таким человеком, наша первая и естественная реакция – возненавидеть этого человека. И большинство из нас, и я не исключение, ненавидят такого человека. Но Господь и Святые отцы нас от этого предостерегали. Мы должны не человека ненавидеть, а грех, им совершаемый. И ни в коем случае нельзя говорить человеку, совершающему грех, что это хорошо. Сегодня в современном мире все поставлено с ног на голову. Нельзя осуждать человека за то-то и то-то. Он волен делать как хочет. Здесь путаница. Осуждать человека и констатировать факт греха не одно и то же. Никогда не надо говорить человеку, что он делает правильно, когда он грешит. Но тонкость в том, что мы должны грех возненавидеть и помочь донести до человека, как это пагубно. В чем опасность греха? В том, что грех полностью парализует в нас образ Божий. А в чем образ Божий в человеке заключается? Образ Божий в человеке заключается, в том числе, и в свободе. В современном мире свободу многие интерпретируют по своему усмотрению. Сегодня принято, что каждый выдвигает свое определение и считает это определение верным, потому что он его сам придумал. Спрашивается, а откуда он знает, что такое свобода, откуда он это взял? Человек считает, что свобода – это делай что хочешь. Прекрасно! В таком случае самые свободные – это животные. Когда хотят – едят, когда хотят – пьют, где хотят – справляют свои естественные потребности. Живут, как хотят. Но мы говорим все-таки о человеке. Что же? Делаю, что хочу, или все-таки нет? Давайте попробуем понять коренное понятие свободы. Какое слово противоположно по значению понятию «свободный человек»? Это раб. В Евангелии сказано: «Не обманывайтесь, братья, делающий грех есть раб греха» (Ин.8:34). Кто такой раб? Тот, который не имеет возможности выбора. Ему господин приказывает то-то и то-то, он делает. Выбора он не имеет. Многие выдвигают следующую претензию к христианству. Почему Господь, создав человека, не оградил  его от греха. Как это так? Как Господь допустил, что Адам мог согрешить? А надо было сделать, чтобы не мог. Тогда на Адама надо было бы одеть ошейник и посадить его на цепь. То есть лишить его свободы. Ибо только возможность выбора есть признак свободы. Если у человека нет возможности выбора, то он раб. Но у свободы есть и обратная сторона. Это ответственность за тот выбор, который делает свободный человек. Давайте вспомним телевизионный спектакль «Лиса и виноград». В чем смысл рабства? Если человек раб, то за его преступление его должен наказать господин. И с господина спрашивают за преступление его раба. Если же он свободный человек, то за воровство чаши, которое главному герою приписали, он должен был заплатить своей жизнью. И этот герой выбирает свободу. Он готов платить цену свободного человека. Мы должны хорошо понимать, что свобода требует платы, цены свободного человека. То есть ответственности за свои поступки. Конечно, говоря об этом спектакле, герою было приписано воровство. Но, тем не менее, он предпочел отвечать как человек свободный. Поэтому, если бы Адам был удержан от возможности грехопадения, он был бы не свободным. Итак, как отличить грех от грешника? Пытайтесь найти в человеке какие-то отголоски образа Божия. И в этом случае у Вас, может быть, получится. И у меня часто не получается отличить грех от грешника. Но к этому мы должны стремиться.

 

Вопрос (7): Вопрос о свободе. Пробовала читать определения, объяснения, почему человек не свободен, когда является рабом греха, а когда он раб Божий, то он свободен. Но я понимаю эту логику до момента свободы выбора. Действительно, есть два варианта. Человек волен выбирать одно или другое. То есть в выборе человек свободен, пользуется той свободой, которую ему даровал Господь. Но как только выбор совершен, дальше человек становится заложником своего выбора?

Отвечает протоиерей Вадим Онопченко: Дело в том, что вся наша жизнь есть постоянный выбор, который от нас практически никогда не отходит. Если мы выбрали развивать в себе образ Божий, мы должны этого выбора держаться. И это не значит, что вступив на этот путь, дальше мы идем как по колее. Как раз у нас есть возможность отпасть от образа Божия каждый раз. Каждый день, каждый час и каждую минуту мы делаем выбор. И за этот выбор несем ответственность. Ибо свободный человек за свой выбор отвечает. И своей жизнью, кстати. Ответственность человека никогда не покидает. Сделать выбор один раз, повернуть и «встать на рельсы» не означает, что Вы твердо пойдете по колее. На эту тему есть замечательные рассуждения Ф.М.Достоевского. Многие думают, что придя в христианство, они сделали главный выбор и дальше могут идти по одной колее. Ничего подобного. Этот выбор стоит перед нами каждый день, каждый час и каждую минуту. Не случайно в Священном Писании говорится, что христианин есть воин. Что такое воин? Может ли воин, встав под какое-нибудь знамя, успокоиться, что вот – он в безопасности? Воин, встав под знамя, понимает, что он может в каждый момент получить удар, смертельный удар. Только воин от не воина отличается тем, что он готовится к этому удару, а не ждет беспечно, пока его заколют.

 

Вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:

 

1)         Господь сказал Адаму и Еве до грехопадения: «Плодитесь и размножайтесь». Скажите, были ли дети у Адама и Евы до грехопадения?

2)         Два вопроса по Евангелию от Марка. Первый вопрос. Читаем: «Воскреснув рано в первый день  недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк.16:9). Здесь говорится, что  именно в этот момент он изгнал семь бесов или когда-то раньше? Второй вопрос. В этом же Евангелии написано, как Иисус говорит своим апостолам: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Мк.16:15-17). Почему другие веровавшие не обладали этими качествами?

3)         Как объяснить детям 10-11 лет, что такое душа? В Евангелии сказано: «много званых, а мало избранных» (Мф.20:1)  Кого имел в виду Христос в те времена, и кто они в наше время?

4)         Надо и можно ли молиться за апостолов, мучеников, святых, расстрелянных большевиками?

5)         У меня умер папа, вчера было 40 дней. Я пошла в храм в субботу вечером, чтобы передать записки на раннюю Литургию, но не дошла, а решила передать записку с первым повстречавшимся мне человеком, который шел в храм. А утром, когда я сама все-таки пришла в храм на раннюю Литургию, я засомневалась, а вдруг он не передал и за папу частичку не вынули. И я на всякий случай подала записку на позднюю Литургию. Можно ли было так сделать?

6)         Как научиться отличать грех от грешника? Ведь когда увидишь свой грех, так омерзителен себе становишься. И стыдно, и гадко, и себя презираешь. И, как следствие, падаешь духом.

7)         Вопрос о свободе. Пробовала читать определения, объяснения, почему человек не свободен, когда является рабом греха, а когда он раб Божий, то он свободен. Но я понимаю эту логику до момента свободы выбора. Действительно, есть два варианта. Человек волен выбирать одно или другое. То есть в выборе человек свободен, пользуется той свободой, которую ему даровал Господь. Но как только выбор совершен, дальше человек становится заложником своего выбора?

8)         Вопрос по церковному пению. Мне не очень нравится то пение, которое преобладает в наших храмах. Оно мне кажется немного концертным, развлекательным. Храм, который я посещаю, мне нравится, и не хотелось бы искать другой. Разубедите меня, пожалуйста, может быть, у меня какое-то неправильное отношение. Эти вокализмы, драматизмы меня сильно сбивают. Может, это во мне дело? Я люблю слушать старинные распевы, которые мне гораздо больше по душе. Возможно, я не прав?

9)         Сколько раз в день можно причащаться?

10)       У меня практический вопрос. Вы сказали, что нельзя носить крест для украшения. Еще до воцерковления я приобрела небольшой серебряный крестик с сапфирами в ювелирном магазине. После воцерковления ношу простые крестики. Можно ли переплавить серебряный крестик с сапфирами в украшение? Или лучше освятить и носить как нательный? Как-то неловко переплавлять крестик, хоть и продавался он в магазине как украшение?

11)       Почему нельзя молиться о сектантах и о некрещеных?

12)       Назовите пожалуйста 2-3 книги, с помощью которых я бы мог приобщить ко Христу своего семнадцатилетнего внука через увлекательное чтение?

13)       Насчет литературы. Могу порекомендовать чудесную книжку «Пасха красная» Н.Павловой о трех молодых иноках, которая и понятна, и полезна.

 

Текст: Ольга Качаева

Наверх

Рейтинг@Mail.ru