6+

«Север начали осваивать за 700 лет до появления Петербурга»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 52

Эфир 24 января 2018 г., 10:45

АУДИО + ТЕКСТ

 

22 января в Невской куртине Петропавловской крепости, где проходит выставка «Образы Севера», состоялось представление каталога выставки, который в то же самое время продолжает многотомное издание музейной энциклопедии освоения севера.

 

К собравшимся гостям обратился заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Сергей Эдуардович Калюжин:

«Сегодня мы логически продолжаем нашу тему «Образы Севера» и презентуем вам, себе, всему окружающему человечеству вот это издание, которое подготовлено на базе тех предметов, которые можно увидеть здесь, на этой экспозиции. Для нас очень ценно каждое издание, в котором упоминается наша коллекция, ну а здесь оно целиком и полностью построено на тех вещах, которые показываем мы и Императорский Фарфоровый завод. Мне кажется, эта книга будет интересна широкому кругу читателей, потому что здесь есть вещи, которые интересно рассматривать, узкому кругу читателей, потому что здесь есть статьи научных сотрудников, которые интересно читать.

Мы рады, что этот проект состоялся. Не устаю повторять, что мы благодарим «Норильский Никель» и тех людей, которые приняли участие в том, чтобы это состоялось. Это действительно большой труд, поскольку издание подобного рода каталога подразумевает долгий период работы. Мы это сделали быстро, и сделали настолько быстро, что даже не верится, что это есть, что это уже издано. И вот, с пылу, с жару эти книги прибыли к нам в Петербург из Москвы. Спасибо за ваш труд».

 

Куратор проекта Юлия Кантор:

«Проект «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» объединяет северные музеи. И три выставки, которые прошли в прошлом году в Новгороде, Москве и вот открылась в конце прошлого года в Санкт-Петербурге, это первая треть большого пути. В этом году у нас Выборг, Омск и Пермь. Каждый том это одна составляющая музейной энциклопедии севера, которые потом сольются в девятитомник. Это будет единственное в своем роде многотомие, рассказывающее об освоении севера за тысячу лет языком музейных экспонатов. «Образы Севера» – том, который мы представляем сегодня на одноименной выставке, рассказывает о восприятии севера с петровского времени. Собственно с петровского времени началось научное познание севера, флотоводства, мореходства и т.д. Здесь мы можем видеть и многое другое, что связано с эстетикой восприятия севера. Неслучайно на этой выставке кроме замечательных экспонатов из коллекции Музея истории Санкт-Петербурга вы увидите еще и экспонаты Императорского Фарфорового завода. И книга – такая яркая, такая дизайнерски интересная – безусловно, я думаю, войдет в анналы и академические, и искусствоведческие благодаря тому, что ее создавали авторы, которые являются крупнейшими специалистами с общероссийской и европейской известностью в тех сферах, которыми они занимаются. Это специалисты из Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского Государственного Университета, Русского музея, конечно Музея истории Санкт-Петербурга, и это тоже создает возможность такой научно-искусствоведческой переклички, я бы сказала».

 

Главный редактор издательства «Арт Волхонка» Наталья Соломадина:

«Спасибо, большое, что эта выставка состоялась, и что у нас была еще одна возможность делать каталог, посвященный очередной северной теме, освоению севера. Каждая книга, которую выпускает наше издательство, она призвана жить своей самостоятельной жизнью вне зависимости от того, остался информационный повод, на фоне которого она появилась, или он уже окончился. Т.е. книга остается даже тогда, когда выставка окончит свою работу.

Когда мы узнали, что книга наша будет называться «Образы Севера», нам захотелось сделать книгу такой, чтобы, когда она еще стояла на книжной полке, у читателя уже возникал образ. Чтобы не было диссонанса с тем, что он видит, и тем, что он будет читать. Поэтому мы выбрали такой серый тон, как нам подсказали коллеги, «тон питерского неба, невской воды» с серебряной окантовкой и серебряным капталом даже — если вы заметите, она сшита такими специальными нитками.

Север начали осваивать за 700 лет до появления Петербурга. Но с 1703 года здесь начал аккумулироваться образ севера. Новая столица завораживала всех гостей, которые ее посещали со времен Петра I. Но ни один из гостей не смог побороть того очарования, которое являл собой этот северный город. Поэтому не случайно, что выставка «Образы Севера» приходит именно здесь.

Тематически наша книга совпадает с разделами экспозиции. Благодаря замечательной команде авторов, составивших этот том, нам удалось раскрыть ступеньки того образа, который сложился в анонсированной теме. Статьи не только написаны специалистами, они еще написаны и очень понятным, доступным языком. Любой читатель, открывающий все равно какую главу, он не чувствует себя непосвященным. Его как бы приглашают в собеседники в данной теме.

Мы не могли по вполне понятным причинам разместить в книге все экспонаты. Это невозможно по объему и по формату. Но мы постарались представить самые интересные, и даже дать какую-то макросъемку. Когда мы смотрим на предметы в экспозиции, их много, внимание немного рассеивается, а мы старались фокусировать внимание на деталях, тем самым как будто бы обращая читателя к вопросу «а как это родилось?». Т.е. не просто, в каком это стиле сделано, благодаря каким материалам, а «как это возникло?». И благодаря авторам статей читатель тоже находит ответ на вопрос, почему появление того или иного экспоната стало возможно в нашем культурном пространстве».

 

Завершая встречу, несколько слов сказала куратор выставки Ирина Карпенко. Она также рассказало о новых проектах, которые в ближайшее время ждут и юных читателей:

«Я благодарю все коллег, которые согласились участвовать в создании этого издания. Задача была довольно сложная, потому что надо было рассказать на конкретных примерах, на конкретных экспонатах сложные истории: историю советской Арктики, историю севера в художественной открытке, объяснить читателю, почему вдруг слово «север», белые медведи появляются в плакате, почему это происходит именно на рубеже XIX-XX веков. Почему вдруг огромное количество скульпторов на разных заводах изготавливают тех же самых пресловутых белых медведей – наших любимых персонажей на этой выставке. Без этих авторов книга, конечно же, не состоялась бы.

Создавая эту книгу и обращаясь к северным сюжетам, мы с куратором проекта от «НорНикеля» Юлией Кантор дошли до того, что придумали совершенно другой сюжет для детей, издание для детей, которое называется «Мишкина книжка». Это ассоциация к образам севера, это издание, которое поможет ребенку понять, что такое север, кто там живет, как север отражается в искусстве, что думают о северном образе путешественники, ну и о многом-многом другом.

Об этом мы расскажем отдельно. У нас будет еще презентация этой детской книжки, потому что скоро День полярного белого медведя, и мы этот праздник не пропустим».

 


Как уже неоднократно отмечалось, в ходе реализации проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» постоянно возникают новые идеи, создаются новые программы, которые становятся как бы боковыми ответвлениями главного проекта. Это относится и программам для детей, таким как «Мишкина книжка». Но подробнее мы об этом расскажем в других выпусках обозрения «Русский Север».

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru