6+

Серебро и бронза Византии

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Византийское собрание Государственного Эрмитажа: серебро и бронза

Эфир 16 сентября 2017 г.

АУДИО 

 

Продолжим знакомство с византийской коллекцией Эрмитажа и поговорим в ближайшее время об изделиях из металла. Ведь не только иконописание представляет собой всю культуру и искусство великой империи. Граждане государства ходили в храмы, занимались какими-то делами, ремеслами, торговали, строили, творили, отдыхали, в конце концов, т.е. вели какой-то образ жизни. И жизнь эта была окружена какими-то предметами бытового или религиозного назначения, простыми утилитарными или настоящими произведениями искусства. Конечно, изготавливались они из разных материалов, но мы начнем с металлов, а из металлов – начнем с серебра. Потому что на постоянной экспозиции в Эрмитаже этим памятникам посвящена большая отдельная витрина, и потому что эрмитажная коллекция изделий из серебра одна из самых известных в мире.

 

Большая часть коллекции серебра поступила в Эрмитаж из Приуралья, Пермских земель. И, казалось бы, где Византия, и где Пермский край? Об этом мы и узнаем из передачи.

 

Рассказывает Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа.

 

Юрий Пятницкий, фото Екатерины Степановой

 

«Было два пути поступления товаров, предметов из Византии – северный и южный. Южный шел через Каму, Уральские горы, Приуралье и Зауралье – Сибирь, Березово – где позднее была знаменитая Ирбитская ярмарка. Туда из Византии, иногда через Среднюю Азию, вот этим путем попадали серебряные вещи, которые обменивались на меха и зерно, на хлеб. Был еще северный путь торговли. Через него шли вещи древнерусские, византийские и западноевропейские, которые также оседали в этих же местах. Часто у местного населения притоки из разных источников смешивались. Например, знаменитое блюдо с вознесением Александра Македонского, которое в 2003 году правительство Ямало-Ненецкого округа подарило Эрмитажу, так вот это блюдо было найдено в комплексе с западноевропейскими сосудами XII — начала XIII века. Одновременно мы знаем находки комплексов перемешанных с Сасанидскими и византийскими вещами, иногда западноевропейские к ним добавляются, но редко. Обычно это Византия и Сасаниды. Но все это результат обменной торговли. Это вещи, которые, попадая к местному населению, служили своеобразным тотемом, использовались в обрядах, передавались из поколения в поколение – специальные хранители были, которые хранили это под секретом. Иногда такие скрытые комплексы находят охотники в лесу. Или после дождя обрушился овраг – и открылось закопанное хранение. Иногда в пещерах, но редко. Часто находят во время распахивания поля, из земли плуг вдруг захватывает некие запрятанные вещи. Может быть, когда-то здесь был лес, потом его вырубили, приспособили под пашню, и вот подняли.

 

Поскольку Пермский регион находился под властью знаменитых Строгановых, то большая часть находок попадала к ним в коллекцию, в коллекцию графов Строгановых, и хранились в их доме в Петербурге на Невском проспекте – знаменитый Строгановский дворец, а также одним из Строгановых часть блюд была вывезена в Италию, где он постоянно жил. В том числе знаменитое блюдо с ангелами по сторонам Креста, купленное на Ирбитской ярмарке, потом перекупленное московским купцом, перепроданное два раза и попавшее к Строганову. Он его вывез в Рим, а по его завещанию оно вернулось в Россию и было подарено в Эрмитаж.

 

Часть вещей попадали через Археологическую комиссию. Когда стала активно работать Археологическая комиссия, то все находки подлежали сдаче. Правда, Археологическая комиссия выкупала их. Ну и еще один источник появился после революции. Все это было национализировано, частные все коллекции, и коллекция Строгановых, и какие-то вещи, найденные в сейфах в Москве и в Петербурге, и собранные в государственное хранилище ценностей, в Гохран. Из Гохрана в 20-е годы они передавались в музеи, в том числе Эрмитаж несколько таких вещей получил. И часть находок. Знаменитая находка 1912 года в селе Малая Перещепина на Украине, когда мальчики случайно обнаружили целое захоронение и там большое количество золотых и серебряных вещей. Ну, конечно, крестьяне тут же порастащили, из Полтавы приехал урядник с жандармами, и быстро собрали то, что могли собрать. Но собирали, видимо, очень тщательно, поскольку, когда привезли в Полтаву, оказалось, что там была собрана и часть современных серебряных ложек, которые потом вернули владельцам. Правда, пока везли от Перещепины до Полтавы, часть вещей все-таки исчезла и осела потом в разных собраниях. Но владельцы были настолько патриоты, что вещи, которые оказались у них в руках, частью продали, частью подарили в Археологическую комиссию, чтобы объединить комплекс. И весь этот комплекс поступил в Эрмитаж, и сейчас это, конечно, гордость наша.

 

Но возникает другая, экспозиционная проблема. Вещи из золота хранятся в Особой кладовой. Там есть и вещи эпохи переселения народов, и Сасанидские золотые вещи. А часть, в основном серебряные вещи, находятся на постоянных экспозициях в залах. И уже как большой археологический комплекс, который объединяет предметы разных времен и разных стран, вот этот комплекс так не экспонируется. Это и хорошо, и плохо. Плохо, потому что хотелось бы иметь и увидеть это все в единой большой витрине, чтобы представить, что это было за захоронение. Но хорошо – потому что для региональных экспозиций, например, Сасанидского искусства или византийского искусства, такие вещи составляют основу, это центр нашей экспозиции.

 

Как появлялись такие клады? Казна. Собиралась казна. Мы знаем примеры по Западной Европе. Например, в Англии корабельное захоронение – лодка с сокровищами, принадлежавшая правителю. И там были вещи разного времени, в том числе и более ранние византийские вещи, которые передавались из поколения в поколение, казна правителя. Но казна не в смысле материальных ценностей, а как некий символ власти правителя.

 

Вот точно также уже в двухтысячных годах мы приобрели из двух разных источников серебряные вещи, которые восходят к одному центру, к сожалению грабительски раскопанному. Это крепость Хаджипсу в Абхазии. Там был найден под стеной крепости бронзовый котел, наполненный серебряными вещами. Золотые вещи, к сожалению, все ушли. Кое-что, мы знаем, ушло и заграницу, было приобретено крупными музеями, которые их хранят и будут ждать, когда истечет срок давности. Но все это нам удалось уже раскопать и выяснить в течение нескольких лет уже после приобретения. А так мы приобретали их у частного лица. И нам подарил Еврейский национальный конгресс часть из этого комплекса. Поскольку вещи уникальные, то мы их брали. Так вот оказалось, что мы приобрели евхаристическое блюдо с Голгофой исторической, с голубем, с веткой над Крестом, в бордюре орнаментальном портреты  Петра и Павла, а на обороте клейма императора Анастасия. А из другого источника поступили две большие крупные ложки. На одной видна монограмма с именем, а на другой благопожелание. Некогда они составляли единый комплекс, и, конечно же, использовались литургически. Почему мы так определенно говорим? Потому что в том же в комплексе в Англии обнаружено аналогичное большое византийское серебряное блюдо и несколько ложек. Т.е. такие вещи были как некий символ, как эмблема, знак принадлежности к правящему классу, дар византийского императора, который подтверждает правомочие на владение, или расценивается как дар – не равноправного, нет – но как дар великого правителя правителю другого государства. И эти вещи, конечно же, сохранялись, передавались и имели символическое значение, потому что это не чисто материальная вещь, а это знак, символ власти, символ законности власти. Они все есть на экспозиции.

 

К сожалению, серебро блюда настолько хрупкое, оно прорвано, что мы даже не можем его перевернуть, потому что оно законсервировано, но не все современные методы реставрации позволяют сделать так, чтобы можно было спокойно работать с этим памятником. Его невозможно ни трогать, ни показывать с наклоном. Только в горизонтальном положении. Поэтому, может быть, не очень хорошо видны орнаменты и центральное изображение Креста, но зато памятник сохранен.

 

Причины, по которым серебро так истончается, становится хрупким, это по большей части неблагоприятные условия бытования этих вещей – в земле происходит изменение состава, происходит коррозия. Но даже те археологические блюда – такие красивые, и то же Сасанидское серебро – кажется, они такие массивные, тяжелые, такие эффектные серебряные, на самом деле они чрезвычайно хрупкие. Дело в том, что со временем разрушается часть примесей, видоизменяется, и блюда приобретают повышенную хрупкость. Они могут рассыпаться, например, от удара. Упало блюдо на пол и вдруг рассыпалось в песок. Хуже, чем керамика или стекло, потому что оно рассыпается в прах. И в таком случае восстановлению это не подлежит.

 

Серебро – это очень хрупкий материал, и очень капризный материл. Поэтому, например, чистить археологическое серебро не очень хорошо. Потому что нарушается патиновая пленка, и вещи покрываются пятнами – серыми темными пятнами. Такие вещи надо срочно консервировать, чтобы они стабилизировались, и этот процесс не шел дальше.

