Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»
Книга: «Вопросы и ответы» преподобного Анастасия Синаита
Гость: Константин Махлак, преподаватель богословского факультета Русской христианской гуманитарной академии (Институт богословия и философии)
АУДИО
Автор – преподобный Анастасий, ученик преподобного Иоанна Лествичника, впоследствии также игумен монастыря святой Екатерины на Синае.
Построение книги «Вопросы и ответы» живо напомнило ведущим программы «Книжное обозрение», пожалуй, самую популярную передачу на радио «Град Петров» – «Пастырский час».
Как бы провел «Пастырский час» преподобный Анастасий Синаит? В книге собраны самые разные вопросы, на которые часто даются весьма неожиданные ответы.
Рембрандт. Святой Анастасий в монастыре. Фрагмент
Судите сами, вопросы христиан седьмого века очень похожи на вопросы от современных православных в нашем прямом эфире:
— Что означают слова: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17)? Ведь человеку, живущему в миру и заботящемуся о доме и чадах, невозможно молиться непрестанно.
— Почему среди нас, христиан, как мы часто видим, имеется столь большое количество, по сравнению с некоторыми другими неверующими народами, прокаженных, страдающих подагрой, эпилепсией и некоторыми другими болезнями?
— Почему некоторые с самого рождения и младых лет являются по природе кроткими, а другие — вспыльчивыми; одни — жизнелюбцами и склонными к распутству, а другие — женоненавистниками и подвизающимися в воздержании; одни суть по природе щедры, а другие — жесткие в общении и скупые? И не только: почему одни от природы являются людьми благосклонными и разумными, а другие ленивыми и глупыми, и так далее?
— Что есть гордыня?
— Если человек согрешил в отношении другого великим прегрешением, а после этого согрешивший перестал грешить и получил прощение от обиженного, то получает ли он прощение и от Бога?
— Если кто-нибудь впал в какой-либо грех и потом покаялся, а затем опять впал в тот же грех и снова покаялся, и так много раз прекращал грешить и вновь падал до тех пор, пока его не постигла внезапная кончина, что следует думать о нем?
— Является ли диавол причиной всякого греха, и особенно блуда, и следует ли его винить во всех наших прегрешениях?
— Если кто-нибудь омыл рот или в бане невольно испил воды, должен ли он приобщаться Святых Таин или нет?
— Следует ли приобщаться Святых Таин каждый день, или от времени до времени, или же только в воскресенье?
— Некоторые пребывают в сомнениях, говоря, что нет никакой пользы мертвым от возносимых за них молитв во время богослужений.
— Если кто-нибудь убил двух или более мужей, а затем, сам, будучи побежденным, погиб, то будет ли он прощен или нет?
— Благоугодно ли Богу то, что приносится Ему ворами и людьми беззаконными?
— Возможно ли нам, постоянно слушающим слово Божие, но дело Божие не творящим, не подпасть осуждению?
— Откуда знает человек, что Бог простил ему грехи его?
— Если Христос говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Мф. 15:11), то почему отцы определили нам не есть мяса во время святых постов?
— А если я не найду такого мужа, которому мог бы полностью доверять (исповедь), что мне делать?
— Должен ли человек, исповедующийся Богу, вспоминать каждый из грехов, совершенных им, и перечислять их?
— Если я желаю совершить дело, которое считаю добрым, откуда я должен узнать, угодно ли оно Богу или нет?
— Как полезно давать деньги и пожертвования: следует ли их приносить в церковь или отдавать нищим и нуждающимся?
— Если у меня имеется знакомый, человек верующий, но обижающий меня, и я не могу примириться с ним и быть благорасположенным к нему от всего сердца, но могу сделать это только внешне и на словах, то как мне поступить? Примириться ли с ним лишь внешним образом или порвать с ним всякие отношения?
— Следует ли молиться о язычниках, умерших до Христа, и не произносить на них анафемы?
— Что означает изреченное Господом: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23).
— Если апостол говорит: «существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), значит ли это, что всякий начальствующий и царь назначен Богом?
— Если еретики спросят меня о вере, а я не знаю, как правильно в слове изложить догмат, то что мне делать?
— Почему Бог попускает диаволу всяческим образом вести брань с людьми, а не уничтожает его?
— Согрешает ли тот, кто во время гонений убегает в безопасное место?
— Каковы грехи, творимые в ведении, и каковы совершаемые в неведении, и какие из них являются более тяжкими?
— Как можно отличить наказание и искушение, исходящие от Бога, от наказания и искушения, исходящих от диавола?
— Что есть смирение и как можем мы с помощью Божией достичь его?
— Что означает сказанное в Писании: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3)? Как можно раздать все имение свое без любви?
— Что означает сказанное Господом: «Если правый глаз или правая рука соблазняет тебя, вырви, отсеки и брось их от себя» (Мф. 5:29-30).
— Каким образом следует нам понимать [слова Господа]: «если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» (Мф. 18:19)?
— Некоторые говорят, что покаяние состоит в том, чтобы отступить от греха и прекратить совершать его. Так ли это?
— Скажи нам, отец, как следует спасаться?