6+

Подлинное человеческое достоинство

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Петр Александрович Сапронов, культуролог, доктор наук, ректор Института богословия и философии

Тема: о достоинстве человека

Передача 1

Эфир: 29 июня 2024 г.

АУДИО

 

Марина Лобанова:

В чем современный человек может видеть в себе и в других подлинное человеческое достоинство?

 

Петр Сапронов:

В конце XV века один итальянский гуманист, Пико делла Мирандола, написал свою знаменитую «Речь о достоинстве человека». Эта формулировка звучала по тем временам (и на ближайшие столетия ничего тут не изменилось) как вполне корректная и естественная. Человек должен обладать каким-то достоинством, человек может быть достойным человеком и недостойным человеком.

Достойный человек сегодня в массовом представлении – человек успеха. Общая линия такая, в этой линии и можно обнаружить камень преткновения. Современный человек в плане достоинства своего экстравертирован, он ориентирует себя, свою жизнь, свою самооценку вовне.

А кто ты есть, живущий, как ты к себе относишься, как ты себя оцениваешь? Здесь мы теряемся, начинаем скучать и возникает такая ситуация: вот какой я есть, такой и есть. Должное требования к себе нам не в привычку, в этом мы видим какую-то натянутость, какую-то абстракцию. Но, повторяю, столетиями этой абстракции не было.

Если мы принимаем свою жизнь как данность, если мы живем так, как живется, не оглядываемся и не вглядываешься в себя, то за это приходится платить довольно большую цену. И мы не всегда сознаём – откуда эта большая цена возникает. Но она есть.

Еще один момент самооценки человека, каким должен быть человек, а каким не должен, это вопрос: умный ты или глупый. Должен ли я решать для себя этот вопрос? Так вот, каких бы ты семи пядей во лбу ни был, но у тебя нет настоящего права считать себя умным человеком. Ты вправе сказать о себе, что ты не глуп. Но как только ты скажешь, что ты умен, то твой ум поколеблется, как-то от тебя немножко начнет попахивать дураком. Потому что «умный человек» – это требование к себе неосуществимо, умный – это не самооценка.
Мы хорошо представляем себе, что человек может быть одарённым. А может ли быть бездарным? Но сказать о себе, что «ты бездарный» – этого нельзя делать, и не потому, что я так боюсь себя огорчить, боюсь встретиться с собой… Конечно, одарённость, дар может быть большим, может быть меньшим, но ощутить себя бездарным у человеком просто нет права.

Как говорит один большой русский поэт: мой скромен дар и голос мой негромок. Это говорит, кстати, очень большой поэт: дар скромен, голос едва слышен.

Мой дар убог и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

Евгений Баратынский

Ты знаешь свое дарование – ты можешь сказать, что жизнь твоя не пуста, не бесцельна и так далее.
Другой очень большой русский поэт, из эмиграции, писал такое небольшое стихотворение: «Как обидно чудным даром, Божьим даром обладать, зная, что растратишь даром золотую благодать». Растратишь – и еще доплатишь.

Как обидно – чудным даром,
Божьим даром обладать,
Зная, что растратишь даром
Золотую благодать.
И не только зря растратишь,
Жемчуг свиньям раздаря,
Но еще к нему доплатишь
Жизнь, погубленную зря.

Георгий Иванов

У одаренного человека – у него есть дар, но его жизнь – это не просто выплескивание вовне своей одарённости. Нет, всё гораздо сложнее.

Заурядность тоже звучит приговором, если ты зауряден – так зауряден, из этого не выскочишь. Но зауряден – не значит бездарен.

Эти вопросы о себе самом человек должен для себя решать.

Пример из русской литературы: заурядный Николай Ростов и совершенно незаурядная его жена – они образуют семейную пару очень достойную, их жизнь по-настоящему складывается, в ней нет никакой натяжки, никакой фальши. Заурядность Николая Ростова – не страшна, ведь он в своей заурядности – очень достойный человек.

Примерять к себе со всей трезвостью шкалу этих самооценок – это то, что нам совершенно необходимо делать с собой в плане измерения достоинства и недостоинства.

Недостоинство как грех. Мы живем в мире, где среди людей господствует пошлость. … Кому это в голову приходило – покаяться на исповеди в пошлости? Понимаете, пошлость – это грех. … И на самом деле пошлость зловредна, пошлость иррадирует, от пошлости распространяются токи на самом деле очень разрушительные. Очень тяжело и очень плохо жить в среде пошлых людей. Давайте хотя бы знать о том, что пошлость – это еще и грех.

Человеческое достоинство – оно от эпохи к эпохе меняется. В золотом веке русской культуры – а это первая четверть XIX века – в чем высшее достоинство человека? Это честь. Человек чести – это человек достоинства в высшем его выражении.
В чести есть такое совпадение противоположностей: это совесть и репутация. Человек чести – это тот человек, который блюдет свою репутацию, держится за нее, для которого потеря репутации близка к жизненной катастрофе. Важно, что в чести есть и репутация, и совесть: честь – это еще и честность перед самим собой.
Для существования такой степени достоинства человека, как честь, необходимо принадлежать к какой-то общности людей. Что это могло быть? Скажем, какой-нибудь Конногвардейский полк, сообщество офицеров полка. Честь каждого разделяется и товарищами, сослуживцами по этому полку. Добродетель имеет свои основания и честь существует, когда есть ценители, когда есть такая общность людей с понятными критериями.
Но почему сегодня «человек чести» звучит как архаика? Потому что институт репутации в нашей современной жизни или еле-еле дремлет, или его вообще нет. Репутации нет, потому что нет вот таких устойчивых культурных сообществ.
Признак этого отсутствия института репутации – когда, скажем, один человек сделал гадость другому на глазах третьего, и третий считает себя вправе не реагировать: это же не мне сделали гадость, – вот это уже всё, нет общности – нет репутации. А жизнь жительствует как человеческое достоинство тогда, когда есть вполне реальное его измерение: это человек чести.
Можно разбирать тему достоинства человека и в других измерениях, но достоинство человека как честь – это устойчивая культурная форма, очень завидная, когда-то она существовала, а сегодня нам этой форме особенно и противопоставить нечего.

 

Марина Лобанова:

Это была первая часть беседы с Петром Александровичем Сапроновым о достоинстве человека. Продолжение – во второй части. А следующая тема будет: образование и образованный человек.
Санкт-Петербургский Институт богословия и философии проводит набор на курсы дополнительного образования по направлениям Теология (православное богословие) и Культурология (русская культура в контексте мировой культуры). Занятия будут проходить два раза в неделю в вечернее время. Адрес Института: Санкт-Петербург, Миргородская улица, дом 1, Просветительский центр при Феодоровском соборе. Это для тех, кто собирается повышать свое образование, общегуманитарное и христианское, очно. Учиться заочно или онлайн, через интернет, возможность тоже есть. Дополнительная информация – на сайте Института богословия и философии.

 

 

См. также:

Русская икона Троицы – величайшая из христианских икон

Как изображена Троица у Данте и у Рублёва? Об иконе Троицы письма преподобного Андрея Рублева размышляет культуролог Петр Сапронов. Эфир 27 мая 2023 г. АУДИО

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

Что такое культурология

Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

Свобода: Запад и Россия

Что такое свобода? Продолжаем беседы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым на «трудные темы» русской культуры. АНОНС

Власть, интеллигенция, политика. Культурология трудных вопросов русской жизни

Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча»

Два цикла лекций о русской идентичности

Предлагаем вашему вниманию два цикла лекций — о роли личности в истории и роли культуры в формировании личности. Самые влиятельные исторические персоны и самый загадочный период Серебряного века раскрываются в наших лекториях. Лекторы — Игорь Шауб и Петр Сапронов

Русское общество. Русская семья

Беседы с культурологом Петром Александровичем Сапроновым на две актуальные темы – общество и семья в современной России. 14 и 21 марта 2020 г. АНОНС

Экклезиология. История православного учения о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

В цикле передач «Экклезиология» преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак прослеживает развитие христианского представления о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru