Программа Дарьи Завьяловой
«25-й кадр»
Гость: Елена Володченко, арт-критик
Тема: Памяти Вадима Абдрашитова. «Остановился поезд» и «Парад планет»
Эфир: 17 марта 2023 г.
АУДИО
По устоявшейся легенде, будущий режиссер Вадим Абдрашитов поехал поступать во ВГИК уже на своей машине. Перед тем, как начать карьеру в мире кино, он успел поучиться в техникуме железнодорожного транспорта, стать инженером и поработать на заводе вакуумных материалов. Он хорошо знал технику: не только, как работают приборы, но и как работают системы человеческих отношений и социальные механизмы.
Возможно, этот опыт лег в основу сложных по структуре картин, которые Вадим Абдрашитов создавал совместно со сценаристом Александром Миндадзе. Вместе они сняли 11 картин, два фильма, о которых речь идет в выпуске – из их числа.
«Остановился поезд» появился в 1982 году. Сейчас мы недоуменно смотрим: и как такое разрешили снимать? Столкновение двух систем правосудия, где задача одной – сохранить все, как было, и тогда множатся памятники и пафосные речи; а задача другой – найти и наказать, и тогда множатся жертвы. Над следователем, которого играет Олег Борисов, висит портрет Дзержинского, а у журналиста (Анатолий Солоницын) все прикрывают деньги. Но они оба включены в один механизм, сейчас маятник качнулся на сторону журналиста. Ничто не удержит от возвращения к парадигме жесткого следователя, для которого любой закон – слишком мягок.
«Парад планет» (1984) – кружит голову своими мифологическими перекличками. «Мы как будто умерли», – шутит Шакуров после «выбывания» с военных учений, и 6 друзей отправляются в необычное путешествие. Сначала они попадают в город, полный шепота, шелеста платьев и томных взглядов. Город женщин.
«Тут мы не можем увернуться от ассоциаций, раз уж у нас есть воители, которые отправляются в путешествие, и встречаются соблазнительницы прекрасные – это, конечно же, Одиссей. Его тоже держали в любовном плену несколько лет, а наши герои отделываются одним вечером. Они проводят ночь у костра – это своего рода исповедь, где каждый рассказывает что-то о себе, судьбе, друзьях, о вечном. Это напоминает и последнюю ночь в Гефсиманском саду. Затем нам встречается химик, который ловит рыбу на берегу – он тоже как мифологическая фигура в плаще – Харон, который перевезет их на берегу на другой берег, как будто в загробный мир. И там, среди то ли обитателей дома престарелых, то ли восставших мертвецов мы увидим космическое явление – парад планет, сошедшихся однажды в один ряд, чтобы потом снова вернуться на свои орбиты», – рассказала Елена Володченко.
«Парад планет» и «Поезд остановился», как и другие фильмы Абдрашитова, поражают своей растяжимостью в наше настоящее. Они провидческие, они универсальные. Будто в структуре отношений, которые так тонко уловили и передали Абдрашитов и Миндадзе, и хранится тот культурный код, который требует воспроизведения вновь и вновь.