6+

От триадологии к антропологии – от теории к практике

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Александрийское богословие и развитие раннехристианской мысли»

Гость: протоиерей Максим Приходько

Тема: Ориген. От триадологии к антропологии – от теории к практике

Эфир: 13 февраля 2025 г.

АУДИО

 

Программа посвящена триадологическому учению Оригена и его связи с антропологией и аскетикой, а также составленной Оригеном классификации различных видов религиозных мировоззрений.

 

Протоиерей Максим Приходько:

 

В комментариях к Евангелию от Иоанна Ориген выстраивает своеобразную религиозную иерархию, связанную с причастностью верующего к Отцу и Сыну.

 

Ориген выделяет две четырёхступенчатых градации разных уровней религиозности. Первая ступень первой иерархии – непосредственное почитание Бога Отца. Сюда относятся те святые, которые вернулись от греховной жизни при помощи Святого Духа через Сына к Отцу. Это есть наивысшая форма религиозности, по Оригену. Вторая ступень, как бы предваряющая эту высшую форму – почитание Сына как Отца без знания Отца. Это такое общение с Богом, где доступа к Отцу нет, но произошло откровение Сына. Такое почитание выше натуральной религии, которая есть обоготворение небесного порядка, установленного Отцом. Натуральная религия есть уже третья ступень и её Ориген ассоциирует с благочестивыми античными философами. А четвёртая, самая низкая ступень, это идолопоклонство – почитание разных богов, которые воплощают страсти.

Далее Ориген выстраивает ещё четыре ступени в связи с причастностью к Сыну, то есть Слову. Первая ступень здесь включает тех, кто почитает «Слово», которое было «в начале» у Бога – ветхозаветных пророков и тех христиан-мистиков, которые созерцают божественное Слово. На следующей ступени Ориген располагает тех, кто почитает только Иисуса Христа, притом распятого. Они знают Христа только по плоти. Таковы, по Оригену, большинство христиан. Они не идут далее простой веры в сферу гнозиса. Третья ступень подразумевает тех, кто обратились к «словам», указывающим на Слово – это «научная» религиозность, присущая многим античным мыслителям и учёным. К четвёртой же ступени Ориген причисляет тех, кто выбирает «безбожные слова», отвергает божественный промысел, и следующих к чему-то неблагому. Под такими людьми он имеет в виду разного рода лже-учителей и их последователей.

Четвертые ступени обеих иерархий заключают в себе принцип зла – обособление от Бога как от благого источника.

 

 

См. также:

У истоков христианского богословия. Ориген

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» продолжается цикл с участием протоиерея Максима Приходько «Александрийское богословие и развитие раннехристианской мысли». Эфир 16 января 2025 г. АУДИО

Климент Александрийский и христианство как истинная философия

«Раннехристианские апологеты интерпретировали семенной логос в контексте евангельской притчи о сеятеле». В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимает участие протоиерей Максим Приходько. Эфир 2 и 9 января 2025 г. АУДИО

Филон Александрийский и библейская аллегореза

«Всякое событие Священной истории становится образом для индивидуальной человеческой жизни. И в этом смысле человек оказывается частью Писания, а не просто читателем». В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимает участие протоиерей Максим Приходько. Эфир 26 декабря 2024 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru