«Пастырский час»
Программу ведет протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир 3 марта 2016 г., 20:30
АУДИО + ТЕКСТ
Вопрос (9): Поясните мне, пожалуйста, слова псалма 136: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:8-9). Мне совсем непонятны слова «блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень».
Отвечает протоиерей Александр Рябков: Этот псалом, который для нас сегодня является некоей иллюстрацией духовной жизни, был создан в период, когда иудеи были пленниками, потеряли свою родину. Почему они этот псалом пели? Давайте вспомним эту интересную историю. Еврейских изгнанников, находящихся в вавилонском плену, насмехаясь над ними, заставляли петь их священные песни. Дело в том, что эти священные песни они не имели права петь вне храма. И потому они сочинили для себя такую скорбную песнь о мучениях, которым они подвергались в плену. И здесь, разумеется, проявляется некая мстительность человека. Им хотелось бы, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы вавилоняне пострадали и понесли некое прещение за то, что они издеваются над их религиозным чувством.
Иоанн Златоуст писал, что таким образом пророк Давид изображает страстную, недостойную христианина мстительность пленных, будучи сам далеким от нее, по блаженному Феодориту. Этот стих можно понимать не как молитву, а как пророчество о завоевателях. Это некое пророчество о том, что то зло, которое вавилоняне причиняют иудейским пленникам, вернется им сторицей. Потому что таков закон жизни. Если мы творим зло, то это зло бумерангом настигает и нас. Это не молитва, где просят Бога о мести, а знак того, что любое зло, которое человек совершает, всегда рикошетом возвращается к нему, отражается на нем. Это надо понимать.
Что касается сегодня нас, то речь идет о том, что мы в зародыше должны убивать в себе только еще зарождающиеся страстные помыслы. Быть на страже своего сердца. Почему Великой пост предваряется этим псалмом? Само слово «пост» означает быть на посту, на страже своего сердца, своей души, защищать свое сердце и душу от проникновения в них страстных и греховных помыслов. Защищать свою личность от разрушения, от разложения, от развоплощения. Стоит только попасть маленькой бацилле, маленькому семени греха в нашу душу, он там разрастается, пускает свои корни. Необходимо с корнем вырывать эти страстные помыслы и желания. Чтобы не разрушилась наша душа, наша личность, наше существо. Таким образом, мы переносим слова этого псалма в духовный план.
И в какой-то мере нам нужно такое напоминание. Я сегодня уже говорил, что Великий пост предваряется чтением из соборных посланий апостолов. В посланиях апостолов Петра, Иоанна Богослова, апостола Иакова больше раскрываются не вероучительные и догматические истины, а нравственные аксиомы. О любви к ближнему, о нетворении зла ближнему. И, вступая в Великий пост, мы должны для себя уяснить, что невозможно поститься телесно, но при этом оставаться злым, мстительным, порабощающим кого-то или навязывающим кому-то свою волю. Нельзя войти в пост, примиряясь с Богом, но одновременно находясь в ссоре с ближним, или пытаясь подчинить себе кого-то. Об этом нам данный псалом и говорит. Хотя, конечно, у него есть своя история.
Вопрос (11): Я пережила большое горе. У меня начались головные боли, повышается давление. Я пошла к неврологу. Она меня направила к психотерапевту. Может ли православный человек лечиться у психотерапевта? Это не грех? Является ли это вмешательством в душу?
Отвечает протоиерей Александр Рябков: Я думаю, врачи бывают разные, в том числе психотерапевты. Ваше христианское сознание подскажет Вам наверняка, насколько человек прав в Вашем случае. Дело все в том, что иногда и психотерапия и даже какие-то советы из психиатрии, психологии, могут нам по-новому открыть заповеди блаженства, не побоюсь этого слова, наш взгляд на Нагорную Проповедь, на те нравственные постулаты, которые Господь тогда огласил. Как проводить свой день, думать только о сегодняшних делах, не загадывать о будущем, отпускать свое прошлое. Это же все в Нагорной проповеди. Очень многое в психиатрии, психологии построено на этих вечных евангельских постулатах. И все-таки при этом советую перечитать у разных евангелистов более детально, внимательно Нагорную проповедь именно в ситуации, когда Вы пережили потрясение, потеряли кого-то из близких, когда эту потерю надо пережить со смыслом, углублением самого себя. Часто именно страдания и потеря могут сделать так, что мы, в какой-то степени даже возвращаемся к самому себе. Трагедия, драма в жизни очень часто, если правильно ее воспринять, делает человека человеком. Жизнь без трагедии, без драм наоборот часто человека развоплощает. И все его песнопения и молитвы Великий Пост, когда мы в него вступаем, все его песнопения и молитвы наполнены трагизмом. Вот этот трагизм призван нас направить к соединениию себя, своего обусловленного земного бытия с бытием безусловным, то есть с Богом. И здесь опять же трагедия – это крест. И в какой-то мере лишение нас чего-либо. Жизнь наша перестраивается в пище, поведении – это тоже крест. Мы идем ко кресту, Страстной седмице. Но, идя ко кресту, мы и на себя берем какой-то крест – пота, воздержания, молитвы, отказа от каких-то светских вещей, даже и полезных нам. Крест является ключом к небу, к самому себе.
Другие вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:
1) Отец Александр, давно хотел сделать такое предложение. На радио звонят разные люди. Бывает, и психически больные. Они просто отнимают время. Интересно послушать нормальных людей. Вы понимаете, о чем я говорю. Можно это уладить, я думаю.
2) Люди звонят и порой занимают по полчаса в эфире. Никак не пробиться, не дозвониться к вам. Может, как-то ограничить время тем, кто звонит. Давать, например, не более 2 минут каждому. А то получается, что люди рассказывают свою автобиографию.
3) Хотел бы добавить по поводу того, о чем звонили только что наши православные слушатели. По поводу того, что некоторые неуместно долго разговаривают. Мне кажется, наше радио православное, как последняя отдушина наша. Поэтому должны люди высказываться, мне кажется. Помню один рассказ. К одному известному батюшке подошла старушка и долго рассказывала про свою козу. И делилась, и плакала. А все остальные стояли и никак не могли дождаться своей очереди. Когда старушка отошла, батюшка подошел и сказал, что коза была ее единственной отдушиной, радостью. У нее никого больше не было.
4) Я сейчас читаю Псалтирь. После какой кафизмы можно читать молитву об упокоении, а когда – о здравии? Подскажите, пожалуйста. Я плохо разбираюсь. А читаю я по благословению своего батюшки.
5) Как молиться во время Великого поста о новопреставленном? Обязательно надо будет читать Библию, Ветхий Завет или можно только псалмы?
6) У маленьких детей растут сначала молочные зубы, потом они выпадают и вырастают новые. В старости опять зубы выпадают, и люди вынуждены их вставлять. Что, Бог создал зубы для того, чтобы они выпадали, а мы их потом вставляли? Ну, нет зубов, кушай подходящую пищу и все. Каким образом Бог в этом участвует?
7) Могу ли я подавать записку о здравии за себя, если я психически больной с серьезным диагнозом? И мне медсестра в больнице сказала, что нельзя психически больным людям подавать за себя записки в церкви.
8) В сегодняшнем апостольском чтении читался отрывок из соборного послания Иоанна Богослова, в котором говорится: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». О чем, по мысли Иоанна Богослова, свидетельствуют на небе Отец, Слово и Святой Дух? Что такое три свидетеля на земле – дух, вода и кровь?
9) Поясните мне, пожалуйста, слова псалма 136: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс.136:8-9). Мне совсем непонятны слова «блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень».
АУДИО
Протоиерей Александр Рябков о 136 псалме («На реках Вавилонских»)
10) Я никогда не хожу в храм в Вербное воскресенье. Почему я не хожу? Ведь иудеи кричали Иисусу Христу «осанна», когда Он въезжал в Иерусалим, и бросали пальмовые ветки ему под ноги. Мы также стоим в храме с веточками. Но этот народ, который приносил пальмовые ветви, потом и распял нашего Господа. Где справедливость?
11) Я пережила большое горе. У меня начались головные боли, повышается давление. Я пошла к неврологу. Она меня направила к психотерапевту. Может ли православный человек лечиться у психотерапевта? Это не грех? Вмешательство в душу?
12) Когда я выхожу на улицу, то всегда говорю «Господи, благослови меня» и прошу помощи у святителя Николая. Как-то вернулась я домой, а живу я одна, подхожу к уголку, который я называю святым, и думаю: «Ты видишь, как тебя дома ждут. Разве ты одна? Вот икона Иисуса Христа, Божьей Матери, святых. Они все тебя всегда ждут». Не кощунство ли так думать?
13) Утром читают выдержки из Евангелия и из Посланий апостолов. После этого – разъяснения батюшки. Сегодня разъяснение было такое: мы молимся за кого-то (когда нас просят), и я в том числе. Сегодня батюшка, который объяснял отрывок из Евангелия, сказал, что молиться за других нам нельзя. И привел даже слова какого-то святого, согласно которым нужно просто говорить «Бог да помилует нас». Я хочу узнать, можно ли все-таки за других молиться или нельзя?
АУДИО
Отвечает протоиерей Александр Рябков
«Здесь есть некое предостережение — не молиться за богоотступников».
14) Как-то слушал на радио выступление священника Константина Пархоменко. И он сказал, что нежелательно читать и даже вникать в Ветхий Завет (чтобы избежать неправильного толкования). Стоил ли читать или вникать в Ветхий Завет, потому что при этом возникают неразрешимые вопросы?
15) Иисус Христос взял на Себя все наши грехи. Правильно? Вот у нас пенсия 6500 руб. Мы постимся давно. Представляете? И Церковь об этом умалчивает почему-то. Мы строили социализм, а сейчас мы пытаемся верить в Бога. Понимаете, мы отработали всю жизнь. У нашего поколения грехов-то нет.
АУДИО
Отвечает протоиерей Александр Рябков
16) Можно ли включать имена некрещеных в записку на ектению?
17) Помогите понять значение слов «Всегда радуйтесь». Ведь вокруг нас постоянно совершаются ужасные вещи. Мы сами постоянно согрешаем. Только что сказали «Господи, прости» и тут же грешим. И второй вопрос: чем лучше заниматься? Вышивкой, лепкой из глины, рисованием или игрой на музыкальном инструменте? Хочется быть внимательным к себе и другим, пытаться исправиться, помогать другим, трудиться по выбранной специальности. Так мы теряем время? Нужно спешить, исправляться?
АУДИО
Отвечает протоиерей Александр Рябков
18) У нас в храме есть проскомидийные и обеденные записки. Что такое обеденные записки? И почему проскомидийные записки у нас в храме дороже обеденных?
Текст: Ольга Качаева