Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Тема: 100-летие 22-го года
Гости: Иван Васильевич Петров, Никита Владимирович Гольцов
Передача 1
Эфир: 3 октября 2022 г.
АУДИО
Иван Петров:
Безусловно, подобного рода масштабный голод – не первый в России. Мы, конечно, можем вспоминать «царь-голод», голод, который охватил Россию в 1891-1892 годах, тогда голодало 19 губерний, это около 40 миллионов человек, и были самые разные обвинения, императорской власти в том числе, что зерно шло на экспорт, на нужды индустриализации, то есть некие параллели историки проводят. Что касается голода 1921-1922 годов в Поволжье, то здесь есть несколько версий. Не являясь прямым специалистом в этой теме, я все-таки их озвучу. Официальная причина голода, причина, которая признавалась и советским властями, это засуха. Она уничтожает огромные площади хлебных посевов. Погода была плохая, ранний приход весны, меньшее количество осадков, и в связи с этим в Поволжье начинается голод. К тому же важный аспект этого голода – это большое количество незасеянных полей. То есть там не было урожая. Мы должны понимать, что до этого – Первая мировая и гражданская война, то есть огромное количество мужских рук отсутствует. Вот такой краткий статистический показатель, 1920 год, если мы смотрим площадь обрабатываемой земли, то она снижается до 62%, а в некоторых районах вообще к посевной не приступили. Посевные площади по всей стране снижаются в 1920 году на 7%, по зерновым на 8%, Поволжье пострадало в большей степени. Если мы смотрим по нехватке семян, то здесь ужасающие цифры, нехватка семян в Нижегородской губернии 92%, на территории нынешней Башкирии 49%, Симбирская губерния до 50%, Самарская губерния 65% и прочая, прочая. То есть если мы смотрим на все эти события, то, действительно, очень сложная ситуация, связанная с посевной в том году. Безусловно, еще одна причина – это политика продразвёрстки, которая проводилась советскими властями. В 1921 году, как мы знаем, власти перешли уже от продразверстки к политике продовольственного налога. Большевики намеревались собрать в 1921-1922 годах не более 240 млн пудов зерновых продуктов вместо запланированных более 400 млн…. Но вот эта тяжелая кампания по проведению продналога очень таким тяжким бременем легла на крестьян.
Голодом было охвачено 35 губерний, если мы берем 21-22 год, количество голодающих достигало 86-87%, здесь опять же мы говорим о Самарской губернии, Марийской автономной области, допустим, в Калмыцкой автономии 99% населения голодало, то есть эти такие очень тяжелые цифры.
Официальная советская пресса признавала тогда факт голода, это очень важно, признавала факты каннибализма, признавала факты чудовищной детской смертности, которые происходили в Поволжье, то есть об этом можно было узнать через средства массовой информации. Более того, если мы будем анализировать советскую прессу того времени, постепенно признаётся и то, что другие страны начинают оказывать помощь советской России. Например, самая известная форма помощи, самая известная организация – это Американская администрация помощи, «АРА», она создается в годы Первой мировой войны. Основная ее цель – это помощь американцев европейским странам. Америка, как мы знаем, в первой фазе Первой мировой войны участия не принимала. В октябре двадцать первого года уже создается полномочное представительство правительства РСФСР при АРА и впоследствии уже назначаются уполномоченные этой организации по республикам и областям, которые затронуты голодом. Первоначально даже американцы думали, что помощь надо оказывать будет только большим городам, и только знакомство с местной спецификой приводит к мысли о том, что помогать надо будет гораздо масштабнее.
Довольно рано, в сентябре двадцать первого года, в Петроград приходит первый пароход «Феникс» Американской администрации помощи (American Relief Administration, ARA) с порциями продовольствия. Центральная штаб-квартира открывается в Москве. Другие организации тоже оказывали помощь, это Американский Красный Крест, сборы единовременно были равны и 3 миллионам, впоследствии русская миссия АРА увеличила это финансирование до 3,5 миллионов. А, допустим, Красный Крест не только боролся с голодом, но и с сопутствующими заболеваниями. Если мы посмотрим на тот период, это и тиф, и холера, паратиф, лихорадки, высыпания на коже, то есть это вообще страшные болезни. Уже к октябрю 1921 года Американская администрация помощи отправляет более 500 вагонов с продовольствием, открываются специальные столовые, в том числе, детские столовые АРА.
Если тоже мы статистику посмотрим, конец двадцать первого года, то более 1500 столовых детских были открыты АРА на территории именно для помощи голодающим детям. Американский президент Гардинг на заседании Конгресса заявил: «Америка не может не откликнуться на призыв оказать помощь голодающим, мы оставляем в стороне международную политику, разногласия между нами и советским правительством, так как самым важным теперь является оказание помощи голодающим и умирающим. Я считаю необходимым передать Американской администрации помощи 10 миллионов бушелей хлеба и 1 миллион семян, чтобы этим не только спасти людей от голодной смерти, но дать им возможность сеять… Американская администрация помощи в России находится в руках опытных работников. Я знаю, что мы тоже терпим нужду, но мне кажется, что именно это и обязывает нас уделить из наших национальных богатств средства для облегчения участия народа, находящегося под угрозой голодной смерти».
И вот если мы посмотрим на то, что писала советская пресса, безусловно, было определенно ранжирование стран, которые оказывали помощь, допустим, страны, как Финляндия, обвинялись, наоборот, что они продолжают интервенцию, вооруженные конфликты с молодым советским государством. Но факт того, что признание помощи было – это, действительно, свидетельство, что голод разросся до таких абсолютно ужасающих масштабов.
…
Марина Лобанова:
Представителей Американской администрации помощи (АРА), представителей Международного Красного Креста, то есть представителей стран Запада, пускали в советскую Россию, причем вот в эти 35 губерний, а не только в Москву?
Иван Петров:
Естественно. Если мы посмотрим даже те фотографии, которые остались, они посещали эти губернии. И местное население достаточно тепло относилось к этой помощи.
…
Здесь вот эти разногласия политические отошли на второй план, несмотря на непризнание советского государства. Ведь Америка очень долго не будет признавать Советский Союз, США одной из последних великих держав его признает. Но все равно вот эта гуманитарная катастрофа сподвигла большевистское правительство, которое находилось в критическом положении, допустить американских представителей до российской глубинки.
Марина Лобанова:
Сколько человек умерло?
Иван Петров:
Есть разные цифры, если мы будем говорить о голодающих, кто-то говорит, что есть число умерших – 5 миллионов человек, я здесь как не прямой специалист, говорить не буду, потому что идет разный подсчет, как всегда в событиях, связанных с голодом, он зависит от того, считать ли вообще всех умерших людей на этой территории. И мы должны не забывать, что это и гражданская война, и последствия гражданской войны здесь учитываются. То есть здесь конечную статистику привести сложно. Можно точно сказать, что в феврале 1921 года голодает около 13 миллионов человек, и что это десятая часть населения. Вот здесь я бы даже говорил не о статистике именно умерших, а о понимании количества голодающих.
Марина Лобанова:
Ну вот если бы, допустим, мы были бы составителями такого светского учебника истории, то мы могли бы церковь вообще не упоминать. И вот мы бы рассказали про голод, про его причины, про то, где и сколько голодали, и что советское правительство получает помощь различных международных организаций. Следующий вопрос был бы мой – а что делало советское правительство для того, чтобы помочь голодающим… И т.д. Но мы все знаем, что советское правительство начало репрессии против церкви (якобы в помощь голодающим). Никита Владимирович, проанализируйте вот эту парадигму с двух сторон. Первая: церковь и голод. Именно церковь в тех тяжелых условиях, когда, мы знаем, двадцать второй год не самый лучший год в истории церкви, и вот эта идея использовать церковь государством, чтобы спасти голодающих. И ваша оценка: гонения на церковь – это и всё, что делало большевистское правительство?
Никита Гольцов:
Церковь в лице патриарха Московского и всей России Тихона изначально откликнулась на эту ужасающую трагедию, и в августе 1921 года был создан специальный церковный комитет помощи голодающим. Кроме того, специальные церковные комитеты помощи голодающим стали создаваться и на местах, в разных епархиях, в том числе, и у нас, в Петроградской епархии был организован этот комитет по инициативе митрополита Вениамина, и заведовать этим комитетом было поставлено правление Общества православных приходов Петрограда и его губернии. Как говорил впоследствии, во время допроса, Юрий Петрович Новицкий, опять же, именно ему, мирянину, представителю церковной общественности, принадлежала основная инициатива в этом вопросе. Но и церковный комитет помощи голодающим в Москве, равно как и все церковные комитеты на местах, были вскоре закрыты, через 3 недели после начала своей деятельности. Все те деньги, которые они успели собрать, были сданы в соответствующие властные структуры. Помощь, официальная помощь в церкви была на этом прикрыта. Надо сказать, что патриарх Тихон попытался действовать по другим каналам и не отказался от идеи помощи голодающим со стороны церкви. Так, в августе 1921 года было опубликовано воззвание патриарха, оно именовалось в своем заголовке так: «К народам мира и к православному человеку».
«Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из этого царства ужаса и смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам, унесенным бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны еще более тяжким: оставленная без помощи, недавно еще цветущая и хлебородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля непосеянная, и без хлеба не живет человек.
К тебе, Православная Русь, первое слово Мое:
Во имя и ради Христа зовет тебя устами Моими Святая Церковь на подвиг братской самоотверженной любви. Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосердия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата. Пастыри стада Христова! Молитвою у престола Божия, у родных Святынь, исторгайте прощение Неба согрешившей земле. Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обетами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на Святой подвиг и его совершая, – да возвысится он в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг. Да звучат вдохновенно и неумолчно окрыленные верою в благодатную помощь свыше призывы ваши к Святому делу спасения погибающих. Паства родная Моя! В годину великого посещения Божия благословляю тебя: воплоти и воскреси в нынешнем подвиге твоем святые, незабвенные деяния благочестивых предков твоих, в годины тягчайших бед собиравших своею беззаветною верой и самоотверженной любовью во имя Христово духовную русскую мощь и ею оживотворявших умиравшую русскую землю и жизнь. Неси и ныне спасение ей – и отойдет смерть от жертвы своей.
К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой:
Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос Мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На широкую, щедрую, нераздельную помощь!
К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: пощади и прости, к Тебе, Всеблагий, простирает согрешивший народ Твой руки свои и мольбу: прости и помилуй.
Во имя Христово исходим на делание свое: Господи, благослови».
И в этом воззвании патриарх Тихон призвал верующих к активному сбору средств и продовольствия на помощь голодающим, а к народам вселенной патриарх обратился такими, во многом эмоциональными, душераздирающими словами: «Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода!»
На этом не ограничилась деятельность патриарха. Кроме того, он выпустил Послание к Восточным патриархам, к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому, к епископу Нью-Йоркскому. И во всех этих воззваниях он просил собрать средства и переслать их в Россию, голодающую Россию, на помощь страждущим в ней, не только христианам, но и вообще всем соотечественникам.
И несмотря на то, что церковь стремилась к помощи голодающим, как и представители общественности (мы можем вспомнить, что изначально был также создан неправительственный комитет помощи голодающим из представителей интеллигенции, распущенный через 2 месяца), тем не менее, помощь эта систематически отклонялась со стороны власти. Это можно объяснить тем, что передавая решение этой серьезной, ужасающей проблемы, с которой столкнулось советское правительство, передавая решение этой проблемы в руки общественности и представителей церкви, молодое государство как бы расписывалось тем самым в своей беспомощности. Поэтому помощь со стороны церкви, как и помощь общественности, изначально отвергалась. И официально церкви было дозволено прийти на помощь голодающим только лишь в декабре 1921 года. Конечно, к тому моменту масштабы голода стали поистине ужасающими, и можно с уверенностью говорить о том, что то время, когда церковь действительно могла помочь, это время было упущено.
Вместе с тем возникает параллельно идея использовать церковные ценности, которыми располагала Русская Церковь, не столько для помощи голодающим, сколько для развала церкви, для репрессий по отношению к ней.
Марина Лобанова:
Автор идеи известен?
Никита Гольцов:
Таким локомотивом этой кампании можно назвать Льва Троцкого, безусловно, он был автором большей части основополагающих документов, в которых развивалась эта идея. Большевики подошли довольно-таки осторожно к реализации этой идеи, и началось всё с того, что в печати стали появляться сведения о тех огромных драгоценностях, которые хранятся в церквях. И осторожно стала проникать в печать идея о том, что эти ценности неплохо было бы использовать на помощь голодающим, именно они могут разрешить всю проблему.
Марина Лобанова:
А что, про все остальные ценности не приходила такая же идея? У государства же полно ценностей. Но только про церковь такая мысль пришла?
Иван Петров:
Ну, почему. Когда выходит 2 января 1922 года постановление о ликвидации церковного имущества, выходят подобные же документы и об изъятии музейного имущества. Государство засматривалось тогда не только на церковные ценности. Просто церковь была для большевиков последним идейным врагом на 1922 год.
…
См. также:
В программе «Книжное обозрение» представляем знаковую для 2022 года книгу – биографию Юрия Новицкого. Авторы книги – историки Иван Петров и Никита Гольцов. Эфир 23 октября 2022 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» историки Иван Петров и Никита Гольцов оценивают, с чем мы встретили и как провели 100-летие Петроградского процесса 1922 года. Эфир 12 сентября 2022 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» о мученике Юрии Новицком и Петроградском процессе 1922 года рассказывают историки Иван Петров и Никита Гольцов. Часть пятая. Эфир 18 июля 2022 г. АУДИО
Голод, церковные ценности, расстрел митрополита… Могла ли Церковь избежать гонений? Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает о мученике Юрии Новицком. Часть четвертая. Эфир 11 июля 2022 г. АУДИО
Подчинение государственной власти – не единственный путь для устройства церковной жизни, если строить ее на принципах аполитичности, то есть независимости, самостоятельности, самоуправления и демократии. Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает о мученике Юрии Новицком. Часть третья. Эфир 4 июля 2022 г. АУДИО
Нам нужна экклезиология мученичества. А пока что мы на стадии начала составления и осмысления его истории… Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает о мученике Юрии Новицком. Часть вторая. Эфир 27 июня 2022 г. АУДИО
Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает о мученике Юрии Новицком. Часть первая. Эфир 20 июня 2022 г. АУДИО