 

<…>

 

Памятники из бронзы мы представляем в другой витрине. Там есть так называемые  вотивные предметы. Это предметы, которые дарят, например, в храм или с просьбой или в благодарность за совершенное событие. Обычно вотивными бывают либо рука с крестом и посвятительной надписью, их специально заказывали и отливали, либо такой замечательный предмет как птичка с птенчиком на спине. Это бронзовая отливка, прочеканенная, очень красивая. Почему их дарили? Потому что это символизировало благодарность за рождение ребенка – мать с младенцем.

 

 

В той же витрине можно видеть разнообразные светильники. Мы специально постарались использовать все наши возможности, чтобы показать их подвешенными – так, как они использовались. Потому что они красиво, конечно, могут стоять на полочке, но это немножко не то. Нужно, чтобы глядя на экспозицию, человек понимал, как тот или иной предмет использовался. И вот подвешенные светильники в той витрине – очень разнообразной формы. Там и верблюд, и рыба, и цветок лилии, и дракон с крестом. Т.е. разнообразие форм и все формы символические, так или иначе, они связаны либо с именем Христа, либо с символикой христианства.

 

В этой же бронзовой витрине есть очень редкий интересный памятник – это монастырский ключ. Но выполнен он в форме бронзовой капители. Мы ее специально перевернули вверх ногами, чтобы показать, что с внутренней стороны есть фигурное отверстие. Вот это отверстие вставлялось в стержень и проворачивалось, и стержень замыкал замок. Можно считать, что это калитка в монастырский сад или в небольшой храм, храмовая дверь, которая вот таким образом закрывалась, запиралась. У нас на экспозиции показан еще другой экспонат, это огромный ключ уже XII века, найденный в Башне Давида в Иерусалиме. Случайно обнаружили, императору Николаю I преподнесли, целый рассказ на экспозиции, ролик можно посмотреть. На этом ключе христианские кресты, именно эмблематика Иерусалимского Патриарха, и видно, как это все работает, как вставляется и закрывается этот огромный навесной замок. Почему Башня Давида, потому что она в период крестовых походов была местом складирования припасов и казны. Но он представлен уже на экспозиции исламской части, не византийской».

 

 

Несмотря на то, что сейчас экспозиция византийского искусства занимает только три зала, на осмотр каждого зала можно потратить часа полтора – и еще останется, что посмотреть. Во-первых, потому что каждый памятник достоин внимательного рассмотрения со всеми его деталями рисунка или орнамента, во-вторых, потому что в широком православном сознании образ Византии несколько расходится с реальным – этот образ фантастичен (но в истории никакие фантазии не могли бы превзойти реальность величия и красоты империи) и, одновременно, образ Византии несколько упрощен в нашем сознании. В каком-то смысле Византию представляют таким одним большим храмом, в котором движение остановилось. Но, возвращаясь к началу нашей передачи, это было государство, где жили живые люди, а не небожители или одни только герои. И вот прослеживать ход творческой мысли этих живых людей невероятно интересно.

 

Так что и мы с вами не будем торопиться. Все-таки Византия – «это наше всё», оттуда мы приняли веру, и будем постепенно переходить от одной витрины к другой не спеша. А в перерывах между нашими программами вы можете посетить третий этаж Зимнего дворца и посмотреть те предметы, о которых нам рассказывал Юрий Александрович Пятницкий.

 

Фото с сайта Государственного Эрмитажа.

 


 

Список иллюстраций:

 

01 Серебряное блюдо с крестом. Византия, Константинополь. 603-610 гг. Место находки: село Климово, Пермской губернии. Поступило в 1908 г. Передан из Императорской Археологической комиссии.

 

02 Серебряное блюдо «Ангелы по сторонам Креста». Сирия. VI в. Поступило по завещанию графа С. Г. Строганова в 1911 г. Найдено в 1867 г. в Березове, Западная Сибирь, после 1876 г. находилось во дворце графа С. Г. Строганова в Риме.

 

03 Серебряное блюдо епископа Патерна. Византия. Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. 498 г. н.э. Место находки — окрестности г. Полтавы близ с. Малая Перещепина

Археологический памятник — Перещепинский комплекс.

 

04 Серебряная ложка. Восточное Средиземноморье, VI в. Поступила в 2002 г. Приобретена у частного лица.

 

05 Серебряное блюдо с крестом (пример хрупкого серебра). Византия, Константинополь, 610-629/30 гг. Происходит из собрания Строганова.

 

06 Бронзовая вотивная рука с крестом. Византия, VI в.

 

07 Бронзовая фигурка птицы с птенцом. Италия, IV-V вв. Поступила в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского.

 

08 Бронзовый лампадофор (светильник). Италия, VI в. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского.

 

09 Бронзовый светильник лилия. Италия, IV в. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского.

 

Все перечисленные предметы представлены на постоянной экспозиции византийского искусства на третьем этаже Зимнего дворца в зале № 381а.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru