Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»
Гость: Константин Андреевич Махлак,
преподаватель Института богословия и философии
Тема: памяти Пиамы Павловны Гайденко
Передача первая
Эфир 11 июля 2021 г.
АУДИО
2 июля 2021 года скончалась доктор философских наук, член-корреспондент РАН, выдающийся отечественный философ и историк философии Пиама Павловна Гайденко.
Пиама Павловна Гайденко автор выдающихся, принципиально важных для развития отечественной мысли книг.
Среди них: «Экзистенциализм и проблема культуры», «Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Киркегора», «Философия Фихте и современность», «Эволюция понятия науки» (в 2 частях), «Парадоксы свободы в учении Фихте», «Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века», «История греческой философии в ее связи с наукой», «История новоевропейской философии в ее связи с наукой», «Владимир Соловьев и философия Серебряного века», «Научная рациональность и философский разум», «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке».
О значении трудов Пиамы Павловны Гайденко рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак.
Я думаю, что многие, наверное, уже знают это имя, у нас были передачи, посвящённые её книгам, очень часто её книги упоминаются в разных библиографиях, если мы обратимся к каким-нибудь учебным пособиям по философии, по истории культуры даже, то, в особенности это было, может быть, лет 10, даже 20 назад, то имя Гайденко, как и имя упомянутого вами Аверинцева, встречалось достаточно часто. Это был учёный, каких было мало в эпоху, на которую пришлась её творческая активность, это 1960-е — 1970-е, скорее уже вторая половина шестидесятых годов, семидесятые годы, восьмидесятые и девяностые. В общем, и в XXI веке она написала несколько книг, очень ценная книга о времени, природа времени, представление о времени разных философов, начиная с древних и кончая современными и философскими, и научными представлениями о времени. Очень интересная, ценная книга в стиле истории идей.
Это был период достаточно драматичный в нашей истории, семидесятые годы, как раз на которые пришлось творчество Гайденко в её, можно сказать, самом активном возрасте… это период застоя. В общем, на интеллектуальном небосклоне советской эпохи, что сейчас уже, конечно, по-другому воспринимается, не так было много звёзд первой величины. Хотя надо отметить, что сейчас нет и их. И книги Гайденко всегда были совершенно особой вещью, поскольку в них всегда было очень много от философии, практически не было вот той идеологии, идеологических вкраплений, от которых уже всех тошнило в семидесятые — восьмидесятые годы. Она обладала (не совсем представляю, как это она могла делать) очень большой свободой в обращении к предметам, это была философия, например, XX века, которая у нас, в советской стране считалась буржуазной, реакционной и в целом неправильной, но она, конечно, привлекала особое внимание всех интересующихся философией.
…
… Пиама Павловна, вот если пролистать её книгу, которая сейчас передо мной лежит, называется «Трагедия эстетизма», там, о ужас, вспоминается Николай Бердяев, Лев Шестов… Это настоящая философская традиция, которую стоит осмыслять, изучать — это было совершенно новым.
…
И, кстати, она писала и о классической философии, античной и немецкой классической философии. К истории философии, к осмыслению истории философии она подходила достаточно широко. Мыслитель был, действительно, такого охвата — всей философской традиции. Но и о XX веке много, потому что именно здесь был недостаток большой вот даже просто элементарной информации, и этот запрос Пиама Павловна удовлетворяла.
…
Одна из первых ее книг – и сразу сенсация: «Трагедия эстетизма», здесь, как всегда у Гайденко, это не просто жизнеописание Киркегора, это, в общем, такая целая энциклопедия и интеллектуальной истории XIX, XX века, и связи философии с литературой, связи с немецкой классической философией, это такое целое переплетение разных сюжетов. Притом, её книги всегда обладали выдающейся прозрачностью. Сейчас, надо сказать, так уже не пишут, в особенности философское.
