6+

Север Строгановых

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 101

Эфир 23 января 2019 г., 10.45

 

Рассказывая об истории Урала, Прикамья, невозможно не только не упомянуть, но и не остановиться более или менее подробно на деятельности Строгановых. Ведь этот род русских купцов и промышленников, баронов и графов Российской империи, сыграл не только ключевую роль в освоении и развитии этих земель, но и создал целые направления в русской культуре, носящие их имя – строгановское письмо в иконописи, строгановское шитье в лицевом шитье и т.д. Этот род дал России немало государственных деятелей, высших военных чинов, меценатов – покровителей наук и искусств, ученых, коллекционеров, благотворителей. И, конечно же, на шестой выставке компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая проходит в Пермской художественной галерее, значительная часть экспозиции посвящена Строгановым.

 

О выставке «Предчувствие Севера. Пермский путь» рассказывает ее куратор, президент Пермской художественной галереи Надежда Владимировна Беляева:

 

«Пермь – это пушнина, конечно, но это и соль. И об этом прекрасно знали Строгановы. И поэтому мы здесь ставим вот эту матицу. Это такой вертикальный сруб, вкопанный в землю, а внутри него ставится труба и из нее качается соль. И на фотографиях мы видим работников, которые носили в мешках соль за плечами. Просаливались уши, их, конечно, разъедало, потому и «пермяк – соленые уши».

 

И здесь же картины Верещагина. Наш Верещагин, Петр Петрович, который в середине XIX века был очень известным живописцем. Их было два Верещагина – Петр и Василий, академики живописи. Он приезжал сюда и писал здешние места.

 

И тут же замечательный альбом, из которого видно, как соль возили. С одной стороны ее возили по Каме-Волге, а с другой стороны ее возили в Чердынь и оттуда на север.

 

У Строгановых в XVIII веке было 70 варниц. И они давали от 3-х до 7 млн. тонн соли в год. В то время как Соловецкий монастырь давал 500 тонн. Представляете соотношение –миллионы тонн и пятьсот всего. Такой размах. И поэтому мы показываем, что Строгановыми была создана империя. Они пять веков вкладывали в эту территорию. И на картах из архива показано – вот она, империя. Все, что сереньким – маленькие фрагментики, это казенная земля, а все остальное – это Строгановы. И указаны грамоты, по которым они получали земли.

 

Мы говорим об освоении Севера. Это путь русских, конечно. И поэтому здесь и устюжские, и архангельские вещи собраны. С одной стороны, резная кость, а с другой стороны, совершенно удивительные зеркала, красивые очень, драгоценные – просто «свет мой, зеркальце, скажи». И, обратите внимание, опять в форме утицы некоторые вещи сделаны. Насколько устойчивая это была форма. И гребешок, отсылающий нас к звериному стилю. Это переклички времени, перетекание культуры одного народа в другой.

 

Строгановы – это и первые заводы, которые выпускали изразцы. И изразцы, и зеркала мы показываем впервые. Конечно, как только изразцы появились в России, они появились и у Строгановых. Но с организацией производства они появились и в нижних сословиях. Но в целом это производство оказалось невыгодным, потому что все-таки продукция дорогая. Одни промышленные предприятия сменяли другие. Прямо как и сейчас.

 

Очень интересный экспонат – это Поминальная доска Калиниковым. А Калиниковы первыми здесь как персоны начинали вырабатывать соль. Потому что солью занимались монастыри. Соль получали древние люди, но в средние века – монастыри. И Калиников. Ну а когда пришли Строгановы, то это было уже промышленное освоение и солеварение. Так эта Поминальная доска – очень редкий экспонат. На ней имена указаны для поминовения. Ее мы тоже показываем впервые.

 

Ну и дальше сами Строгановы и люди Строгановых. И, конечно же, Петр I. Этот портрет мы тоже впервые показываем, он отреставрирован, а находился в руинированном состоянии. Конечно, это копия, но она скомпилирована с нескольких портретов. Нам говорят: «Какой интересный у вас Петр». Да, потому что он собранный неизвестным художником из разных портретов – тут понравилось одно, тут другое. Тут же и Григорий  Дмитриевич Строганов, и родословное древо Строгановых, и грамота Ивана Грозного, первая грамота на получение земель. А почему портрет Петра? Да потому что обращение Петра – и Строгановы пошли строить заводы. Петру нужен металл. И начинается на Урале другая история. Затихает постепенно производство солеварения у Строгановых и начинают строиться металлоделательные заводы. А это уже строительство городов Урала.

 

И тут уже крепостные Строгановых – и парный портрет Силы Васильевича Демидова и его супруги, и Шарина. Все это крепостные крестьяне, но лица их исполнены какого-то достоинства. И это не бедные крестьяне, после отмены крепостного права они уже переходят в статус купцов. Братья Каменские, например, выкупили себя из крепостничества за год до отмены крепостного права. За год! И стали известными пароходчиками. А первый русский пароход – это Пермь, это Всеволожские».

 

 

 

Эта часть экспозиции, которая посвящена Строгановым, уже сопровождается архивными фотографиями, предоставленными Государственным архивом Пермского края, и удивительно наблюдать экспонаты XVII в. и тут же видеть такие же предметы, того же назначения, но уже конца XIX – начала XX века. Конечно, это не одни и те же предметы, но тут важно увидеть, что, например, технология добывания соли не менялась веками.

 

Особого упоминания заслуживает карта владений Строгановых – также из Государственного архива Пермского края – на которую обращала наше внимание еще на открытии выставки Юлия Анатольевна Кашаева, заместитель директора архива. Также эта карта прекрасно иллюстрирует рассказ Павла Анатольевича Корчагина, одного из научных консультантов выставки, который в одной из наших прошлых программ как раз рассказывал, каким образом в XVI-XVII веках Строгановы продвигались на север, северо-восток и на юг вдоль Камы, и что на самом деле все эти многочисленные дарения и привилегии, пожалованные Строгановым от казны, имели вполне практическую цель – это был карман, в который в любой момент можно было положить руку и взять необходимую сумму. Естественно, без возврата. Так что «империя Строгановых» империей, но, конечно, империя эта была жестко и прочно интегрирована в государственное устройство.

 

Все те экспонаты, о которых рассказывала Надежда Владимировна Беляева, можно будет увидеть в каталоге выставки, а сам каталог после его выхода в свет будет доступен на сайте проекта «Север1000» в он-лайн библиотеке, как и другие издания северного проекта «НорНикеля».

 

Мы продолжим рассказ о выставке в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru