«Пастырский час»
Протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир 9 марта 2017 г., 20:30
АУДИО
Протоиерей Александр Рябков:
Время Великого Поста, вне всякого сомнения, наполнено покаянным содержанием. Но покаяние надо верно понимать. В одном литературно-художественном альманахе, посвященном современной русской христианской поэзии, мне встретились интересные стихи нижегородского поэта Юрия Герасимова.
Покопался в себе – и хватит,
Продолжай каждодневный труд.
Если почву всё время лопатить –
Семена никогда не взойдут.
Часто исповедь превращается не в путь к Богу, а в способ себя отшлифовать именно внешне, чувственно или психологически. Желание получить оправдание перечеркивает все остальное содержание покаяния. Заслоняет ожидание душой Бога. Замещает жажду Бога.
Страсть считать и ощущать себя отполированным досконально идет от гордыни. Здесь нет поиска Бога. Здесь есть только примитивное, тщеславное желание чувствовать себя приличным человеком. Дела каждодневного труда по искоренению семян зла не происходит. Не говоря уже о возделывании ростков праведности из семян добра, всеянных в нас Богом.
Желание чувствовать себя прощенным, оправданным – перечеркивает весь покаянный труд.
Эжен Ионеску вспоминал: «Меня крестили в православной церкви, но когда годовалым ребенком меня привезли во Францию, то учился я по катехизису и воспитывался, как католики; а уже в тринадцать с половиной вновь приехал в Бухарест и пошел в православную церковь. К восемнадцати годам я почувствовал довольно сильную потребность найти то, что именуют Богом, и тогда мне повстречался один монах – афонит (он возвращался с горы Афон). Я пришел к нему на исповедь, и он обратился ко мне: «Послушай, что ты хочешь мне сказать?» «Отец мой, я совершил ужасные поступки». – «Ну да, но мне все равно». Я хотел рассказать ему о моих проступках. «Прежде чем о них рассказать, – отвечал он, – скажи мне, веришь ли ты?» «Но я не знаю, я хотел бы это и сам узнать». «Так вот, – продолжал он, – это как раз и есть самое главное; то, что ты совершил, может быть, убил, прелюбодействовал, украл – все это дела мирские, и это не имеет значения; нужно верить, в этом все».
Нам может показаться странным этот диалог. Но и святой Серафим Саровский, случалось, приходящих к нему посетителей даже трижды подряд спрашивал, веруют ли они в Бога. А приходящие к нему люди были заведомо крещеными людьми и приходили к нему, несомненно, по велению совести или за помощью, находясь в трудном житейском положении.
Разумеется, раскаиваться в грехах нужно. Но главная задача исповеди заключается в понимании того, что множество грехов, заполонивших душу внутри и жизнь снаружи, – есть итог отпадения от Бога и неверия в Него. Вот этого признавать никто не хочет. Как будто грехи выросли сами по себе, а мы при этом были настоящими верующими христианами. И здесь снова наша мысль возвращается к непрекращающемуся радостному труду по уничтожению зародышей греха в себе и взращиванию плодов добродетелей в нашей личности.
Святой преподобный Никодим Святогорец об этом писал так: Возлюбленный во Христе брат мой, убеждаю тебя, возлюби притрудность и тягостность, какие неизбежно сопровождают внутреннюю брань нашу, если не желаешь всегда быть побеждаемым. Так советует и премудрый Сирах: «Не возненавиди труднаго дела» (Сир. 7:15). Потому что на этом все в брани сей стоит, как на основании. Чем сильнее возлюбишь ты эту притрудность или безжалостное к себе самоутруждение в подвигах, тем скорейшую и полнейшую одержишь ты победу над собой и тем, что в тебе противоборствует высокому добру, а вследствие того преисполнишься всякою добродетелью и благонастроением и мир Божий водворится в тебе».
Говоря сегодня о покаянии мы часто забываем о том, что покаяние должно быть не только словесным раскаянием, но мы молимся: научи, Господи, меня оправданиям Твоим. Не нашему оправданию нам нужно научиться, а мы просим Бога научить нас тому, как заместить наши грехи.
Известный церковный учитель древности Ориген перечисляет многие способы для отпущения грехов. Кроме мученичества, которое может быть заменено в наших условиях строгим постом и бденной молитвой, он предлагает еще целый ряд средств, которые помогают в отпущении грехов. В их числе – милостыня, прощение грехов своему ближнему, отвращение другого человека от грехов и заблуждений и, уже в завершение, исповедь перед священником и участие в таинстве елеосвящения (соборования).
Не приложив таковых усилий, человек своей душой всецело не ощущает освобождения от грехов, да и попросту вскоре снова к ним действительно возвращается.
Прощением не исчерпывается покаяние. Очень важно исцеление паралича греховного – то есть бессилия сопротивляться соблазнам. Важно очищение яда греха, который в нас нашел уже место и влечёт нас ко греху снова и снова.
Вопросы слушателей:
— В Книге Иисуса Навина я прочел такие слова: Господь бросал с небес большие камни на бегущих врагов Израился и они умирали, и больше было тех, которые умерли от камней, чем тех, кто погиб от меча, от израильского войска. Как же так? Нас с детства учили, что Господь есть Любовь.
— Что такое «каинова печать»?
— Одни говорят по радио, что Евангелие сейчас не читается, а другие: надо полностью прочитать Евангелие за пост. Как это совмещается?
— Расскажите о поклонах – во время поста и не во время поста, в храме и на домашней молитве.
— В Ветхом Завете люди жили 900 лет, 300 лет. Это экология такая хорошая была?
— За что такая привилегия Каину, что Господь сказал, что его нельзя трогать, нельзя убить?
— Часы – первый, третий, шестой, девятый – как они соответствуют нашему времени суток?
— Какие есть средства для исполнения первой заповеди?
— У меня просьба и вопрос, у меня подруга, но пока еще не подруга, мы только что познакомились, у нее мнение, что на нее кто-то порчу навел. Я советую ей сходить в Троицкую церковь … Она одинокая, дочь от нее отказалась… Как мне ее убедить? Один батюшка как-то снимал… но не получилось.
Протоиерей Александр Рябков:
«Если руки-ноги целы и в храм пришел человек на богослужение – уже есть повод порадоваться жизни. Радуйтесь! Воздухом свежим вышли подышать – радуйтесь. Глаза видят, уши слышат – это же радость! И я советую: если дьявольское уныние нападает, то идите к тем, кому намного хуже и помогайте им. Но никто не хочет же этого делать!»
— Добрый вечер. Раба Лариса вас беспокоит. Есть у меня знакомый, и когда начинаю говорить ему божественные слова, он говорит мне, что в Бога верят от безграмотности. Как же можно так говорить? Я с ним начинаю спорить, у меня слезы на глаза наворачиваются. Как с такими людьми разговаривать?
— Как сделать неугасимую лампаду?
Протоиерей Александр Рябков:
«Постоянная молитва, постоянное обращение к Богу: Господи, помилуй! Это и есть та неугасимая лампада, в сердце должна быть она».
— Здравствуйте, меня зовут Григорий, у меня есть к вам вопрос: чем отличаются тропари от кондаков?
— Почему есть молитва на рождение ребенка мужского пола, а женского – нет?
— Какие псалмы или молитвы читать при сложной, опасной ситуации?
Протоиерей Александр Рябков:
«Все псалмы Давида были им сочинены как раз в сложных ситуациях».
— Как общаться с родственниками, которые меня ненавидят?
Протоиерей Александр Рябков:
«Попросите прощения. Пусть вы не чувствуете себя виноватым перед этим человеком –просите прощения первым».
— Как поддержать отца, который после инсульта оказался наполовину парализован. У нас нет общих тем для бесед, нет близости душевной.
— В Евангелии от Марка говорится про богатого юношу, который исполнял всё, а когда ему Иисус сказал «иди и продай имение», он очень огорчился. Ученики удивлялись и спрашивали: кто же может спастись? И говорится: человеку это невозможно, а Богу всё возможно. Выходит, что люди, которые делают много-много добрых дел – они не могут спастись?
Протоиерей Александр Рябков:
«Сегодня такое тоже бывает: приходит человек на исповедь и говорит, что ничем не согрешил».
— Вчера в передаче «Пастырский час» сказали про три смертных греха. Первый – это богоотступничество, третий – неправильные сексуальные отношения. А какой второй? Я прослушала…
— Здравствуйте, я хочу поделиться опытом, по поводу неугасимой лампады. Однажды я молилась вечером с лампадкой, она висит у меня на трех цепочках, одна цепочка порвалась, масло пролилось на ковер. Это очень опасно, может быть пожар.
— Меня зовут Игорь. Я хочу задать вопрос: как жить, чтобы спастись? Я читал книгу «Тысяча триста восемьдесят полезнейших советов батюшки своим прихожанам» – вы знаете такую книжку?
— Чем отличаются чревоугодие и объядение?
— Каково ваше мнение о Псалтыри в стихотворном переводе Наума Гребнёва?
— Красить ногти и губы – это грех?
— Есть ли польза от доброго дела без веры в Бога?