6+

«Самый известный в мире ледокол»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 22

Эфир 29 июня 2017 г., 10:45

 

16 июня на борту музея «Ледокол «Красин»» состоялось представление первого тома из серии каталогов, освещающих выставки проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха». То, что событие это прошло на «Красине», конечно же, неслучайно. Само его предназначение связано с освоением севера.

 

Рассказывает старший научный сотрудник музея «Ледокол «Красин»» Павел Анатольевич Филин:

«Конечно, проект, который инициировал «НорНикель», шикарный, с богатой, широкой географией. И представлен первый конкретный итог этой работы – каталог «Путь на Север — истоки». Мы предложили провести представление на борту ледокола. Надеемся, что и дальше сложится сотрудничество в этом проекте. Потому что ледокол «Красин» всю свою историю проработал в Арктике, и, наверно, самый известный в мире ледокол.

Совсем недавно у нас на борту ледокола проходила конференция, называлась она «Полярные чтения. Музеи в Арктике и Арктика в музеях». Оказалось, что не так уж и мало музеев в Арктике находится, не меньше 100 музеев открыто разного уровня – от муниципальных до федеральных. И также большое количество музеев, в экспозиции которых так или иначе представлены коллекции, посвященные Арктике, но сами эти музеи находят не в Арктике, а в центральной России или даже на юге – домик Папанина, домик Русанова и другие. Так что история Арктики заслуживает и внимания, и уважения».

 

 

В рамках выставки «Образы Севера», которая откроется 15 декабря 2017 г. в Петропавловской крепости, часть экспозиции будет посвящена в том числе и истории создания ледокольных кораблей.

 

«Красин» – второй российский ледокол. Андреевский флаг над ним был поднят в 1917 году, и на воду его спускали как ледокол «Святогор». Название «Красин» он получил только в 1927 году. Первым российским ледоколом был «Ермак», но, к сожалению, сохранить этот памятник не захотели, и в 1963 году он пошел на слом. А «Красин» в 2017 году отмечает свой столетний юбилей, и, к счастью, эта в буквальном смысле историческая реликвия была сохранена и музеефицирована. Теперь это корабль-музей, ледокол-музей.

 


 

В дни празднования столетнего юбилея ледокола «Красин» наш корреспондент Елена Мырзина беседовала с директором музея Николаем Александровичем Буровым. Небольшой фрагмент этого интервью мы предлагаем вашему вниманию:

«У нас все механизмы сохранились, люди вживую могут увидеть настоящее судно ледокольного класса: штурманская рубка или рулевая рубка, капитанский мостик, штурвал, все оборудование сохранилось, главное машинное отделение в целости, все каюты, все помещения, вплоть до камбуза. «Красин» – арктический ледокол. Первый в мире тогда был, самый мощный. Точнее, первый был «Ермак», но «Святогор» был более мощный. Создан по проекту адмирала Макарова. Построен на английских верфях. Но в 1918 году он был затоплен по указанию революционного правительства в устье Северной Двины, чтобы преградить путь войскам Антанты. Затоплен неудачно с той точки зрения, что англичане его легко подняли на поверхность и забрали себе, потому что деньги за его постройку были выплачены не в полном размере. Так что «Святогор» остался под английским флагом. А когда в 1920 году началась спасательная экспедиция по вызволению из ледового плена ледокольного парохода «Соловей Будимирович», «Святогор» был арендован советским правительством для этой цели. Это была уникальная спасательная операция. Это была вообще первая подобная спасательная операция. Ну а потом «Святогор» был выкуплен при участии советского представителя Л.Б. Красина, а через некоторое время переименован».

 

К освоению Арктики мы еще вернемся, когда будем рассказывать о выставке «Образы Севера», а пока побудем еще некоторое время в древности русского средневековья, ведь выставка «Путь на Север – истоки» в Великом Новгороде еще продолжается, и мы поговорим о самом ярком русском культурном явлении, которое напрямую связано с Севером, о деревянном зодчестве Русского Севера. Об этом наш следующий выпуск.

 

Аудио – Екатерина Степанова, Елена Мырзина.

Фото: сайт музея «Ледокол «Красин»».

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru