Репортаж Марины Лобановой
Выставка «По обе стороны добра и зла. Русская интеллигенция и революция 1917 года»
Декабрь 2017 — март 2018 г.
АУДИО + ФОТО
1.
.
2.
.
3.
.
4.
В Литературном музее Пушкинского Дома действует уникальная выставка «По обе стороны добра и зла. Русская интеллигенция и революция 1917 года». Уникальна она не только содержанием, но и исполнением: значительная часть экспонатов — это стихи и цитаты дневников.
Время работы выставки продлено до 14 марта 2018 г.
О выставке нам рассказывает ее куратор Елена Владимировна Кочнева – научный сотрудник Литературного музея Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), хранитель живописи и скульптуры.
Как же попасть на выставку? По телефону 328 05 02 вы можете договориться о посещении выставки «По обе стороны добра и зла. Русская интеллигенция и революция» и не только побывать в уникальном Литературном музее Пушкинского Дома, но и успеть увидеть достаточно сложную, насыщенную экспозицию, посвященную русской революции, пережитой и выраженной в слове – в стихах и дневниковых записях — русскими литераторами, деятелями искусства и науки – знаменитыми представителями петербургской интеллигенции Серебряного века.
Основная задача выставки – показать сложность и неоднозначность отношения русской интеллигенции к революционным событиям 1917 года, а также позднейший процесс переосмысления произошедших исторических катаклизмов и отражение его в литературе и искусстве того времени.
Богатейшие фонды Рукописного отдела, Литературного музея и Библиотеки Пушкинского Дома позволяют показать материалы, раскрывающие отношение представителей творческой интеллигенции к революционным событиям 1917 года во всей сложности и многообразии, и тем самым очертить судьбы русской интеллигенции «по обе стороны добра и зла».
На выставке представлены материалы, отражающие позицию писателей, осудивших Октябрьский переворот: А. В. Амфитеатрова, Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, З. Н. Гиппиус, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба, А. Н. Чеботаревской, И. Г. Эренбурга и др.; а также позицию убежденных сторонников Советской власти: А. А. Блока, Андрея Белого, В. Я. Брюсова, Д. Бедного, М. Горького, Р. В. Иванова-Разумника, Н. А. Клюева, В. В. Маяковского и других. Среди них: черновые автографы поэм «Двенадцать» и «Скифы» А. А. Блока, дневник Блока за 1920–1921 гг., протоколы допросов Временного правительства, автографы стихотворений, дневников и статей, посвященных революции, А. Белого, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, З. Н. Гиппиус, В. И. Иванова, Р. В. Иванова-Разумника, Ф. К. Сологуба и других.
Значительная часть экспозиции посвящена истории Пушкинского Дома, архивные, библиотечные и музейные коллекции которого начинают формироваться в предреволюционные годы и пополнятся после 1917 г. В 1917–1921 г. сотрудниками Пушкинского Дома были спасены такие уникальные собрания, как архив III Отделения, Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея, Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища, изобразительные материалы из коллекций Абамелек-Лазаревых, Воронцовых, Лонгиновых, Раевских и многих других. В первые пореволюционные годы были получены архивы Ф. М. Достоевского, юриста А. Ф. Кони, поэта Я. П. Полонского, искусствоведа Н. Н. Врангеля, уникальное собрание автографов и изобразительных материалов из коллекции П. Я Дашкова, родовой архив семьи Стасовых и многие-многие другие. В это же время в Пушкинский Дом поступают архивы литераторов и деятелей культуры Серебряного века, эмигрировавших или высланных Советской России, в том числе А. М. Амфитеатрова, Л. Н. Андреева, В. И. Иванова, А. И. Куприна, А. М. Ремизова и других. Обширный документальный ряд дополнят изобразительные материалы Литературного музея – живописные, графические, скульптурные работы Н. И. Альтмана, Ю. П. Анненкова, В. Д. Замирайло, Б. М. Кустодиева и других.
Редкие фотографии, афиши, плакаты, уникальные издания революционной поры представила Библиотека РАН, а копии документов, посвященных собирательской деятельности Пушкинского Дома, – Санкт- Петербургский филиал Архива РАН. Особый интерес представляют редко экспонируемые эскизы революционных плакатов работы К. С. Малевича (1918) из собрания Рукописного отдела ИРЛИ. Название выставки содержит аллюзию на книгу Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», Ницше предугадал многие социально-психологические потрясения первой половины ХХ века, показал, какую опасность для человеческой души несет современная цивилизация.
Подзаголовок «Русская интеллигенция и революция» отсылает к программной статье А. А. Блока (1918), содержащей страстный призыв к интеллигенции слушать «музыку Революции», и не менее важному полемическому отклику на нее И. Г. Эренбурга, с тем же заголовком – «Интеллигенция и Революция» – но содержащему диаметрально противоположную точку зрения. Парадоксально сложились судьбы их авторов: с одной стороны – безвременная трагическая кончина Блока, принявшего революцию «всем сердцем», а затем испытавшего глубокое разочарование, с другой – успешная литературная карьера Эренбурга, отвергшего революцию, но со временем ставшего одним из официально признанных советских писателей.