6+

Политика, война, святость – Александр Невский

Репортаж Екатерины Степановой

Международная конференция в Великом Новгороде «Александр Невский – воин и политик»

Эфир 8 мая 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ

 

Продолжаем знакомить вас с событиями, состоявшимися в рамках Всероссийского Межмузейного проекта «Александр Невский: великий северный путь». К 800-летию государственного деятеля, полководца, святого». Этот проект организован СПбИИ РАН и Издательским домом «Политическая энциклопедия» и поддерживается компанией «НорНикель». Он пройдет в трех городах – Новгороде, Владимире и Санкт-Петербурге при участии научных и музейных учреждений этих городов.

 

Об открытии в Новгородском музее-заповеднике выставки «Александр Невский: легенда о воине» мы уже рассказывали. Перед открытием выставки состоялась Международная научная конференция «Александр Невский – воин и политик».

 

О том, какие темы затрагивались в докладах, о значении этой конференции рассказывает научный куратор проекта, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН, д.и.н., член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Сиренов.

 

 

«Эта конференция предваряла открытие замечательной выставки, которую открыли сотрудники Новгородского музея-заповедника в сотрудничестве, соработничестве с сотрудниками целого ряда других музеев, таких как, например, Выборгский музей, архивов – Российский Государственный архив древних актов. Мы хотели создать такой историографический контекст. Т.е., с одной стороны, хотелось осветить вопросы, касающиеся изучения эпохи Александра Невского, причем не только в отечественной исторической науке и даже не столько, а сколько послушать наших зарубежных коллег. Здесь были интересные доклады профессора Тартуского университета Анти Селарта, который рассказал о своих исследованиях по отношению к истории Балтики, стран Балтийских. Балтийского региона XIII века.

 

Провокационный был, но, тем не менее, тоже интересным для нас и значимым доклад профессора Университета Восточной Финляндии Юкка Корпела, который представил видение Александра Невского как вассала ордынских ханов.

 

Интересный был доклад филолога, нашей коллеги из Минска, Любови Викторовны Левшун, который был посвящен тому, как можно воспринимать в контексте древнерусской литературы известные слова Александра Невского «не в силе Бог, а в правде», какие здесь могут быть контексты. Вот это был один, можно так сказать, уровень конференции, одна задача, точнее.

 

А вторая задача – нам очень хотелось послушать новгородских историков. В Новгороде замечательная школа историков. В музее работают прекрасные специалисты. Перед нами прошли обзоры коллекции печатей древнерусских, в частности, печатей Александра Невского, и рассказы об отображении Александра Невского в изобразительном искусстве Новгородского музея. Для нас это все было очень важно, потому что говорили хранители, говорили специалисты, которые работают с этими документами.

 

И прекрасным был доклад известного новгородского историка, медиевиста Игоря Юрьевича Анкудинова о княжеских докончаниях – это договоры между князьями и Новгородом XIII-XIV веков. И наследие Александра Невского в этих документах – это для нас тоже было важно. Как деятельность Александра Невского, который тоже был новгородским князем и оставил по себе память в Новгороде, отразилась в документах более позднего времени, его непосредственных приемников и князей более позднего времени. Т.е. эта конференция имела скорее для нас прикладной аспект. Нам хотелось начать этот проект «Александр Невский: великий северный путь» с рассказа об историографической ситуации – и отечественной, и зарубежной, и о том, что такое все-таки Александр Невский для Новгорода. Потому что следующее наше мероприятие будет во Владимире в августе, где мы постараемся тоже сосредоточиться на исследованиях, которые делают владимирские историки, искусствоведы, музейные сотрудники, посвященные Александру Невскому.

 

А закончится все конференцией в Санкт-Петербурге, где мы уже проведем полномасштабную международную конференцию. Будет она посвящена исторической памяти об Александре Невском. Вот так мы хотим построить наш проект, который при поддержке компании «НорНикель» мы осуществляем.

 

— Получается, что проект не просто дает возможность музеям и научным учреждениям представлять свои фонды, документы. Институт истории не первый раз принимает участие в проектах «НорНикеля». В прошлый раз он представлял документы из своего архива о старообрядчестве. Но также в рамках проекта осуществляется полноценная научная работа. Есть две части, которые одинаково важны для музейного и научного сообщества.

 

Есть еще третья часть. В рамках проекта предполагается снять два фильма. Один фильм, посвященный перенесению мощей Александра Невского из Владимира в Петербург. А второй фильм будет посвящен кинокартине Сергея Эйзенштейна об Александре Невском.  Т.е. проект разнонаправленный, и академическая наука это часть проекта, но часть необходимая, потому что это позволяет нам не заниматься просто популяризацией, а действительно выбрать то, что есть в современной науке нового, интересного об Александре Невском.

 

Когда мы задумывали этот проект, нашей самой главной задачей было не повторяться, не повторять другие мероприятия. Ведь сейчас каждый месяц проходит что-то, связанное с Александром Невским. Сделать что-то по-настоящему ценное, интересное и оригинальное в лучшем смысле этого слова. Мы не хотели оригинальничать, но хотели сделать что-то по-настоящему новое».

 

 

Одна из тем конференции привлекла наше внимание своим необычным названием. Это доклад д.и.н. Бориса Николаевича Ковалева, руководителя Новгородской группы СПб ИИ РАН. Название звучит так – «Александр Невский против Александра Невского. Образ князя в идеологическом противостоянии в годы Великой Отечественной войны». Мы попросили Бориса Николаевича раскрыть интригу и рассказать, о чем же его выступление.

 

 

«Когда мы говорим о 800-летии со дня рождения Александра Невского, то видно по структуре планируемых мероприятий, что имеется в виду. С одной стороны, Александр Невский – историческая личность. И здесь мы ориентируемся, увы, на достаточно ограниченный комплекс письменных источников, поскольку со дня рождения Александра Ярославича уже прошло 800 лет.

 

Далее, это рассмотрение Александра Невского как святого Русской Православной Церкви.

 

И, наконец, третий сюжет и, по моему мнению, один из самых важных – это образ Александра Невского, удивительный образ, который объединяет, скрепляет несколько исторических эпох. Мы знаем, что святой Александр Невский и Орден Александра Невского в Императорской России, Орден советский Александра Невского, подкрепленный гениальным фильмом Сергея Эйзенштейна 1938 года, и Александр Невский в реалиях XXI века, в реалиях современной России.

 

И для нас сейчас нужно понять, каким образом Александр Невский объединял нас. Каким образом он использовался, использовался, в том числе, и в процессе формирования некой идеологии, и в процессе некой идеологической войны, идеологической борьбы.

 

Очень давно, в далекие годы советской власти, я прочитал книгу, посвященную «первому сталинскому удару», а «первый сталинский удар» – это полное снятие блокады Ленинграда и освобождение Новгорода. И в этой книжке я прочитал о том, что перед началом наступления там, где это было возможно, красноармейцы смотрели фильм «Александр Невский». И потом, а поскольку я рассказываю о воспоминаниях 60-х годов, один из участников тех событий воскликнул «все-таки замечательный фильм «Александр Невский», антифашистский, антинемецкий!, недаром он запрещен в современной Германии». Позднее я прочитал в одной из перестроечных статей о том, что это вранье, это клевета, о том, что ФРГ была демократическим государством, и о том, что на самом-то деле никто ничего, конечно, запрещать не мог. И буквально для того, чтобы перепроверить, кто же прав, первый или второй, я неделю назад написал коллегам в университет Карлсруэ. И они мне прислали книгу немецкого историка с такой фамилией Бухлоэ, посвященную цензуре в Германии во времена Конрада Аденауэра. И из этой книги следует, что да, «специальный комитет, созданный при министерстве внутренних дел ФРГ, запретил 130 советских фильмов, включая «Тихий Дон», «Максимка» и «Александр Невский». Конец цитаты.

 

Но поскольку из всех этих работ, их всех этих заявлений следовало, что Александр Невский воспринимался как образ «антифашистский, антинемецкий», следовательно, по логике, в годы Великой Отечественной войны он должен был стоять за плечами красноармейцев рядом с образом Суворова, рядом с образом Чапаева – «бьемся мы здорово, бьемся отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева». И в этих условиях предполагалось, что Александр Невский должен был воевать только на одной стороне, на нашей, на советской, на русской. На русской советской. Однако это не так. При анализе коллаборационистской прессы, при анализе неких разработок, подготовленных министерством пропаганды Третьего Рейха, я выявил следующие факты, что образ Александра Невского активно использовался и гитлеровцами, поскольку они доказывали следующее. Первое, что Александр Невский как русский национальный герой, такой же как Дмитрий Донской, как Минин и Пожарский, как человек, который любил русский народ, как святой Русской Православной Церкви, естественно, сам встал бы на борьбу с проклятым жидо-большевизмом – с проклятыми иудеями, с проклятыми большевиками, которые поработили русский народ. О том, что современной реинкарнацией Александра Невского является генерал Власов, поскольку именно он, именно его национальные идеи продолжают все то, чем отличался великий князь.

 

Особое место в нацистской пропаганде занимала контрпропаганда, которая говорила о том, что большевики схватились за образ Александра Невского от безысходности, проигрывая войну Германии.  На основании чего они делали такой вывод? На основании того, что да, действительно, в 20-30-ее годы советская историческая наука трактовала Александра Невского как эксплуататора, как князя, который был феодалом, который был близким другом монгольских оккупантов, и вообще, он исключительно такой непорядочный человек. И на страницах коллаборационистской прессы приводились выдержки из Малой Советской Энциклопедии, из статей тех историков 20-30-х годов, которые Александра Невского поругивали. И с особым смаком подчеркивалось, что поругивали Александра Невского, в первую очередь, конечно, «поганые жиды», а, мол, русские люди всегда Александра Невского любили.

 

Также весьма немало места было посвящено истории с мощами Александра Невского, что, мол, большевики их осквернили, большевики их подвергли поруганию, а раз так, то не нужно им верить. Им верят только глупые наивные люди. На самом же деле большевики сразу же забудут о лучших людях российской истории, как только закончится вот этот самый период, если вдруг каким-то чудом они смогут одолеть свободолюбивое германское воинство вместе с генералом Власовым.

 

Здесь нужно понимать, что образ Александра Невского был позитивен не только для пропаганды вообще, а на таком, я бы сказал, бытовом народном уровне. А этот бытовой народный уровень в немалой степени и подпитал фильм Сергея Эйзенштейна, но позитивное восприятие Александра Невского было всегда. Поэтому понятно, что нацистская пропаганда тоже пыталась взять его на вооружение.

 

— На ваш взгляд ученого, важно развенчивать мифы? Или пусть остаются такие, как есть, даже если они несут в себе историческую неправду? Или все-таки важно искать, насколько это возможно? Какова ваша точка зрения?

 

А моя точка зрения следующая – когда как. По той простой причине, что мы, к сожалению, регулярно сталкиваемся с попыткой придумать новые мифы. И в этом отношении я скажу, наверно, немного цинично и может быть даже неприлично. Когда я отслеживаю поведение наших европейских коллег, которые активно занимаются мифотворчеством своей истории, если мы будем играть честно, по определению мы проиграем, по той простой причине, что честный игрок всегда проигрывает, если играет с жуликом и шулером. А здесь мы должны все-таки понимать всю глубину, и миф должен быть поддержан, что называется, неким объемом подлинных фактов. Я представляю нашу историю и многие вещи нашей истории в виде некой пирамиды. Т.е. есть верхушка пирамиды, верхушка айсберга – это должно быть что-то интересное. Может быть, местами, да, мифологизированное. Если вы заинтересовались этой проблемой, то для вас должен быть некий объем, некий пул научно-популярной литературы. Научно популярной. Если вы еще больше заинтересовались, для вас подготовлен комплекс узкоспециальной научной литературы. Почему? Да потому что миф иногда может быть мазан одной светлой краской, практика нашей жизни и практика каждого события и индивидуума – они очень многообразны, они очень многоаспектны. Причем мы любое событие преломляем через наше восприятие сегодняшнего дня – ведь что-то для нас сегодня кажется особо важным, и, с точностью до наоборот, это может потерять актуальность завтра.

 

Поэтому давайте знать нашу историю, любить нашу историю. Ну а как мы ее будем подавать? Я считаю, что подавать ее нужно интересно».

 

 

К сожалению, к образу князя, действительно, чаще всего прибегают из политических соображений – в большей степени, чем в духовно-назидательных целях. В нем больше видят образ политика и воина, чем христианина и святого. Потому также необходимо отметить, что к его заступничеству прибегали и прибегают люди, для которых одинаково неприемлемы обе упомянутые бесчеловечные идеологии – как большевистская, так и нацистская, поскольку обе они в своем фундаменте антихристианские, безбожные. Но, вероятно, это тема для уже совсем другого размышления и она не вмещается в рамки нашего небольшого репортажа.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru