6+

Русская икона Троицы – величайшая из христианских икон

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Петр Александрович Сапронов, ректор Института Богословия и Философии

Тема: икона Троицы письма преподобного Андрея Рублева

Эфир: 27 мая 2023 г.

АУДИО

 

Марина Лобанова:

В нашем эфире мы продолжаем беседы с современным культурологом и, наверное, крупнейшим культурологом сегодня в России, автором многих книг, ректором Института Богословия и Философии Петром Александровичем Сапроновым. Я напомню, в нашем эфире были передачи, которые посвящены культурологическим понятиям: власть, политика, свобода (Россия и свобода, Запад и свобода), интеллигенция, общество и семья в России, Россия как империя в русской литературе XIX века. Очень важная беседа – о том, что такое культурология, потому что мало кто понимает, насколько мы без культурологического знания беспомощны в любом другом. И планируются в нашем эфире беседы о «Медном всаднике» и о «Евгении Онегине» Пушкина.
Также мы говорили о тридцатилетии Института Богословия и Философии. Замечательно, что в Петербурге можно пойти учиться, получать богословское и культурно-христианское образование. В Институте Богословия и Философии есть не только богословие, но и культурологическое образование, редкая вещь.

Сегодня нас ждет разговор о самой великой иконе в русском христианском искусстве – это, конечно, «Троица» Андрея Рублёва. Я попросила Петра Александровича поделиться взглядом культуролога на это произведение искусства – непревзойденный шедевр невероятной духовной высоты.

Петр Сапронов:

«Троица» – это лучшая икона Рублёва и это вершина в нашей русской иконописной традиции. Да, это наша первенствующая икона. Она дошла до нас сильно покалеченной, мы видим здесь и сошедшую или содранную краску, мы видим следы гвоздиков, мы видим, как исчезают целые фрагменты. В каком-то смысле, может быть, от рублёвской «Троицы» осталась «схема». Но есть какой-то предел, есть какой-то рубеж, и вот потери этой иконы рубеж этот не переступают. Они мне, может быть, осложняют несколько восприятие, но самое главное икона до нас доносит.
Вот я сказал, что это наша лучшая икона. А теперь я хочу ваше внимание обратить вот на какое обстоятельство. Если существует давний иконографический тип Пресвятой Троицы, то он входит в какой-то ряд. А если икона входит в ряд, то нам легко предположить, что в начале возникает этот образ еще несовершенным, вплоть до катакомб мы можем проследить историю его появления, потом раннее Средневековье, и вот этот образ всё усовершается и усовершается, и достигает своей вершины. Этой вершиной и будет «Троица» Андрея Рублёва. А дальше начинается ниспадение. Ушаков, Троица «в бытии», да, икона на этот счёт вырождается, деградирует. Это вполне естественно, так оно вроде бы и бывает. А вот с Андреем Рублёвым ничего такого и не было. Я просто отказываюсь ставить рублёвскую «Троицу» в ряд других икон этого иконографического типа, потому что все другие иконы – и предшествующие, и последующие – они бесконечно уступают в своей выразительности, в глубине замысла и его осуществления рублёвской «Троице».

От всех предыдущих и последующих изображений Пресвятой Троицы рублёвская отличается удивительным лаконизмом. В ней, например, три фигуры ангельские, которые изображены во время трапезы, которую им приготовили, изображены без Авраама и Сарры. Здесь не только нет Авраама и Сары (это бы нарушило иерархию, они как бы входили бы в круг Пресвятой Троицы, а это абсолютно недопустимо), но здесь и нет никаких других знаков трапезы, кроме чаши с тельцом. Стол как бы гол и пуст стоит, он почти такая эмблема этого стола, ничего лишнего абсолютно. А если мы возьмём задний фон – да, там где-то вырисовываются в левом верхнем углу некие строения. Мы видим и гору, и деревцо, но это всё, как вам сказать, это иероглифы условно говоря, это только знаки. Ничего кроме Пресвятой Троицы мы здесь не видим. Как некая обставленность – вот есть три ангела и есть так называемая окружающая среда, – нет никакой окружающей среды, всё это эмблематично. Это принципиально важно, потому что там, где мы встречаемся с Пресвятой Троицей, то есть с бытием нетварным, да ещё в своей внутрибожественной жизни, там тварное бытие бесконечно умалено. Этот лаконизм – воздаёт должное внутрибожественному бытию.

Да, нам предъявлена Пресвятая Троица, но как она предъявлена? Она предъявлена по линии любви. Конечно, вот это единение есть любовь. Нам изобразили Пресвятую Троицу как любовь Отца, Сына и Святого Духа. А в любви – не сливаются, в любви каждый (я сейчас уже касаюсь человеческой любви)… и остается каждый предельно самим собой, и каждый себя всецело отдает другому, и воспринимает другого. Это наш, так сказать, отклик искаженный, наш отдаленный аналог любви как внутрибожественной реальности. Здесь она выражена блистательно.
Если перед нами вот эта реальность любви, то снимается вопрос о том, Кто есть Кто. И это очень важно вот почему. Потому что икона не подлежит разглядыванию. Если мы будем свой взор устремлять в поисках Кто есть Кто – возникает этот феномен поочередности вглядывания. А в молитве икона не разглядывается, икона воспринимается как некое целое.

Перед Данте также встает вопрос – как изобразить Пресвятую Троицу, и для Данте это вопрос неразрешимый. А то, как он его разрешает в «Божественной комедии»… как бы сказать… вызывает большой скепсис. Пресвятая Троица как вот три таких круга, которые нечто излучают, это три круга, потому что вглядеться в Троицу нельзя. Можешь разглядывать эти три круга сколько угодно – встречи не произойдет, вот этого живого контакта не будет, не будет контакта молитвенного, а будет какая-то формальность, что-то недоговоренное, до предела схематичное. Это как раз то, чего избежал, избежал целиком Андрей Рублёв: мы видим чудо любви, мы видим недоступное нашему зрению.
Тут некое такое совпадение противоположностей: как это можно – видеть недоступное зрению? Через опосредование, через ангелов… но через ангелов что-то пробивается, что-то самое существенное. Поэтому если Аврам и Сара всё-таки вставляются в икону Троицы, то это как бы угроза того, что их уже пятеро.

Вот я сказал, что это икона – «выстрел в тёмную ночь», что у нее не было предшественников и нет достойных последователей. Что касается последователей. Самая, наверное, известная икона по части последования – это икона Симона Ушакова, созданная в начале семидесятых годов XVII века, «Троица Ветхозаветная» тоже. Вот эта икона действительно завершает собой традицию – завершает прискорбно. Великая эпоха иконы уже давно позади. А это – последние иконописные усилия. И вот к чему они приводят.


Икона написана в самом общем виде по канону, который утвердил Стоглавый собор. Но что же мы видим? Мы видим здесь стол, заставленный яствами, в левом углу мы видим такое мощное, грандиозное строение… это строение явно Ушаков заимствовал из тех очень немногих еще картин, которые к нам с Запада доходили. А справа мы вдруг видим вот эту гору и огромное такое, лохматое дерево. Вот это лохматое дерево прописано со всей тщательностью, эти вот три усталых ангела предаются трапезе под раскидистым деревом, и это очень большой провал, потому что здесь тварное бытие не просто уравновешивается с бытием нетварным, с бытием вечным, а оно чуть ли не доминирует над ним, во всяком случае, оно равнозначно с этими строением и деревом.


Да, здесь, в этом изображении Троицы, принадлежащей кисти Ушакова, мы видим выход за пределы иконы. Куда оно выходит? Западная икона выходила в сторону живописи, она через Чимабуэ, через Дуччо, через Джотто постепенно оформлялась в качестве живописи.

Да, сюжеты были те же самые, религиозные, благочестивые, но это уже не иконы, а живопись хотя бы частично. Вот в этих трех именах процесс в общем-то, в их творчестве, еще не довершенный.

Ну а куда выходит икона Ушакова? Если мы скажем, что здесь зарождается религиозная живопись, которая переходит в это свое живописное состояние из иконы, мы очень сильно напутаем. Потому что здесь выход совсем-совсем другого свойства. Здесь выход в сторону фольклоризации, понимаете, сказочности какой-то, чего-то чудесного, перед нами не чудо, а именно чудесное, волшебное, это – выход в фольклор, в какое-то опрощение, примитивизацию. Этот ход, в принципе, параллелен тому, что происходило, скажем, в русском каменном зодчестве, в сооружении храмов. И здесь мы выходим в опять-таки декор, украшательство. Вот эта декоративность – она прямой аналог того, что происходит в это же время в иконографии.

 

 

См. также:

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

«Мы подготовили больше двух сотен богословов». К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии — интервью с ректором

К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО

Что такое культурология

Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

Россия между иконой и картиной

В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась лекция ректора Института богословия и философии Петра Сапронова на тему «Православная икона и русская религиозная живопись». 6 ноября 2019 г. ВИДЕО

Свобода: Запад и Россия

Что такое свобода? Продолжаем беседы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым на «трудные темы» русской культуры. АНОНС

Власть, интеллигенция, политика. Культурология трудных вопросов русской жизни

Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС

Два цикла лекций о русской идентичности

Предлагаем вашему вниманию два цикла лекций — о роли личности в истории и роли культуры в формировании личности. Самые влиятельные исторические персоны и самый загадочный период Серебряного века раскрываются в наших лекториях. Лекторы — Игорь Шауб и Петр Сапронов

Русское общество. Русская семья

Беседы с культурологом Петром Александровичем Сапроновым на две актуальные темы – общество и семья в современной России. 14 и 21 марта 2020 г. АНОНС

Экклезиология. История православного учения о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

В цикле передач «Экклезиология» преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак прослеживает развитие христианского представления о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени. 66 передач

Государство в человеке

Не «человек в истории», не «личность и государство»… Нет. Государство – в личностях. С 4 сентября в нашем эфире – новый цикл лекций известного культуролога, доктора наук, ректора петербургского Института богословия и философии Петра Александровича Сапронова. АНОНС

Беседы с создателем «Слова богослова»

Темы бесед, записанных летом 2019 года: богословское образование в Петербурге и в Кембридже; социальные аспекты самовосприятия православного человека в постсоветской России; богослов протоиерей Джон Бэр и его мысли о духовном рассуждении; Церковь и секуляризация; христианство и аристократизм

Экклезиология

С 21 октября 2018 года в нашем эфире выходит новый цикл программ в рубрике «Радиолекторий», он посвящен Церкви как предмету богословия. Автор – преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АНОНС

«Православие – это триадология и христология, все остальное – лишь дополнение к ним»

В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 1. АУДИО + ТЕКСТ

«Догмат о Троице появился в то время, когда он был всем понятен»

«Почва для триадологического догмата была хорошо подготовлена и иудейской ветхозаветной традицией, и античной философской мыслью». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 2. АУДИО + ТЕКСТ

Владимир Николаевич Лосский

Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 82 — 83. АУДИО

Пятидесятница, Троица, Сошествие Святого Духа — праздник Духа, апостольства, Церкви

20 июня Церковь празднует Пятидесятницу – день Святой Троицы. Мы собрали для вас передачи радио «Град Петров» в рубриках – о Троице: богословие и проповеди; о Церкви: богословие (экклезиология) и история Церкви (Русской и Вселенской). Всего у нас получилось более 30 наименований радиопрограмм и сборников на эти темы

Церковь, Троица, Дух

Три программы о трех главных темах Пятидесятницы. Анонс

«Читаем икону». Передача 14. Троица Андрея Рублева

Беседы о православной иконографии. Цикл передач Оксаны Губаревой и протоиерея Александра Степанова. АУДИО + ИЛЛЮСТРАЦИИ

Троица – сокровище святителя Кирилла

В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о труде святителя Кирилла Александрийского «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». Из архива радио «Град Петров». АУДИО

Новое о Троице

В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» принимает участие автор книги «Догмат о Пресвятой Троице. Новые пути осмысления» Тимур Туровцев. Эфир 2 апреля 2023 г. АУДИО

Секрет успеха христианской веры

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак рассказывает о книге Барта Эрмана «Триумф христианства». Эфир 1 и 8 ноября 2020 г. АУДИО

Тринитарная истина любви. Незнакомая знакомая теоэстетика

О книге Олега Давыдова «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 23 и 30 августа 2020 г. АУДИО

Загадка Троицкой горы

В Ленинграде существовала Красная площадь, пока не «реабилитировали» князя Александра Невского… Продолжение рассказа о троицкой топонимии Петербурга – в очередном выпуске программы «Возвращение в Петербург». Эфир 17 июня 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ

Петербург начинался с Троицы

«Поначалу никак не могли определиться, как переименовать старейшую в городе площадь – Троицкую: то ли в Коммунаров, то ли в 13 Июля. В итоге она стала площадью Революции». Троицкая топонимия Петербурга – тема очередного выпуска программы «Возвращение в Петербург». Топонимист Андрей Рыжков продолжает тему церковно-праздничных топонимов. Часть 1. Эфир 10 июня 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Мы живем в эпоху отрицания духа – в эпоху материализма»

Беседы протопресвитера Александра Шмемана на праздник Пятидесятницы. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru