Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Священники комментируют события прошедшей седмицы
Прямой эфир: 24 февраля 2013 г.
Александр Крупинин: Сегодня наш приглашенный гость – клирик храма во имя мученика Димитрия Солунского в Коломягах, протоиерей Александр Рябков. Отец Александр, 22 февраля президент Путин вручил орден святого благоверного Александра Невского митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
Протоиерей Александр Рябков: Это замечательное событие – вручение государственного ордена духовному лицу, и именно нашему владыке Владимиру, который является священным архимандритом Александро-Невской лавры. Орден олицетворяет служение Отчизне, в том числе и духовное. Святой Александр Невский всегда ставил служение Православию во главу угла, недаром он принял монашеский постриг (перед своей кончиной). Это, безусловно, заслуженная награда, оценивающая труд владыки, с 95-го года он несет свое пастырское, архипастырское служение в нашем городе и нашей епархии. Владыка – настоящий Петербургский архиерей, высокоинтеллигентный, высокодуховный и высококультурный.
АК: Пользуясь случаем, я еще раз поздравляю владыку, он – слушатель нашего радио, относится к нему с большим вниманием и участием, помогает нам советами. Он всегда очень доброжелателен к нам и относится с большой теплотой и вниманием.
На этой неделе прошли мероприятия, посвященные празднованию 400-летия Дома Романовых, были отслужены молебны и в храме в Петропавловской крепости, и в Александро-Невской лавре. Какова. по-вашему, отец Александр, роль Дома Романовых в истории России?
АР: Я считаю, что Романовы сыграли свою положительную роль в истории, начиная с Михаила Романова, царствование которого положило конец Смутному времени. Дальше – раскол, но Патриарх Никон, затевая свою правку богослужебных текстов, не хотел, конечно, раскола, а хотел, напротив, всеединства православного, этого же хотел и царь, да и мы, собственно, хотим того же – единства, не оглядываясь уже на обрядовую сторону раскола, понимая, что это не влияет на спасение. Да, Петр I создал новую Россию, она стала европейской страной, впитала в себя всю европейскую культуру, и у нас появились Пушкины и Лермонтовы. Всемирное значение России – это победы в Наполеоновских войнах, Русско-Турецких войнах, наши победы в освобождении Греции и Болгарии. Николай II до сих пор в обществе вызывает споры, но для нас он – святой, страстотерпец, пример христианского смирения (как святые Борис и Глеб), и это стоит не менее, чем все вышеперечисленные подвиги других Романовых.
АК: По поводу восстановления монархии: Вы сторонник монархии, отец Александр?
АР: Я сторонник реальных вещей. И дело не в том, что монархия, в первую очередь, связана с православием и русской православной культурой, а Россия сегодня – страна многоконфессиональная, и православие уже не государственная религия. Здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не впасть в исторические реконструкции, которые выражаются нарядами, обрядами, для меня это – как игра в индейцев. Главная проблема восстановления монархии в России – отсутствие монархистов.
АК: Должна быть какая-то очень большая часть общества, которая считает, что именно этот человек должен стать царем. А почему не другой? У царской власти есть религиозная санкция, а если люди перестали верить?
АР: Да, здесь проблема веры и послушания. Когда нет этого послушания, общество разъединено, нет единой цели – монархия будет только заплатой на рубище нищего. Да к тому же, не у всех наших монархистов прошли родимые пятна коммунизма.
АК: Вопрос по поводу возвращения исторических названий улицам города, в том числе Воскресенской набережной. Зам. главы топонимической комиссии высказался однозначно за то, чтобы поменять название набережной Робеспьера на Воскресенскую.
АР: Если даже во Франции нет ни улицы Марата, ни Робеспьера, то для нас это уж совсем чудно. Если у нас еще до сих пор есть люди, которые благодарны Дыбенко или Коллонтай, правда, не знаю, за что, то причем тут Робеспьер и Марат – не понятно. Хотя в русской провинции, в любом русском городе полно улиц Ленина, Советских, Розы Люксембург, Клары Цеткин и прочих – полный набор. Да что говорить – у нас и улица Ленина и Ленинский проспект, и Дыбенко с Крыленко, Бела Куном и Олеко Дундичем. Сразу после начала перестройки начали убирать террористов и убийц с улиц – Желябова, Каляева, Перовской, Халтурина и прочих, но потом процесс почему-то застопорился. Сейчас губернатор наложил мораторий на переименование улиц на три года, но в его же власти этот собственный мораторий и отменить, если захочет. Отрадно, что в Топонимической комиссии озаботились переименованием улиц, хотя бы в центре города, что появились такие мысли – исправлять нашу историческую память.
Вопрос слушателя: Наша страна совершила страшное злодеяние, убив царя и всю его семью, и после этого мы хотим благоденствия? Мы не раскаялись до сих пор, и пока наша страна к этому покаянию не придет, мы будем решать проблемы – и коррупции, и развала страны и так далее. Что касается улиц – нужно немедленно вернуть все старые названия, а при названии новых улиц думать головой. Улица Бела Куна, например: наши герои войны тысячами незахороненные до сих пор лежат, а наши улицы названы именами бандитов и живодеров.
АР: Покаяние – это проблема общества. Если в обществе до сих пор еще есть добрые чувства по отношению к Бела Куну, значит, оно не готово к покаянию. Пока мы не придем к общему мнению, что России ничего доброго Свердлов, Бела Кун, Вышинский не сделали, мы будем иметь то, что мы имеем. А переименование улиц – это первый реальный шаг к покаянию, шаг осмысления нашего прошлого, в котором мы жили 70 лет, и еще продолжаем жить.
Текст: Н.М.Лукьянова