Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: протоиерей Георгий Пименов
Прямой эфир 13 июня 2021 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— 12 июня исполнилось 30 лет со дня возвращения названия Санкт-Петербург нашему городу
— 1 июня – День защиты детей
Как защитить детей от алкоголизма?
— православные трезвенники
Протоиерей Георгий Пименов:
«Мы не боремся против пьянства, мы живем трезвой жизнью».
— можно ли брать деньги за таинства?
Протоиерей Георгий Пименов:
«Деньги – это как любовь, мы делимся любовью».
— программа «12 шагов»
— кто такой «прихожанин»?
Что нужно для того, чтобы быть «членом прихода»?
— запрещение услуг суррогатных матерей для иностранцев
А вообще суррогатное материнство – допустимо?
Суррогатное материнство или приемный ребенок?
— сколько священников умерло от коронавируса?
— пандемия – кара Божья?
— прихожане снимают богослужение на мобильные телефоны, а как к этому относятся священники?
— Папа Римский Франциск обратился к студентам семинарии: семинария – это семья, надо брать пример со святого Иосифа, и надо читать литературу, читать писателей, заглянувших в человеческую душу, например, Достоевского
Зачем католикам православный опыт духовности? И нужен ли православным контакт с западно-христианским наследием?
Александр Крупинин:
— Приступим к нашим вопросам. 12 июня, то есть вчера буквально, исполнилось 30 лет со дня возвращения Петербургу его названия. Город с 1924 года назывался Ленинградом. Вот хотел спросить у вас, отец Георгий, вы принимали участие в этом референдуме, который состоялся 12 июня 1991 года?
Протоиерей Георгий Пименов:
— Про референдум не помню, а вот какая была радость, помню, в девяносто первом году, когда я приезжал в Петербург, и звонко, на весь вокзал, объявляли «поезд прибыл в Санкт-Петербург», и это было, конечно, так неожиданно, все привыкли к Ленинграду… В этом были, конечно, большие ожидания, надежды на перемены в обществе, на возвращение к истокам. На мой взгляд, исторические названия, их возвращение – это важная часть культуры города. Топонимика историческая, конечно, важна. Надо ли всю свою полагать жизнь, чтобы, например, правый берег Невы очистить от большевизма и большевистских названий – не могу я этого сказать, потому что это часть истории, мы не можем её прямо забыть и вычеркнуть. Ну, вот всё-таки, если были исторические названия, даже на том же правом берегу, конечно, было бы интересно провести референдум между жителями этих районов.
Александр Крупинин:
— Насчет вообще переименований… Как вы считаете, насколько вообще имя… это же вопрос очень глубокий, философский, и в том числе в христианстве он в тех или иных аспектах поднимался… насколько важно имя – предмета или человека? Вот я, когда был Ленинград, всегда хотел, чтобы у нас был Санкт-Петербург, мне казалось, что вот станет Санкт-Петербург если, то совсем другая жизнь пойдет, совсем люди будут другие, вообще всё будет по-другому. А потом как-то вот прошли годы, смотришь, что что-то мало что изменилось в этом плане что вряд ли люди стали лучше, вряд ли это наименование как-то повлияло на мораль общества, да. Вот это хотел спросить: сейчас опять – давайте переименовывать… Плохо, конечно, что там имя каких-то там Большевиков, Дыбенко там – носят какие-то улицы, … убийцы и всё прочее… Мы переименуем, хорошие названия сделаем, и что изменится? Люди-то те же самые.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Мы выросли на фильме про Штирлица, это было наше патриотическое воспитание, а он для одних назывался Штирлиц, для других Исаев… Я думаю, что когда мы созреем, когда будет соответствовать внешнее внутреннему… Пока нет – то хоть как не называй… ничего не изменится.
Александр Крупинин:
— Как-то должно же название в людях порождать какие-то чувства, ассоциации?
Протоиерей Георгий Пименов:
— К сожалению, сейчас у нас практически нет общей идеи, которая бы поднимала в обществе консолидацию. Не идея православия, не идея монархизма, не идея коммунизма… ничего такого нету, чтобы нас воедино собирало. У нас сейчас пока вот такой кризис этого единства. И признать, что у нас он есть, и трудиться над подлинной жизнью христианской, чтобы придя в церковь, человек бы встретился не с идеологией, а с Христом и с христианами, которые живут иначе, иначе чем окружающий мир. Вот тогда будет, мне кажется, удивление, тогда будет катехизация, тогда будет миссионерство. А если мы присоединимся к той или иной политической доктрине – чем мы будем отличаться от мира? Царство Мое не от мира сего, говорил Христос.
У меня листок был, в старых книгах я нашел Листок, это в Риге женский монастырь Рождества Богородицы, вот Листок, который митрополит Сергий (Воскресенский), глава Псковской духовной миссии… там половина его проповеди, половина Иоанна Златоуста – на Пасху проповеди, ещё какие-то вещи, и напечатан на улице имени Гитлера, потому что центральную улицу Риги переименовали, конечно, в улицу имени Гитлера. И вот этот христианский Листок, православный миссионерский Листок напечатан на улице Адольфа Гитлера. Вот. Но это не мешает содержанию этого Листка…
Александр Крупинин:
— Абсолютно.
Протоиерей Георгий Пименов:
— … быть христианским.
Александр Крупинин:
— Абсолютно. Вот, например, храм Рождества Христова на улице Коммунистической, где-то я читал как раз, это официальная бумага такая.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Мне кажется, нам хорошо проводить референдумы такие, решать референдумами эти вопросы, чтобы это было дело народа, не просто дело мэров, управителей, топонимической комиссии, а чтобы люди, которые здесь, у которых в паспортах эти штампы стоят, чтобы они выразили своё отношение к переименованию. Мне кажется, тогда это будет общенародный такой проект. А пока люди довольны, что живут на улице Белы Куна, ну и будут жить на улице Белы Куна.
Александр Крупинин:
— Для них это «Белакуна» – такое же название, как улица 15-я линия, «Белакуна» – и хорошо. Я умаю, что никто не задумывается.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Я думаю, что кто-нибудь первый узнает, кто такой Бела Кун, и возмутится.
Александр Крупинин:
— Да у нас на радио это 100 раз уже говорилось и обсуждалось. Но очень многим людям это совершенно безразлично, к сожалению.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Надо что-то сделать, надо шевелиться, а свой покой не так просто …
Александр Крупинин:
— Видимо, для этих людей не так это важно.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Может быть, это и вообще не так важно? Может быть, можно на улице Белы Куна жить по-христиански.
Александр Крупинин:
— Я думаю, да.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Вот тут как-то…
Александр Крупинин:
— Ну, хорошо, будем надеяться, что наш Санкт-Петербург когда-нибудь станет достойным того названия, которое носит.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Город святого Петра. Отец Василий Ермаков, вот тут в студии когда он был, говорил: «Здравствуйте, жители города святого апостола Петра».
Александр Крупинин:
— …и области Великого Ленина.
…
Александр Крупинин:
— По поводу того, что в храмах есть «ценники», «прейскурант» на требы…
Протоиерей Георгий Пименов:
— Хорошо бы мы понимали и участвовали в общей жизни. Мне кажется, деньги – это как любовь, вот чем мы делимся – любовью. Можно улыбнуться, сказать человеку что-то хорошее, а можно копеечку дать, большую или маленькую… можно разбираться, куда она пошла, эта копеечка, а можно – не разбираться.
И Апостол Павел собирал для нуждающихся церквей какие-то там сбережения. Наверное, всегда вопрос правильного расходования и собирания денег вызывает какие-то нарекания, идеальным образом это, наверное, никогда не происходит.
…
Это вопрос такой общинной жизни, что мы церковь воспринимаем как часть своей, общей жизни. Или это кто-то там, церковники – это вот «они», а «мы» – это вот тут, вот здесь. Там – «они», тут – «мы». Но как было бы здорово, если бы мы воспринимали всё-таки друг друга как члены единого тела. Апостол Павел же говорит, что страдает один член – с ним страждут и другие члены. Мы же палец не отрубаем, если он заболит, а мы идем его лечить. Но вот пока не всегда это получается.
Вот из опыта Русской Зарубежной Церкви, из жизни эмиграции. Там у них существовал такой «член прихода». Член прихода – не только «тот, который приходит», а буквально какой-то список, что член прихода каждый месяц жертвует, он жертвует регулярно какие-то деньги, и вот это, собственно говоря, член прихода, член вот той общины, которая существовала в эмиграции. У нас вот этого нет. У нас вот ты пришел в этот храм, батюшка там что-то не так сказал – и пошел в другой храм. Никаких связей, никаких списков у нас нет.
Александр Крупинин:
— Да. Но с другой стороны… вот я слушаю вас, я согласен, что хорошо, когда приход, и община, и всё это… Но с другой стороны, тогда надо, чтобы эти люди, миряне, да, они принимали участие в решении каких-то вопросов, если мы считаем, что мы одно тело, да, то давайте обсудим, что мы будем покупать на эти деньги, которые мы жертвуем. Реставрировать икону или чинить крышу? Или вечером зарплату певчим повысить? Тогда люди тоже должны в этом принимать участие. Как, кстати говоря, в Парижской архиепископии и было.
Протоиерей Георгий Пименов:
— Так вот а у нас этого нет. У нас это разделение на «мы» и «они» – сохраняется. В этом есть противоречие, мне кажется, в этом есть конфликт.
Александр Крупинин:
— С начала эпидемии коронавируса переболело 4950 священнослужителей и монахов Русской Православной Церкви. И 167 случаев смерти священников и монахов от последствий коронавирусной инфекции.
Может ли пандемия быть карой Божьей за грехи?
Может ли быть что-то хорошее в вирусе?
Протоиерей Георгий Пименов:
— Что-то хорошее из всего можно взять… Вот это самый вирус… его происхождение – оно же до сих пор непонятно, оно может быть даже искусственным. Но вот это единое благое действие Бога на мир – оно не убирает нашей свободы.
…
В нашем киноклубе мы смотрели недавно фильм «История монахини», где играет Одри Хепбёрн. Там есть о чем подумать: о духовном пути человека.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.