6+

Паломничество в Большую Вруду – место служения отца Алексия Южинского

IMG_0730 (1) +

Программа Марины Подольской
«Пальмовник»

Паломничество в Большую Вруду – место служения отца Алексия Южинского

Марина Подольская: Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
22 августа – день памяти св. прав. Алексия Южинского. И в этот день паломники – слушатели радио «Град Петров» побывали в Большой Вруде. Село Большая Вруда – это место служения отца Алексия Южинского (Медведкова) в России. С нами собирался поехать отец Георгий Пименов, но целый ряд обстоятельств помешал этому.

ierey-georgiy-germanovich-pimenov2

И сегодня мы наконец-то встретились с отцом Георгием, здравствуйте, о. Георгий! Рада Вас видеть в нашей студии. И особенно рада тому обстоятельству, что Вы расскажете о результатах своих архивных изысканий.

Отец Георгий: Здравствуйте!
Знаете, тема святости вечна. И как не иссякает запас святости, так и не прекращаются рассказы, публикации, исследования этой темы. Постоянно выходят новые и новые книги о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Так же и его ученик и духовное чадо – отец Алексий Медведков – по-новому открывается церковным людям.
В этом году, летом мне удалось совершить паломничество к месту служения отца Алексия, но к месту служения в Эстонии.
У моего тестя в 1944 году погиб в тех местах его отец. И мой тесть там ни разу не был. Скорее всего, это братское захоронение недалеко от границы, под Нарвой.

Марина Подольская: Вы поехали туда с семьей?

Отец Георгий: Да, мы поехали, чтобы символически поклониться этим местам, потому что точное место захоронения не известно. Предположительно, это братское захоронение в Синемяе. И мы поехали туда с семьей: я, моя супруга Елена и ее отец.
Предварительно я посмотрел по карте, что Синемяе находится недалеко от Йыхви и от Кохтла-Ярве.
Мы доехали до кладбища в Синемяе, помолились, побывали в военном музее. И потом поехали в Йыхви. К сожалению, храм Богоявления Господня был закрыт в это время. В этом храме, с 1923 по 1929 год, периодически служил о. Алексий Медведков. Кстати, в этом же храме с 1950 по 1952 год служил отец Алексий Ридигер, будущий патриарх Алексий II.
А затем мы поехали в Кохтла-Ярве. Это недалеко, если знаешь дорогу. А на карте хорошо видно, что там густая, плотная сеть дорог. И какая из них ведет к храму Преображения, в котором служил отец Алексий Южинский (Медведков), я не знаю. Знаю только, что храм стоит у дороги, и что эта дорога какая-то местная, не основная трасса на Таллин.
Веду машину, поминаю отца Алексия, прошу его помощи, прошу помочь найти дорогу к храму.
Проезжаем мимо водопадика. Это красивое место на побережье Финского залива, но сам водопадик почти иссяк, только тоненькая струйка осталась. Вышли, осмотрелись. И я понимаю, что времени уже немного осталось, и можно уже поворачивать к границе, ибо куда ехать, я не знаю, и спросить не у кого. И тут у водопадика встречаем двух женщин, которые и рассказали нам о храме и показали дорогу. Оказалось, что жительницы Кохтла-Ярве, Нина и Татьяна, не только хорошо знают этот храм, но и сами предложили показать дорогу к храму. Они поехали впереди, а мы за ними. И когда я ехал за ними по этим многочисленным ответвлениям дорог, я отчетливо понимал, что сам я бы ни за что не сориентировался, не нашел бы дорогу к этому храму.
Уверен, что молитвами батюшки Алексия я нашел дорогу, вернее нашел проводников к храму. И мы своими глазами увидели и сам храм, и эти горы отвалов – горного шлака.

Марина Подольская: А что добывали в этих шахтах?

Отец Георгий: Сланцы. И отвалы эти – это отвалы от горнодобычи сланцев. И там тоже ведь труды отца Алексия, который работал в этой шахте.
Храм Преображения в Кохтла-Ярве – это не тот храм, в котором служил отец Алексий. Нынешняя церковь в Кохтла-Ярве размещается в бывшем заводском здании.
Знаете, и в Южине, и в Кохтла-Ярве отец Алексий служил в заводских бараках, перестроенных под церковь. И этот барак в Кохтла-Ярве не сохранился. И хотя барак не сохранился, но сохранился приход.
Мы побывали в этом храме…
Да, группа прихожан этого храма 22 августа в день памяти отца Алексию Южинского была в монастыре в Бюсси.