…
А вот Пиама Павловна (ну, правда, Киркегор здесь благодатный объект для её исследования) находит какую-то грань, которая позволяет относительно просто говорить о сложных, очень разнообразных вещах, и всегда все нити соединять воедино, так что читатель не запутывается, он, в общем, закрывая последнюю страницу, никто не остаётся с впечатлением, что что-то такое ему достаточно сложное набубнили, но он ничего не понял… Вот эта небольшая книга и сейчас не устарела, я думаю, что это лучшее, что написано о Киркегоре на русском языке и по сей день. Хотя здесь всего 246 страниц.
…
И у читателя, да, складывается такое впечатление, что Пиама Павловна Гайденко лучше понимает мысль того же Киркегора, или кого-то, о ком она пишет – лучше, короче, чем сами они это всё изложили. То есть да, это такая вот, можно сказать, конгениальность. Умение сказать просто о вещах сложных, мало того, расширить несколько изложение, то есть вплести в него дополнительную сюжетику, тоже очень ценную.
Здесь, например, есть и о Гофмане размышления очень ценные, и о Достоевском, то есть, опять же, это всё на протяжении очень такой небольшой по объему книги. И, конечно, это всё надо поместить в 70-й год, то есть какое удивление было у людей, когда они открывают книгу, видят слова: Бог, Авраам… «Рыцарь веры Авраам» — это что? Это где мы оказались?
…
Шпенглер, Хайдеггер – вот эти все имена, они были в то время просто как какой-то пароль, да, по которому люди друг друга узнавали.
В этом было совершенно невероятное явление – открытие новых миров.
Полностью слушайте в АУДИО.
К.А. Махлак, автор передач по богословию и философии на радио «Град Петров», преподаватель богословия, автор курса лекций «Экклезиология», автор «Книжного обозрения» (в этой рубрике — больше 100 книг по богословию, библеистике, философии, культурологии, истории). Приглашаем слушателей подкрепить и развить свой интерес к осмыслению христианства на курсах дополнительного образования в Институте богословия и философии.
Вы можете выбрать богословие и заниматься два года по вечерам понедельника и пятницы — слушать лекции, задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать богословские темы с преподавателями, писать работы, читать лучшие книги, выработать вкус к чтению богословских текстов, сделать свое христианство более осмысленным и глубоким.
А можете выбрать культуру и пойти в своем внутреннем взрослении особым путем — так не похожим на выпавший поколениям русских людей в нескольких веках путь сначала крещения, а потом — через столетия, обретения своего места в мировом культурном наследии… Тогда как прошедшим Античность и Средние века культурам повезло гораздо больше — они принимали христианскую веру в формы сложившихся культурных традиций. Курс дополнительного образования неслучайно называется «Русская культура в контексте мировой культуры» — это путь к новому переживанию нашей национальной культурной неповторимости и одновременно включенности в христианскую цивилизацию. Культурологический курс проходит под руководством ректора Института богословия и философии крупнейшего отечественного культуролога Петра Александровича Сапронова, доктора наук, автора ряда монографий, преподавателя Духовной академии.
Лекционные занятия проходят 2 раза в неделю, в понедельник и в пятницу, с 18 до 21 часа. В Петербурге — очно. Возможно участие в процессе занятий онлайн.
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
См. также:
«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО
Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО
«Читайте святых отцов!». Программа «Книжное обозрение» посвящена 100-летию Оливье Клемана. Беседуют Марина Лобанова и преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Махлак. АУДИО
К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО
В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО
«Концепция была исходно очень важная, очень точная: встреча церкви и культуры, живого образования в классическом смысле слова, которое уходит корнями еще в античную традицию, проходя через все эпохи». О 30-летии Института Богословия и Философии. Гость программы «Встреча» – литературовед, культуролог Елена Евдокимова. Эфир 17 сентября 2022 г. АУДИО
«Нужно пошлость в себе все время преодолевать, это одна из вечных задач человеческой жизни, если ты хочешь быть человеком». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Эфир 19 ноября 2022 г. АУДИО
Как изображена Троица у Данте и у Рублёва? Об иконе Троицы письма преподобного Андрея Рублева размышляет культуролог Петр Сапронов. Эфир 27 мая 2023 г. АУДИО