Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Петр Александрович Сапронов, ректор Института Богословия и Философии
Тема: икона Троицы письма преподобного Андрея Рублева
Эфир: 27 мая 2023 г.
АУДИО
Марина Лобанова:
В нашем эфире мы продолжаем беседы с современным культурологом и, наверное, крупнейшим культурологом сегодня в России, автором многих книг, ректором Института Богословия и Философии Петром Александровичем Сапроновым. Я напомню, в нашем эфире были передачи, которые посвящены культурологическим понятиям: власть, политика, свобода (Россия и свобода, Запад и свобода), интеллигенция, общество и семья в России, Россия как империя в русской литературе XIX века. Очень важная беседа – о том, что такое культурология, потому что мало кто понимает, насколько мы без культурологического знания беспомощны в любом другом. И планируются в нашем эфире беседы о «Медном всаднике» и о «Евгении Онегине» Пушкина.
Также мы говорили о тридцатилетии Института Богословия и Философии. Замечательно, что в Петербурге можно пойти учиться, получать богословское и культурно-христианское образование. В Институте Богословия и Философии есть не только богословие, но и культурологическое образование, редкая вещь.
Сегодня нас ждет разговор о самой великой иконе в русском христианском искусстве – это, конечно, «Троица» Андрея Рублёва. Я попросила Петра Александровича поделиться взглядом культуролога на это произведение искусства – непревзойденный шедевр невероятной духовной высоты.
Петр Сапронов:
«Троица» – это лучшая икона Рублёва и это вершина в нашей русской иконописной традиции. Да, это наша первенствующая икона. Она дошла до нас сильно покалеченной, мы видим здесь и сошедшую или содранную краску, мы видим следы гвоздиков, мы видим, как исчезают целые фрагменты. В каком-то смысле, может быть, от рублёвской «Троицы» осталась «схема». Но есть какой-то предел, есть какой-то рубеж, и вот потери этой иконы рубеж этот не переступают. Они мне, может быть, осложняют несколько восприятие, но самое главное икона до нас доносит.
Вот я сказал, что это наша лучшая икона. А теперь я хочу ваше внимание обратить вот на какое обстоятельство. Если существует давний иконографический тип Пресвятой Троицы, то он входит в какой-то ряд. А если икона входит в ряд, то нам легко предположить, что в начале возникает этот образ еще несовершенным, вплоть до катакомб мы можем проследить историю его появления, потом раннее Средневековье, и вот этот образ всё усовершается и усовершается, и достигает своей вершины. Этой вершиной и будет «Троица» Андрея Рублёва. А дальше начинается ниспадение. Ушаков, Троица «в бытии», да, икона на этот счёт вырождается, деградирует. Это вполне естественно, так оно вроде бы и бывает. А вот с Андреем Рублёвым ничего такого и не было. Я просто отказываюсь ставить рублёвскую «Троицу» в ряд других икон этого иконографического типа, потому что все другие иконы – и предшествующие, и последующие – они бесконечно уступают в своей выразительности, в глубине замысла и его осуществления рублёвской «Троице».
…
От всех предыдущих и последующих изображений Пресвятой Троицы рублёвская отличается удивительным лаконизмом. В ней, например, три фигуры ангельские, которые изображены во время трапезы, которую им приготовили, изображены без Авраама и Сарры. Здесь не только нет Авраама и Сары (это бы нарушило иерархию, они как бы входили бы в круг Пресвятой Троицы, а это абсолютно недопустимо), но здесь и нет никаких других знаков трапезы, кроме чаши с тельцом. Стол как бы гол и пуст стоит, он почти такая эмблема этого стола, ничего лишнего абсолютно. А если мы возьмём задний фон – да, там где-то вырисовываются в левом верхнем углу некие строения. Мы видим и гору, и деревцо, но это всё, как вам сказать, это иероглифы условно говоря, это только знаки. Ничего кроме Пресвятой Троицы мы здесь не видим. Как некая обставленность – вот есть три ангела и есть так называемая окружающая среда, – нет никакой окружающей среды, всё это эмблематично. Это принципиально важно, потому что там, где мы встречаемся с Пресвятой Троицей, то есть с бытием нетварным, да ещё в своей внутрибожественной жизни, там тварное бытие бесконечно умалено. Этот лаконизм – воздаёт должное внутрибожественному бытию.
…
Да, нам предъявлена Пресвятая Троица, но как она предъявлена? Она предъявлена по линии любви. Конечно, вот это единение есть любовь. Нам изобразили Пресвятую Троицу как любовь Отца, Сына и Святого Духа. А в любви – не сливаются, в любви каждый (я сейчас уже касаюсь человеческой любви)… и остается каждый предельно самим собой, и каждый себя всецело отдает другому, и воспринимает другого. Это наш, так сказать, отклик искаженный, наш отдаленный аналог любви как внутрибожественной реальности. Здесь она выражена блистательно.
Если перед нами вот эта реальность любви, то снимается вопрос о том, Кто есть Кто. И это очень важно вот почему. Потому что икона не подлежит разглядыванию. Если мы будем свой взор устремлять в поисках Кто есть Кто – возникает этот феномен поочередности вглядывания. А в молитве икона не разглядывается, икона воспринимается как некое целое.
…
Перед Данте также встает вопрос – как изобразить Пресвятую Троицу, и для Данте это вопрос неразрешимый. А то, как он его разрешает в «Божественной комедии»… как бы сказать… вызывает большой скепсис. Пресвятая Троица как вот три таких круга, которые нечто излучают, это три круга, потому что вглядеться в Троицу нельзя. Можешь разглядывать эти три круга сколько угодно – встречи не произойдет, вот этого живого контакта не будет, не будет контакта молитвенного, а будет какая-то формальность, что-то недоговоренное, до предела схематичное. Это как раз то, чего избежал, избежал целиком Андрей Рублёв: мы видим чудо любви, мы видим недоступное нашему зрению.
Тут некое такое совпадение противоположностей: как это можно – видеть недоступное зрению? Через опосредование, через ангелов… но через ангелов что-то пробивается, что-то самое существенное. Поэтому если Аврам и Сара всё-таки вставляются в икону Троицы, то это как бы угроза того, что их уже пятеро.
Вот я сказал, что это икона – «выстрел в тёмную ночь», что у нее не было предшественников и нет достойных последователей. Что касается последователей. Самая, наверное, известная икона по части последования – это икона Симона Ушакова, созданная в начале семидесятых годов XVII века, «Троица Ветхозаветная» тоже. Вот эта икона действительно завершает собой традицию – завершает прискорбно. Великая эпоха иконы уже давно позади. А это – последние иконописные усилия. И вот к чему они приводят.
Икона написана в самом общем виде по канону, который утвердил Стоглавый собор. Но что же мы видим? Мы видим здесь стол, заставленный яствами, в левом углу мы видим такое мощное, грандиозное строение… это строение явно Ушаков заимствовал из тех очень немногих еще картин, которые к нам с Запада доходили. А справа мы вдруг видим вот эту гору и огромное такое, лохматое дерево. Вот это лохматое дерево прописано со всей тщательностью, эти вот три усталых ангела предаются трапезе под раскидистым деревом, и это очень большой провал, потому что здесь тварное бытие не просто уравновешивается с бытием нетварным, с бытием вечным, а оно чуть ли не доминирует над ним, во всяком случае, оно равнозначно с этими строением и деревом.
…
Да, здесь, в этом изображении Троицы, принадлежащей кисти Ушакова, мы видим выход за пределы иконы. Куда оно выходит? Западная икона выходила в сторону живописи, она через Чимабуэ, через Дуччо, через Джотто постепенно оформлялась в качестве живописи.
Да, сюжеты были те же самые, религиозные, благочестивые, но это уже не иконы, а живопись хотя бы частично. Вот в этих трех именах процесс в общем-то, в их творчестве, еще не довершенный.
Ну а куда выходит икона Ушакова? Если мы скажем, что здесь зарождается религиозная живопись, которая переходит в это свое живописное состояние из иконы, мы очень сильно напутаем. Потому что здесь выход совсем-совсем другого свойства. Здесь выход в сторону фольклоризации, понимаете, сказочности какой-то, чего-то чудесного, перед нами не чудо, а именно чудесное, волшебное, это – выход в фольклор, в какое-то опрощение, примитивизацию. Этот ход, в принципе, параллелен тому, что происходило, скажем, в русском каменном зодчестве, в сооружении храмов. И здесь мы выходим в опять-таки декор, украшательство. Вот эта декоративность – она прямой аналог того, что происходит в это же время в иконографии.
См. также:
В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО
К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО
Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ
В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась лекция ректора Института богословия и философии Петра Сапронова на тему «Православная икона и русская религиозная живопись». 6 ноября 2019 г. ВИДЕО
Что такое свобода? Продолжаем беседы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым на «трудные темы» русской культуры. АНОНС
Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС
Предлагаем вашему вниманию два цикла лекций — о роли личности в истории и роли культуры в формировании личности. Самые влиятельные исторические персоны и самый загадочный период Серебряного века раскрываются в наших лекториях. Лекторы — Игорь Шауб и Петр Сапронов
Беседы с культурологом Петром Александровичем Сапроновым на две актуальные темы – общество и семья в современной России. 14 и 21 марта 2020 г. АНОНС
В цикле передач «Экклезиология» преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак прослеживает развитие христианского представления о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени. 66 передач
Не «человек в истории», не «личность и государство»… Нет. Государство – в личностях. С 4 сентября в нашем эфире – новый цикл лекций известного культуролога, доктора наук, ректора петербургского Института богословия и философии Петра Александровича Сапронова. АНОНС
Темы бесед, записанных летом 2019 года: богословское образование в Петербурге и в Кембридже; социальные аспекты самовосприятия православного человека в постсоветской России; богослов протоиерей Джон Бэр и его мысли о духовном рассуждении; Церковь и секуляризация; христианство и аристократизм
С 21 октября 2018 года в нашем эфире выходит новый цикл программ в рубрике «Радиолекторий», он посвящен Церкви как предмету богословия. Автор – преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АНОНС
В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 1. АУДИО + ТЕКСТ
«Почва для триадологического догмата была хорошо подготовлена и иудейской ветхозаветной традицией, и античной философской мыслью». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 2. АУДИО + ТЕКСТ
Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 82 — 83. АУДИО
20 июня Церковь празднует Пятидесятницу – день Святой Троицы. Мы собрали для вас передачи радио «Град Петров» в рубриках – о Троице: богословие и проповеди; о Церкви: богословие (экклезиология) и история Церкви (Русской и Вселенской). Всего у нас получилось более 30 наименований радиопрограмм и сборников на эти темы
Три программы о трех главных темах Пятидесятницы. Анонс
Беседы о православной иконографии. Цикл передач Оксаны Губаревой и протоиерея Александра Степанова. АУДИО + ИЛЛЮСТРАЦИИ
В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о труде святителя Кирилла Александрийского «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». Из архива радио «Град Петров». АУДИО
В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» принимает участие автор книги «Догмат о Пресвятой Троице. Новые пути осмысления» Тимур Туровцев. Эфир 2 апреля 2023 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак рассказывает о книге Барта Эрмана «Триумф христианства». Эфир 1 и 8 ноября 2020 г. АУДИО
О книге Олега Давыдова «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 23 и 30 августа 2020 г. АУДИО
В Ленинграде существовала Красная площадь, пока не «реабилитировали» князя Александра Невского… Продолжение рассказа о троицкой топонимии Петербурга – в очередном выпуске программы «Возвращение в Петербург». Эфир 17 июня 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Поначалу никак не могли определиться, как переименовать старейшую в городе площадь – Троицкую: то ли в Коммунаров, то ли в 13 Июля. В итоге она стала площадью Революции». Троицкая топонимия Петербурга – тема очередного выпуска программы «Возвращение в Петербург». Топонимист Андрей Рыжков продолжает тему церковно-праздничных топонимов. Часть 1. Эфир 10 июня 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ
Беседы протопресвитера Александра Шмемана на праздник Пятидесятницы. АУДИО