Марина Подольская: Напомню, что во Франции, в православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в местечке Бюсси-ан-От в храме Преображения Господня покоятся мощи святого праведного Алексия Южинского.
Паломническая служба радио «Град Петров» вместе с группой слушателей поехала 22 августа в Большую Вруду, чтобы молитвенно почтить память отца Алексия. Успенский храм села Большая Вруда – это не просто место служения отца Алексия. Это то место, в котором он начал свое служение молодым, только что рукоположенным священником.

Отец Георгий: 2 января 1896 года отец Алексий Медведков был назначен священником в храм Успения Пресвятой Богородицы в село Большая Вруда Ямбургского уезда. И в этом храме он прослужил 23 года, вплоть до его ареста после революции.

Марина Подольская: Получается, что именно в этом Успенском храме села Большая Вруда проходило становление пастыря от молоденького иерея в 1896 году до уважаемого, имеющего церковные награды, протоиерея в 1918 году, когда отец Алексий был вынужден покинуть Россию.
Что происходило в эти годы на приходе? Есть ли сведения об этом? Есть ведь исторические свидетельства его служения на приходе? Каков был этот приход?

Отец Георгий: Я работал в двух архивах: в Российском государственном историческом архиве, который на Псковской улице, и в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Работал с документами, видел их, держал в руках документы, относящиеся к периоду учебы будущего отца Алексия Медведкова в Санкт-Петербургской семинарии, и к периоду его работы на приходе. Это было Второе благочиние Ямбургского уезда Санк-Петербургской епархии.
Большая часть найденных документов связана с работой отца Алексия с детьми в Санкт-Петербургском Воспитательном доме. Вокруг села Большая Вруда были школы этого Воспитательного дома. При отце Алексие во Вруде открылся приют Воспитательного дома. Во всех окрестных школах села Большая Вруда, как минимум в четырех школах, он был законоучителем. Причем, и это видно из документов, любящим законоучителем.

Марина Подольская: Что это были за школы? Село Большая Вруда было настолько большим в XIX веке, что там было 4 школы!

Отец Георгий: Я нашел отчет о. Алексия Медведкова заведующему воспитательной частью сельских школ Воспитательного дома Ивану Алексеевичу Протопопову. Воспитательный дом и его инспекция располагались в том здании, где сейчас учебные корпуса педагогического университета им А.И.Герцена.

Императорский Санкт-Петербургский Воспитательный дом был открыт в 1771 г. во дворце Г.Х.Штегельмана. В конце XIX – начале XX века в это благотворительное заведение принимали на воспитание и содержание младенцев-сирот и подкидышей. Детей отправляли «вместе с принимающими их на грудное вскармливание и дальнейшее потом воспитание крестьянками в деревни». В крестьянских семьях в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях дети оставались до 21 года. Семья, принявшая их, получала постепенно уменьшавшуюся плату. С 16-ти лет плата прекращалась.
За жизнью воспитанников в семьях наблюдали специальные окружные врачи и надзиратели.
Детей школьного возраста обучали в сельских школах, которые содержались Воспитательным домом.
Наиболее способные девочки-ученицы по окончании сельских школ имели возможность бесплатно за 4 года получить специальности нянь и фельдшериц в училище нянь при Воспитательном доме. А способных к наукам мальчиков помещали в Мариинскую учительскую семинарию в Павловске.
По достижении совершеннолетия питомцы получали единовременные пособия: мужчины 35 руб., женщины — 30 руб., девицы, выходящие замуж — 20 руб. на приданое.

Да, так вот, в отчете о. Алексия Медведкова заведующему воспитательной частью сельских школ Воспитательного дома интересен, примечателен сам стиль, слог этого отчета. Характеризуя три окрестных школы, в которых он преподавал, он ни одного осуждающего слова не написал ни про детей, ни про преподавателей. Понимаете, это как нужно составить отчет об организации учебы, об учениках, об атмосфере в инспектируемой школе, чтобы никакого негатива не прозвучало. Вообще никакого негатива! Самое критичное высказывание: «Одни из учащихся были вялы в ответах». Это самое критичное, самое негативное высказывание в отчете.
Я зачитаю:
Его превосходительству,
Заведующему Учебной Частью
Сельских школ
Воспитательного Дома
Ивану Алексеевичу Протопопову

Сим честь имею донести Вашему превосходительству, что во Врудском Успенском приходе состоит три школы Воспитательного ведомства:
две – Врудская и Волобицкая, находящаяся в районе Горского округа, и третья, Летошицкая, принадлежащая Изварскому округу
(«Здание Летошицкой школы мы видели нынешним летом. Сейчас это развалины, к сожалению. Но это единственное школьное здание. Это еще и географический центр Волосовского района», – поясняет о.Гергий).
Во всех означенных школах преподавание Закона Божия шло правильно. А в первой даже очень хорошо, и потому, несмотря на мое обыкновение всегда спрашивать из давно пройденного, ответы учеников, большею частью, были удовлетворительны, а иногда и прекрасные.
Старшее отделение Врудской школы, за исключением, разумеется, малоспособных, особенно обнаружило большой успех в изучении богослужения. Оно знало не только текст церковных молитв и песнопений, из коих состоит литургия, но даже и объяснение их. Видимо, учителю сей школы Калинину вполне была известна та истина, что учение богослужения имеет целью ввести детей в ближайшее общение с Церковью. И потому он обратил на это особое внимание, за что и заслуживает похвалы.
(«Понимаете, в каждой такой школе был один учитель, который отвечал за все – за учебу, за порядок в ней. Не так как мы сейчас мы имеем в школах много предметников. А в тех школах все, ну скажем, двадцать учеников разного возраста, обучались одним учителем. Специально подготовленным учителем для таких сельских школ.
Тут примечательно то, как отец Алексий писал отчет! Я ведь читал другие отчеты, они сильно отличаются. С такой теплотой, мягкостью больше никто не писал», – отмечает отец Георгий Пименов).
Другое отделение бойко и осмыслено, за некоторым исключением, передавало рассказы из Священной истории.
(«Посмотрите, опять же какая формулировка: «За некоторым исключением». Он не сказал что некоторые плохо знали или вообще не знали, он сказал, что «за некоторым исключением». Мне кажется, это такая черта отца Алексия – неосуждение. Это ведь прослеживается во всей его жизни, и эта черта видна и в этом отчете. А ведь это только 1900 год, он всего лишь четыре года священник», – обращает внимание о. Георгий).
Полобицкая школа мне мало известна, вследствие того, что мною сделано только два посещения. Все-таки и в эти посещения по удовлетворительным ответам выпускного и второго отделений, нельзя было не заметить ревностного отношения к своему делу учителя сей школы Переделкина, который, хотя и сознает свою малоопытность, но видимо, со своей стороны, прилагает немало труда.
(«Смотрите, в двух словах отец Алексий сумел дать такую хорошую и неосуждающую оценку труда учителя, который один отвечает за все в своей школе», – отмечает о. Георгий).
Летошицкая школа имеет молодого учителя Половцева, который, несмотря на свой первый год учительства, разумно ведет дело преподавания Закона Божьего. Несомненно, личной опытности у него мало, но у него есть хорошие советники и руководители в лице имеющихся у него учебных пособий, с которыми он тщательно знакомится. Честь и слава ему за это! Ибо только этим можно объяснить, что первогодки у него отлично усвоили определение понятия о троичности лиц Божества и свойствах Божиих, а равным образом и толковое объяснение молитв. Третье отделение сей школы тоже успешно занималось, хотя некоторые из учащихся как-то вялы в ответах. Все остальные прекрасно отвечают, бойко.
Дисциплина во всех школах хорошая, дети уважительные и приветливые. Среди учащихся поступков, не соответствующих их возрасту, не замечено.
(«Вот так сказать, просто «поступков, не соответствующих их возрасту, не замечено». Какая в этом сквозит любовь к детям!», – говорит о. Георгий).

Словом, религиозно-нравственное воспитание как в школах при скромности учителей и добром их примере, а также и при непосредственном их участии в играх с детьми в свободное от занятий время, очень хорошее и нисколько не может заслуживать какого-либо порицания.
1990 год, июня 12 дня, Ямбургского уезда Врудской Успенской церкви священник Алексей Медведков

Отец Георгий: Это подлинный документ, не просто с его подписью, но написанный его рукой. Документ, отражающий его внутренний мир, его видение мира, людей.
До этого я видел, держал в руках разные документы, которые он подписывал: ведомости, отчеты, и так далее. А тут перед нами подлинный документ, написанный им самим, в этом документе раскрывается он сам, его любовь к детям.
Поэтому он не только покровитель тех краев, мест, где он жил, служил, но он еще и особый покровитель детского православного образования. И это прослеживается на протяжении всей его жизни. Ведь он любил детей, во всех местах, где он служил, он устраивал школы для детей, преподавал там с интересом и любовью, и с чистым пастырским сердцем.
Поэтому его можно считать особым покровителем православного детского образования и воспитания.

Марина Подольская: И можно обращаться к о. Алексию Южинскому с молитвой за помощью и поддержкой.
Когда знакомишься с жизнью о. Алексия, удивляет, что нет какого-то яркого подвига, скажем мученик, герой… А тут все тихо, мягко, с любовью и каждый день. Ежедневная любовь, ежедневное служение и у себя во Вруде, и в Кохтла-Ярве, и в Южине. Да, и везде где он служил, он ведь образовывал хор, ведь он был очень одарен музыкально, у него был прекрасный голос, тому много свидетельств!
Спасибо большое отец Георгий, вы ведь нашли этот документ, сделали его доступным для нас всех, а главное – Вы обратили наше внимание на те детали, которые могли остаться незамеченными.

Отец Георгий: Знаете, я просматривал отчеты, и видел, что таких отчетов больше нет. Нет больше таких отчетов, с такими оборотами речи, в которых звучит и любовь, и внимание, и приятие. Обычный отчет достаточно схематичен: то и то проверено, плюс-плюс-плюс; молитвы выучены, история отвечена, и все. А чтобы в отчете написано было о том, что учителя проводят свободное от уроков время в играх с детьми, такого нигде нет.

Марина Подольская: Тут ведь и внимание, уважение к труду учителя, и понимание особенностей этой работы. Ну и, конечно, это любовь. Любовь к людям.

Отец Георгий: Еще хотел сказать об отце Алексие как соединительном звене между многими явлениями культуры и церковной жизни.
Я думаю, что сам отец Алексий, слыша наши восхваления, уклонился бы от них. Но его жизнь такова, что он, родившись в глубинке, в Смоленской губернии, получил образование в Петербургской семинарии, служил в храме святой Екатерины на Васильевском острове, а это был самый большой храм, в котором он служил в России. Наверное, только в таком большом храме ему и не доводилось больше служить, разве что в храме Александра Невского на рю Дарю в Париже, где он служил две недели под омофором святителя Евлогия Георгиевского. И уже оттуда он был направлен в Южин.
Интересно, что в храме в Йыхве, где время от времен служил отец Алексий, позже в этом храме служил будущий патриарх Алексий II. Об этом есть табличка внутри храма в Йыхве.
И потом, в монастыре Бюсси-ан-От почил в 1955 году такой известный писатель как Иван Шмелев. А ведь в Бюсси сейчас находятся мощи святого праведного Алексия Южинского. Это ведь связь, связь культур, связь церквей.
И фигура Алексия Южинского – это фигура примирения. Он чадо, плоть от плоти русской синодальной церкви, но прославлен в лике святых Константинопольской церковью. И эту вселенскость православия, вселенскость Русской Церкви отец Алексий подтверждает всей своей жизнью. Подтверждает просто и со смирением.

Марина Подольская: Да, по поводу смирения. Когда мы собирались ехать во Вруду 22 августа, мы предполагали, что там 22 числа будет служиться литургия. Но настоятеля этого храма, о. Фотия, вызвали срочно в другой храм. Об этом стало известно за несколько дней до поездки, но мы все равно решили поехать в это место, почитать акафист там, помолиться. Многие вообще не бывали во Вруде.
Приехали мы 22 августа утром в храм Успения Пресвятой Богородицы, а там, в храме именно на этот день назначили уборку. Но мы об этом не знали, конечно. И вот, читаем акафист, а в это время начинают в храме окна мыть, протирать пыль с паникадила, в общем, шум такой ремонтно-хозяйственный. И стало и несколько обидно, и несколько досадно, ну что ж такое, ну почему нельзя спокойно, достойно пославить о. Алексия, спокойно помолиться?
Мы после этого заехали еще в два храма, побывали на источнике св.Пантелеимона. И уже позже, возвращаясь домой и пытаясь осмыслить поездку, мне кто-то из наших паломников сказал: «А знаешь, ведь это все не случайно. Отец Алексий ведь был дивного смирения человек. И, может быть, он даже и не захотел, чтобы мы в день его памяти так торжественно величали его. Может поэтому, и были эти досаждавшие нам шумы…
Спасибо большое отец Георгий за ваши изыскания, за этот разговор о сятом Алексие Южинском.

Отец Георгий: Святость неисчерпаемая и непостижима. Как непостижима и кротость о.Алексия…

Наверх

Рейтинг@Mail.ru