6+

«Озабоченность случайной фактичностью начала собственного телесного существования является пустым занятием»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Христианская космология»

Гость: Алексей Всеволодович Нестерук

Тема: космология и христология

Эфир: 27 января 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена проблемам космологической случайности/необходимости воплощения Иисуса Христа, смыслового геоцентризма, возможности преображения космоса, космологического смысла евхаристии.

 

Алексей Нестерук:

 

Воплощению Христа присущ своеобразный дуализм: с одной стороны, в его внешнем проявлении оно представляет собой некое конкретное случайное событие в условиях тварной природы, то есть событие среди других событий. Исходным его моментом является рождение младенца Иисуса (одного из многих младенцев), обладающее протяженностью во времени в земной жизни и деятельности Христа и его учении, вплоть до его человеческой смерти на Кресте. С другой стороны, основополагающим принципом Воплощения Христа является Воплощение Бога в человеческой плоти, сутью которого было также суммирование всей длительной истории человечества, а также надежды на спасение, на обещанное Богом Царство. Этот скрытый смысл Рождества, как провозглашения Царства, ставшего главным предметом служения Христа и благовествованием о нем, был тайной, не доступной каждому, но открываемой Христом его ученикам в притче о сеятеле. И когда один из них спросил Христа о смысле этой притчи, последний ответил: «Вам дано познать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, чтобы они видя не видели и слыша не уразумели», что означало, что тайны Царства, инаугурация которого состоялась в Рождестве, скрыты от неверующего сердца также, как и смысл самого Рождества.

 

Предвосхищение Царства Божьего, неявно манифестируемого в самом рождении Иисуса Христа в Вифлееме, указывает на тайну единения человека и Бога во Христе. Человека, рожденного в Палестине, и Бога, воспринявшего плоть человека, но не переставшего быть ипостасно во всей вселенной, будучи ее повелителем и подателем ее порядка и гармонии. Будучи в Палестине, Христос по-прежнему оставался в Царствии своем, о чем он проповедовал своим ученикам. Именно поэтому, когда богословие учит о том, что воплощение суммировало собою все творение, оно также учит, что все творение (от начала до конца) отсуммировано в перспективе Царства Божьего. В воплощении Христа смысл временной протяженности вселенной, как уже во многом прошедшей, но по-прежнему продолжающейся, открывается в свете замысла творения, а именно принятия Бога во плоти для того, чтобы было возможно благовествование о Его Царстве.

 

Указывая на Царство будущего века в своих притчах, Христос призывает своих последователей не задаваться вопросами о фактичности Его рождения (соответственно своего собственного рождения и семейными связями), не ставить вопрос «почему» и «как». Поскольку вся протяженность истории отсуммирована Христом, случайная фактичность его прихода в мир в терминах пространства и времени не имеет значения, в то время как этот приход важен как возвещение о Царстве, чье реализованное присутствие наделяет будущим все, что здесь и сейчас, в прошлом и настоящем. Этот фрагмент христианского благовестия может рассматриваться как типология рождения каждого человека: озабоченность случайной фактичностью начала собственного телесного существования, то есть рождения, является пустым занятием, ибо событие своего собственного рождения феноменологически сокрыто для того, кто о нем вопрошает. Невозможно понять смысл рождения новой личности, кроме лишь формулировки необходимых условий его как физического события. Однако, событие рождения наделяет каждую личность свободой и будущим. Соответственно, процесс раскрытия смысла рождения, а также необходимых условий его телесной явленности, направлен в будущее и наделен определенной целью, связанной с достаточными условиями рождения. Таким образом, с христианской точки зрения смысл события рождения исходит не столько из семейных и исторически случайных обстоятельств (несмотря на то, что сопричастие со вселенной имеет в своей основе физическую связь со своими родителями, как предшествующий горизонт такого сопричастия), но из жизненного факта, что новорожденная личность наделена будущим и возможностью спасения. Причем невозможно проследить истоки этой возможности в чем-то физически предшествующем. В то же время надежда на спасение не позволяет забывать о рождении как Богом данном событии: смиренное принятие своего рождения происходит не благодаря памяти о нем, но как об исходном первичном незабываемом, непосредственно вплетенным в модус веры.

 

Вопрос, естественно возникающий здесь, состоит в том, действительно ли, настаивая на неважности исторически случайных условий рождения в перспективе спасения личности, христианское учение пренебрегает космологическими аспектами возможности жизни и, в частности, этими же аспектами в отношении возможности воплощения Христа? Очевидно, что «нет», ибо для того, чтобы воплощение было возможно на Земле, вселенная должна обладать такими физическими свойствами, чтобы было возможно формирование человеческого тела, принятого Богом.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

См. также:

Из ничего

Космологический смысл творения мира и воплощения Христа – тема второй передачи в цикле бесед Артема Гравина и Алексея Нестерука «Христианская космология». Эфир 20 января 2022 г. АУДИО

«Только человек обладает рациональной способностью выходить за рамки физически конечного»

«Здесь и проявляется истинная богословская преданность в человеке». В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» начинается новый цикл бесед. О христианской космологии рассказывает Алексей Нестерук. Эфир 13 января 2022 г. АУДИО

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru