Репортаж Екатерины Степановой
Выставка «И.Е.Репин. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее
3 октября 2019 г.
АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО
В корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «И.Е.Репин. К 175-летию со дня рождения». Недавно такая же выставка прошла в Москве в Третьяковской галерее, и вот теперь в Петербурге. Предлагаем вашему вниманию небольшой репортаж об этом событии.
О выставке, значении личности и творчества И.Е.Репина для русского искусства на торжественном открытии несколько слова сказал одни из кураторов выставки, хранитель фонда живописи второй половины 19 – начала 20 века Сергей Викторович Кривонденченков.
«Насколько отличаются выставки Третьяковской галереи и Русского музея? Выставки имели одну цель – показать мир великого художника Репина. Но средства были несколько разными. Плюсы и минусы были и там, и здесь. Но в целом, я считаю, что цель достигнута.
Выставка очень сложная. Когда мы распаковали произведения из Третьяковской галереи, из музея Атенеум, из других музеев, и наши работы, здесь было такое богатство, калейдоскоп красок, сюжетов, имен, и нужно было как-то это все систематизировать. Естественно, в основе большой выставки всегда лежит хронологический принцип. Неслучайно наша выставка начинается первой картиной, как ее называл Илья Ефимович «Приготовление к экзамену», и заканчивается последним живописным полотном – он боялся, что умрет и не успеет закончить эту работу – «Гапак» в последнем зале. А залы корпуса Бенуа имею свои плюсы, потому что и дворцовая отчасти обстановка, но с другой стороны камерность. И наш подход заключался в том, чтобы постараться максимально – особенно для зрителя, не только для специалиста – показать определенные периоды творчества Репина, сконцентрировать внимание зрителя не только на каком-то периоде, но даже на одной картине. Потому что меняются залы, меняется освещение, фон даже меняется. Например, в постоянной экспозиции вы не увидите «Садко» на таком фоне и в своей родной раме. Поэтому камерность обстановки каждого зала она дает возможность максимально углубиться в творческий процесс. Мы постарались привлечь множество этюдов, эскизов, чтобы показать творческую кухню, как приходил к определенному художественному образу автор. Тем более, что Репин, в отличие от многих других живописцев это художник мучающийся, ищущий, меняющийся. И вот интересно проследить эти изменения, как сначала был один образ главного героя, например, в картине «Не ждали», потом изображение женщины, потом другая мимика на лице человека, который приходит в дом, в свою семью, и т.д.
В экспозиции есть несколько основных блоков. Выставка начинается с правой части корпуса Бенуа. Здесь в первых залах мы представляем период становления как художника, профессионального, академического, с дипломной работой на малую золотую медаль. Далее период пенсионерства. Дальше несколько залов очень логично показывают зрителю становление народной темы в его творчестве – «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца», «Крестный ход».
Конечно, мы не могли обойти стороной творчество Репина-портретиста. Можно посвятить не одну выставку, связанную с его портретным творчеством. Но мы специально выделили несколько залов, помимо того, что есть портреты и в других залах других периодов, но обратите внимание, что мы хотели показать насколько это была фигура не только как художника великой, но и как общественного деятеля, такого рупора или такой лакмусовой бумажкой эпохи. Поэтому в первом зале портретном вы уведите портреты художников, художественной среды, потом вы увидите портреты композиторов, музыкантов, портреты литераторов, конечно графический зал, рисунки. Заканчивается эта часть анфилады Запорожской темой – Гоголь в красках. Так получилось интуитивно, что одна часть заканчивается украинской темой, и вторая – запорожцы. Прошли десятки лет, и вот как он пишет запорожцев в свой зрелый период и как он пишет уже в конце жизни.
Вторая часть экспозиции начинается с зала, который показывает многогранность его таланта, когда он одновременно мог писать на религиозные темы, общаться и писать портреты в Ясной Поляне Льва Толстого и тут же создавать лирические, пленэрные портреты в Здравнёво. Кстати, нужно обратить внимание, что в разных залах и один небольшой первый отсек зала посвящен именно детским портретам. Т.е. это был мастер официального портрета заказного, мастер детского портрета камерного, мастер психологического портрета. Благодаря Третьяковской галерее, которой мы очень благодарны, и я не помню такого, чтобы такое количество – 75 произведений Репина – выезжало за пределы Третьяковской галереи, практически все, что мы хотели получить на выставку, кроме известной картины, посвященной Ивану Грозному, мы все получили, большое спасибо. И удача заключается в том, что объединились две крупные коллекции Русского музея и Третьяковской галереи.
Пенаты – это последних два зала. В первом зале представлены мемориальные вещи, и тоже благодарность музею – нам предоставили и бурку запорожскую, которая не выезжала никогда из Пенат, кисти, берет, халат – это вы все увидите в экспозиции. Первый зальчик Пенат посвящен идиллии, которая существовала в первые годы жизни в Пенатах. Ну а последний зал говорит за себя. Он разделен на две части цветом – до 17-18-го и уже эмиграция после 18-го. И мы видим совсем другого Репина. Это будет открытие для всех, потому что Репин, оказывается, очень современный художник. Особенно сейчас мы можем это оценить».
Также Сергей Викторович ответил на вопросы, которые возникли у журналистов во время пресс-показа.
— Какое место в творчестве Репина занимала живопись на религиозные темы? Это были просто официальные заказы или внутренняя потребность писать такие сюжеты тоже была?
«В ранний период, чугуевский, это конечно были заказы. Просто он зарабатывал деньги, расписывал храмы, писал иконы. Но потом религиозная тема в Академии художеств – без нее никуда, потому что программы на религиозную тему. Но главное, что он сам потом возвращается, каждое десятилетие он работает над какой-то темой, иногда над несколькими параллельно. Вот в зале №106 корпуса Бенуа вы увидите, например, тему искушения. Написано большое количество этюдов, эскизов, он создает огромное полотно. К сожалению, оно не сохранилось, погибло в годы Великой Отечественной войны, оно находилось в Харьковском музее. Потом он пишет уже в послереволюционный период. Пишет целый ряд полотен на Евангельскую тему. Некоторые из них хранятся сейчас в Пенатах. Самое значительное произведение позднего периода «Голгофа», которое находится в Принстонском университете в Америке. Эта тема его не отпускала. Но самое главное, что эти все произведения были не иллюстрацией к Библии, Евангелию, жития святых, а это были внутренние переживания. Это было осмысление через религиозный сюжет действительности. Не случайно его герои то связываются с революционерами, то вспоминают Льва Толстого – и не случайно у нас рядом с этими сюжетами портреты Льва Толстого. Т.е. это отражение переживания внутреннего мира эпохи».
Экспозиция занимает весь первый этаж корпуса Бенуа. Осмотр начинается с правой стороны. Стоит отметить, что некоторые работы художника, особенно позднего периода, привезены из Музея искусства Атенеум (Хельсинки, Финляндия), и представляют великого мастера с малознакомой российскому зрителю стороны. Но главное, что в такой полноте творчество И.Е.Репина мы можем видеть крайне редко. Такие монографические выставки, как правило, проводятся в связи с какими-то круглыми датами. Так что сейчас есть прекрасная возможность и еще раз увидеть хорошо знакомые работы, и посмотреть менее известные, и в целом погрузиться в мир творчества одного из лучших живописцев мира 19-20 веков.
Выставка продлится до 20 марта 2020 года.
Аудио – Екатерина Степанова, Ирина Полякова.
Фото – Екатерина Степанова.