Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров»
Прямой эфир 30 апреля 2017 г., 16:30
АУДИО
Темы программы:
— Продолжаются общественные споры вокруг передачи Церкви Исаакиевского собора.
— Вновь обсуждается вопрос о захоронении Ленина.
Александр Крупинин:
Можно вообще поставить вопрос о роли символов в нашей жизни. Отец Александр, как Вы считаете, символы – важны?
Протоиерей Александр Степанов:
Важны. Те же памятники Ленину, которые наставлены по всей стране, и в нашем городе их хватает. Поскольку сознание большей части людей – архаическое, то знаки, символы имеют значение. Поскольку большую часть символов советской эпохи в свое время не убрали, то сегодня возможен откат в прошлое.
Александр Крупинин:
Когда переименовывали Ленинград в Санкт-Петербург, я очень радовался, я думал, что вот теперь город изменится, перестанет быть Ленинградом, будет Петербургом. А оказалось, что нет. Не очень это переименование повлияло. Все равно этот Ленинград проступает сквозь Петербург.
Протоиерей Александр Степанов:
Конечно, он проступает. Потому что Ленинград – это не изолированная страна, которая живет по своим законам. Это наша часть. Есть Петербург, а вокруг – Ленинградская область. Так давайте расширять эту зону. Город святого Петра – это одна история, а город Ленина – это другая история. И облик города существенно, радикально даже, я бы сказал, поменялся. Город повернулся к человеку.
Александр Крупинин:
Город изменился, но не благодаря же тому, что его переименовали.
Протоиерей Александр Степанов:
В том числе – и благодаря этому.
Звонок слушателя:
Тело Ленина, может быть, надо сжечь, а не хоронить? Там же и тела нет, а «муляж». А ведь похороны будут тоже ритуальным жестом, прямо противоположным тому, чего хотят добиться.
Александр Крупинин:
Есть еще предложение Ленина похоронить, а мавзолей оставить на Красной площади. Вот это как раз странно, потому что символ – это как раз мавзолей.
Протоиерей Александр Степанов:
Я бы лично с Красной площади убрал эту штуку, но сохранил как памятник эпохе – только в другом месте.
Звонок слушателя:
Сталина убрали из мавзолея уже 60 лет назад. Так вот объясните – почему, хотя убрали и памятники все ему, а он живет в сознании людей. Так не будет ли также и с Лениным?
Протоиерей Александр Степанов:
Я думаю, нет. Потому что надо всё доводить до конца. Десталинизацию до конца не довели. Идеология этой эпохи, как очень верно сказал владыка Иларион, не была развенчана. Глубочайшая мысль Бердяева, приведенная митрополитом Иларионом: социализм противостоит не капитализму, а христианству. Эта идеология предполагала овладение душами людей. И управление духовной стороной жизни человека. Человеку очень резко ограничивали пространство и мысли, и чувств, переживаний. Если христианство как раз говорит о свободе человека, о свободном выборе человека, то здесь – никакой свободы не предполагалось: или ГУЛАГ, или разделяй вот эту идеологию.
Так что, конечно, вот эта работа по внутреннему, духовному преодолению сталинизма, и вообще вот этого советского периода, не была доведена до конца, черты не было проведено. Поэтому, да, мы отъезжаем по разным направлениям: у кого-то в моде Сталин, кто-то связывает идеи социальной справедливости с Лениным… И вот мы эту черту спокойно опять пересекаем. Почему это возможно? Потому что не было сказано, что это – преступление. Уголовное, страшное преступление против человечества.
Александр Крупинин:
Это было сказано.
Протоиерей Александр Степанов:
Будет сказано – когда в учебниках будет записано. Иначе – откуда вот эта фраза «было что-то и хорошее…»? Вот это «и туда, и сюда» – оно и дает возможность так колебаться. А что такое уголовное законодательство? Это фиксация нравственных норм. Убивать нельзя, отбирать имущество нельзя.
Звонок слушателя:
Вопрос с Лениным – это сейчас не так уж актуально. Мы говорим про то время… А про это бы время говорить! Петроград, Ленинград – особенно ничем не отличаются. Единственное – много вывесок на иностранном языке. Но, конечно, может, и есть что-то хорошее, но не вижу я много хорошего. Исаакиевский собор – это очень актуально. А вот Ленин – это не для нашего сейчас времени. Тем более, что оно ужасно сейчас трудное. Лучше говорить о детях. Правильно сказал Патриарх Кирилл, что в советское время идеология была атеистическая, а мораль – по Библии. А сейчас – ни морали, ни идеологии. Мультфильмы, он тоже сказал, надо смотреть советские. А у нас показывают только фильмы про насилие, про убийства. Или врут, что средняя зарплата 30 тысяч. Не знаю, у кого такая, может, у министра или еще у кого из них. Вот про это надо говорить. А то, что вы говорите – про захоронение Ленина – это не актуально. Или вынести тело Ленина из мавзолея и опять потратить на это миллионы рублей?
Протоиерей Александр Степанов:
В историческом процессе всё преемственно, одно вытекает из другого. И если какой-то отравленный источник, из которого река, то и вся река будет отравлена.
Звонок слушателя:
Батюшка, вот вы предлагаете Ленина захоронить. А как это будет – над ним «Со святыми упокой» будут петь? Отпевание его будет? И второй вопрос: мавзолей – это языческое капище?
Протоиерей Александр Степанов:
Отпевать Ленина, я думаю, невозможно. Странно было бы отпевать человека, который всю свою энергию обратил против христианства. Мавзолей – да, это языческое.
— В Петербурге состоялась Межрегиональная конференция по церковному социальному служению.
Протоиерей Александр Степанов:
Социальное служение – это содержание жизни христианина. Это милосердие. Если человек – христианин, то он должен свою веру показывать из своих дел.
Владыка Пантелеимон настоял, чтобы все участники форума прошли через наш Центр святого Василия Великого – это уникальный центр, который занимается реабилитацией условно осужденных подростков. Форум очень важен для обмена опытом, для общения о обсуждения. Мы все хотели бы, чтобы этот опыт был как-то тиражируем.
Александр Крупинин:
А что мешает?
Протоиерей Александр Степанов:
Мешает отсутствие поддержки государства на должном уровне. Одними пожертвованиями верующих такую деятельность обеспечить нельзя.
Логика государства – что абсолютно все проблемы в стране должны решать государственные учреждения, поэтому негосударственные (церковные) проекты поддерживать не обязательно – это абсолютно советская логика. До революции не было так, были и государственные, и негосударственные социальные учреждения.
Звонок слушателя:
Многие батюшки говорят, что будущее православного христианства – общинное. Например, Иоанновский монастырь, там сильная община, причем, она многослойная, и каждая община занимается конкретным своим делом. Ответьте на вопрос: действительно ли это так (общинное должно быть православие). И второе, в ответах на вопросы слушателей – очень хороший, мягкий юмор, спасибо, очень интересно слушать.
Протоиерей Александр Степанов:
Вы абсолютно правы в том, что община – это чрезвычайно важно. Христианская жизнь изначально задумана Христом не как жизнь индивидуалистическая.
Сегодня слово «община» до некоторой степени обесценивается. Сложилась картина, что есть «приход» – более формализованная единица. Есть храм, куда приходят люди. И в какое-то время стало противопоставляться – есть приход, куда люди приходят, а есть община, которая дополняет приход. Община – это сообщество людей, связанных еще и между собой. Конечно, имеет смысл задать вопрос: а почему так? Почему Господь Бог так заповедовал? Мне кажется, мы очень обманываемся на свой счет, когда оцениваем свое духовное состояние, если мы не поверяем его общением с другими людьми. Духовная жизнь состоит не только в мыслях и намерениях, и не столько в них, а она состоит в поступках. Должны быть плоды. И вот эти плоды можно увидеть тогда, когда мы общаемся с другими людьми. Поэтому плоды духовной жизни могут проявиться только в общине. Желание быть вместе со Христом и друг со другом объединяет людей. Даже если возникают какие-то трения – это нормально. И только вместе мы постепенно в этой совместной жизни избавляемся от каких-то грехов.
Александр Крупинин:
И действительно человек становится лучше?
Протоиерей Александр Степанов:
Да, и я это вижу. Человек как-то «обкатывается», привыкает, становится и более мягким, и более широко смотрящим, может быть, на немощи и слабости других людей. А это очень важно – научиться не осуждать. И постепенно всё это приходит к единству и люди начинают это ценить, потому что понимают, что это что-то даёт.
— Впервые мощи святителя Николая Чудотворца покинут Бари и будут доставлены в Русскую Православную Церковь, в Москву и Санкт-Петербург.
— Сборник философских статей А.Щипкова, посвященных языку.
Александр Крупинин:
Почему для Церкви важен вопрос о языке?
Протоиерей Александр Степанов:
Для Церкви важно, что люди думают, что они чувствуют, чем они живут. А язык в очень большой степени это определяет. Язык очень часто направляет наше поведение.
— Запрещение деятельности Свидетелей Иеговы в России.