Разговор в прямом эфире. На вопросы слушателей отвечает протоиерей Александр Степанов.
Прот.А.Степанов: Я хочу поделиться с вами интересными данными, которые мы получили из небольшого опроса, который проводили на выставке «Православная Русь». Те, кто подходил к нашему стенду, наверное, помнят, что мы предлагали заполнить анкеты и ответить на ряд вопросов. Я обработал около 100 таких анкет, которые у нас набрались, и из этого вырисовывается довольно интересная картина. Мы задавали вопрос: как давно вы нас слушаете? Оказывается, что 39% наших слушателей с нами почти с самого начала работы нашей станции. Затем был вопрос «Как вы узнали о нашей радиостанции?» 45% наших слушателей случайно настроились на эту волну. Значит, во-первых, это люди, которые слушают вообще приемник и пытаются по приемнику что-то находить, ищут эту информацию – это большинство наших слушателей, любители радио вообще, затем 35% узнали от друзей и знакомых о нашем существовании, примерно 10-12% узнали о нас из СМИ и из выставки «Православная Русь» и только 8% узнали о нас из храмов. Затем был опрос на тему программ: какие программы больше всего интересуют? Здесь оказалось следующее: вот эту самую программу, которая сейчас у нас идет в эфире, «Пастырский час», ставят на 1 место примерно 45% наших слушателей, вслед за этим идет программа «Лекторий», которую на 1-ое место ставят около 20% слушателей, затем около 15% интересуют программы о воспитании детей, семье, молодежи; примерно столько же слушают с наибольшим удовольствием программы по культуре – это литературные чтения, литературоведение, музыкальные программы и так далее, и детские программы тоже около 5-7% оценивает как наиболее интересные. Так что понятно, что у вас, дорогие слушатели, дефицит в живом общении со священником, которого, очевидно, не всегда хватает. Для этого наше радио и существует. Мы в ближайшее время, я думаю, создадим наблюдательный совет нашего радио под председательством митрополита и сумеем лучше активизировать наших священников для участия, в частности, в этой программе. Есть очень хорошие священники, которые блестяще, мне кажется, могли бы вести эти передачи и свободно беседовать с большой духовной пользой для всех слушателей с нашей аудиторией, но они или очень заняты, или не очень хотят, или не решаются, может им кажется, по скромности, что они недостаточно подготовлены. Думаю, что несколько человек есть, у которых это очень бы хорошо получилось, надеюсь, что они тоже скоро будут с нами сотрудничать.
Вопрос: Батюшка, добрый вечер. Я бы хотел Вам задать такой вопрос: я читал в интервью Патриарха нашего Алексия II, что царь Иоанн Грозный не является святым. А как объяснить, что некоторые православные его почитают за святого? Ведь он сделал столько много зла людям. Много людей убил. Там написано, что если нужно канонизировать Иоанна Грозного, то придется деканонизировать митрополита Филиппа, который был задушен по приказу Иоанна Грозного Малютой Скуратовым. Вот как Вы можете объяснить то, что некоторые православные считают Иоанна Грозного за святого?
Прот.А.Степанов: Я, конечно, полностью с Вами согласен. И могу только разделить Ваше удивление такой позицией. Конечно, мне доводилось видеть аргументацию и слышать людей, которые агитируют за такую странную и дикую канонизацию. На мой взгляд, ни малейших ни исторических, ни духовных оснований для нее нет, но могут быть политические основания. То, что мне видится, то, что, прежде всего, озвучивает сам Святейший Патриарх: люди, которые хотят добиться этой канонизации, добиваются, прежде всего, церковного раскола. Потому что из Церкви люди, которые ею дорожат, никогда не позволят сделать балаган. Это касается и канонизации Распутина, и канонизации каких-то других деятелей вплоть до маршала Жукова и Сталина, людей не только не верующих, но активных богоборцев и служителей той системы, которая уничтожала Церковь в течение 70 лет. Поэтому цель может быть только такая: привести Церковь к расколу. Почему это встречает некоторый отклик в сердцах людей, которые находятся у нас сегодня в Церкви? Я думаю, причина в том, что люди еще совсем недавно пришли в Церковь, еще не почувствовали, не познали Духа Евангельского, духа любви, а живут духом мира сего, духом политической борьбы. И то, что действительно, может быть, обидно многим людям: наша страна последнее десятилетие потеряла очень много в своих политических позициях на международной, скажем, арене, страна оказалась беднее, чем она была в целом для населения до последних 15-ти лет. И вот это вызывает желание какого-то политического реванша. Не желание возврата к коммунизму, но желание предпринять усилия, которые бы укрепили державу, государство и так далее. И вот тогда взор этих людей обращается в прошлое, в историю: кто из лидеров России, кто из ее правителей были наиболее выдающимися, сильными, так сказать, личностями? Ну, вот опять-таки по советской историографии такой личностью, безусловно, был Иван Грозный, которого очень любил и ценил Сталин, и во многом был продолжателем в методах его, так сказать, правления. Вот, Сталин, Жуков и так далее – такие вот сильные личности. Вот эта тяга и желание того, чтобы пришел какой-то сильный правитель, какая-то сильная личность, которая, может быть, погрузит страну в море крови, но которая даст ей возможность возвыситься над другими странами. Конечно, ничего общего в этих настроениях с Духом Евангельским нет абсолютно, но это болезнь, которой болеет наше общество. Церковь наша состоит из нас, из тех же людей, которые составляет наше общество, поэтому болезни всего общества отчасти оказываются и болезнями Церкви, приобретая формы, скажем, вот такой борьбы за канонизацию. Т.е. политические чаяния отливаются в форму каких-то как будто бы духовных движений.
Вопрос: По телевидению, по 36 каналу, шла одно время такая программа «Глагол», по-моему, сейчас она тоже идет. Там выступает такой священник – отец Алексей Масюк и православный писатель Валерий Филимонов. Мне кажется, что они тоже продолжают такую линию, в общем-то, несогласную со священноначалием нашей Церкви. В частности, вопрос они ставят совершенно некорректно: что Вы предпочитаете – Ваше христианское имя или номер вместо него? Дискуссия все на ту же тему, хотя уже, в общем-то, понятно и мнение Церкви по этому вопросу есть. Вот скажите, батюшка, я понимаю, что вопрос, может быть, не к Вам: но вот почему наше священноначалие молчит?
Прот.А.Степанов: Спасибо за Ваш вопрос. Мне трудно, честно говоря, как-то прокомментировать выступление отца Алексея Масюка. Понятно, что я с этим не согласен. Почему священноначалие не предпринимает мер, мне трудно тоже объяснить. К телевидению меры не примешь, а вот к отцу Алексею, мне кажется, какие-то меры можно было бы применить. Но я знаю, что владыка Митрополит его вызывал и как-то увещевал, беседовал. Я думаю, что это тоже боязнь посеять раскол, что, может быть, так мудро думает наш архипастырь, что иногда надо что-то перетерпеть. Вот какая-то болезнь детская… Сейчас в Церковь пришло много людей, неофитов. Есть, конечно, какой-то шанс, что рассосется, что пройдет время, и люди одумаются, успокоятся. Вот смотрите, было очень тоже много волнений в связи с канонизацией царской семьи, были крестные ходы, часто истерические и т.д. Но прошла канонизация и все, эта тема оказалась закрытой. Это оказалось не так интересно о царской семье теперь говорить. Теперь новые темы выбираются: ИНН. Большинство церковного народа уже успокоилось, ну кто-то принял, кто-то не принял. Патриарх определенно сказал, что вопрос не духовного порядка: не нравится – не принимайте, нравится – принимайте, никакого отношения к духовной жизни это не имеет. Ну, тоже большинство людей успокоились. Теперь вот началось с паспортами, то было с переписью, теперь с канонизацией одиозных личностей… Но можно надеяться, что это будет рассасываться. Действительно, если сейчас принять, может быть, резкие дисциплинарные меры к священникам, которые продолжают на эти темы выступать вопреки уже совершенно недвусмысленным заявлениям священноначалия, они будут делать из себя мучеников, будут какие-то подпольные действия предпринимать. С телевидения они, скорее всего, не уйдут. Поэтому, вероятно, именно такие соображения диктуют нашему священноначалию такое долготерпение.
Вопрос: Среди слушателей есть люди немощные, те, кто не может посещать храмы. И они в одинаковых условиях с нами, т.е. они должны прозвониться как-то, кратко изложить свой вопрос или свою проблему и вот такое предложение. Вы как раз упомянули, что есть несколько священников, которые, как Вам кажется, справились бы с этой задачей — работы в «Пастырском часе». А, может быть, можно какое-то время выделить для таких людей или даже организовать службу «контактного телефона». И, может быть, те, кто не решается участвовать в прямом эфире, могли бы в такой службе «контактный телефон» беседовать с теми, кто не может пойти в храм. Может быть, для этого нужно выделить какое-то время, чтобы они могли иметь возможность больше, чем все остальные, получить совет или ответ на свой вопрос.
Прот.А.Степанов: Спасибо. Я полностью принимаю Ваше предложение. Единственно, как я сказал, проблема в людях, которые согласны были бы участвовать в таком «контактном телефоне». Мы не можем даже для радио на прямые эфиры найти людей, а так чтобы организовать «контактный телефон», это довольно сложно. У нас в епархии есть один телефон доверия, оторый находится при церкви Рождества Иоанна Предтечи Чесменского храма, но это телефон кризисной детской службы. Т.е. по этому телефону могут звонить дети, оказавшиеся в кризисной ситуации. Там не священник сидит на этом телефоне, а сидят просто верующие психологи, социальные работники, которые отвечают на вопросы. Этот телефон действует очень активно. А относительно создания такого телефона доверия, пастырского окормления для инвалидов, в общем, это вопрос отчасти к моему отделу по благотворительности. Это было бы интересно, но, вот скажем, при радио это было бы сделать довольно трудно, потому что если мы это делаем в течение дня, вне часов работы нашего радио, телефоны просто заняты. А вот в это время, когда мы беседуем в эфире, у нас телефон один. Так что, можно будет этот вопрос обсудить с владыкой Митрополитом, может быть, какой-то храм взял бы на себя эту функцию, храм, в котором много священников служит. И еще подключить туда несколько и, допустим, час-два в день организовать такую череду священнослужителей для духовного окормления, прежде всего, инвалидов. Я думаю, мы побеседуем об этом. Подумаем, и, может быть, что-то выйдет. Пока что я всеми силами стараюсь организовать полноценный «Пастырский час» для наших слушателей.
Вопрос: У меня к Вам такой вопрос. Вот у меня книга… Если позволите, здесь три строчки буквально. Наставления святителя Игнатия Брянчанинова о важности чтения: «Слово Божие – пища для души и тела. Я не лягу спать, если не прочитаю: 1. Одну главу Евангелия от Матфея; 2. Две главы посланий, начиная с «Деяний апостолов», и кончая «Откровением святого Иоанна Богослова»; и 3. Хотя несколько псалмов из Псалтыря». Так вот я не могу понять, если возможно, разъясните, как правильно читать?
Прот.А.Степанов: Читать обычным образом, просто читать по главе, как сказано, Евангелие от Матфея, но можно не только от Матфея, конечно, можно читать и из других Евангелий и из Посланий Апостольских. Это, конечно, лучше делать помолившись, уединившись, в тишине. Потом, чтение слова Божьего подразумевает не такое беглое, поверхностное чтение, как мы читаем, скажем, беллетристику и художественную литературу, а чтение вдумчивое, пытаясь вникнуть в смысл, как бы расслышать: что Господь хочет мне сказать этим текстом, обращаясь ко мне лично? И второе, это всегда такое деятельное чтение. В том смысле, что если мы что-то улавливаем относительно себя, то, конечно, мы должны стараться это исполнить, чтобы это не были просто какие-то отвлеченные слова и истины, которые для кого-то сказаны, а вот лично для меня. И, соответственно, я стараюсь исполнить то, что Господь мне дает. Но с чтением Апостольских Посланий, я думаю, может быть, немножко сложнее, потому что они по смыслу достаточно сложные, особенно послания апостола Павла, и вот в связи с этим мы в течение почти 2-х лет передавали подробное толкование этих посланий в исполнении архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Кто-то слышал эти программы, эти программы мы сейчас выпускаем и на кассетах. Я считаю это очень важным нашим просветительским проектом, потому что слушать по радио все невозможно, потом невозможно вернуться к тому месту, которое во время чтения мы как-то вдруг заметили как непонятное, а потом нам надо вернуться к толкованию, чтобы это место прояснить. Поскольку такой вот книги с подробным толкованием Апостольских Посланий сейчас не выходило, толкование святителя Феофана Затворника, конечно, есть многотомное, но я его не вижу сейчас, например, в продаже в книжных магазинах. Оно вышло и было раскуплено. Другие книжки очень разрозненные, какие-то протестантские. Я думаю, то толкование, которое дает нам отец Ианнуарий, оно, конечно, очень хорошо, глубоко и им просто было бы удобно очень пользоваться. Книги его не существует, зато есть кассетная версия, звуковая версия его толкований. Те, кто приобретают эти кассеты для себя, те могут всегда, читая эти послания, обратиться к кассете и найти толкование того или иного места.