Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 74
Программа Екатерины Степановой.
Эфир 11 июля в 10.45
Северный проект компании «НорНикель» разветвился, как пышное дерево, на несколько других самостоятельных тематических программ, одна из которых «Читаем Север». Как вы, вероятно, само догадываетесь, «Читаем Север» – это проект о северной литературе и литературе о Севере в самых разных проявлениях. И одно из первых имен, которое вспоминается в связи с литературой о Севере – не считая, конечно, Каверина и его «Двух капитанов», о которых речь пойдет в свое время, – это имя писателя Виктора Конецкого. Писателя и капитана дальнего плавания, и не просто капитана, а участника полярных походов: он совершал плавания на торговых и научно-исследовательских судах в Арктику и Антарктику. Но еще до этого, после окончания морского училища, Виктор Конецкий служил на кораблях аварийно-спасательной службы Северного флота.
Мы знаем Виктора Конецкого в первую очередь как писателя, как одного из авторов сценариев в фильмам «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три». Но самая ранняя детская привязанность это не литература и не море. Как сам о себе говорил Конецкий «Рисую с тех пор, как помню себя». Он учился в изостудии Дворца пионеров в Ленинграде, и в 19141 году состоялась его первая художественная выставка.
Но война и блокада изменили все. Любовь к живописи не переросла в профессию, однако осталась на всю жизнь: «Я уходил в рисование от арифметики, грамматики, неудов и школьного одиночества. Даже в блокаду я утешался мыслью о том, что не надо идти в школу. И рисовал в бомбоубежище. Причем картинки мои были далеки от войны – цветы и летние пейзажи».
Артистизм, любовь к искусству, к творчеству вероятно передалась по наследству. И мать, и две тети Виктора Конецкого была актрисами Императорского театра: тетя Матильда танцевала, тетя Зинаида пела в хоре, а мать – Любовь Дмитриевна – артистка миманса, участница парижских сезонов Дягилева. И детство писателя прошло в Коломне на Адмиралтейском канале, районе, заселенном музыкантами, актерами, художниками из-за близости Мариинского театра, Консерватории и Большого театра. И в своих воспоминаниях сам Виктор Конецкий утверждал, что если бы не война, то стал бы художником.
Поэтому выставка «Север в фарватере», о которой мы сегодня пойдет речь, раскрывает перед нами личность Виктора Викторовича Конецкого в первую очередь как художника. Эта выставка прошла уже в нескольких городах, связанных с северным проектом «НорНикеля». И вот, Великий Новгород, Новгородский музей-заповедник, где 29 июня состоялось открытие.
К собравшимся гостям обратилась Олеся Александровна Рудь, заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности музея:
«Мы очень рады всех сегодня видеть в этом небольшом зале. Конечно, хотелось бы, чтобы выставки у нас были огромные, но такие камерные выставки тоже нужны. На самом деле эта выставка для нас была приятным сюрпризом. Мы ее в этом году не планировали, но нам поступило предложение от наших друзей из компании «НорНикель», которые ведут замечательный проект «Читаем Север» в рамках большого проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». И всем нам с вами и тем людям, которые еще сюда придут, представилась удивительная возможность познакомиться с другой гранью творчества замечательного писателя, всем нам известного писателя, прежде всего, Виктора Викторовича Конецкого. А здесь мы открыли его для себя с совершенно неожиданной стороны как художника, поскольку немногие люди знают, что он замечательным был акварелистом, живописцем. Это выставка памяти Виктора Конецкого. Она побывала уже в других городах, об этом на еще расскажут сегодня. Когда мы над этой выставкой начинали работать, переговоры разные вели, и когда между собой обсуждали, что будет выставка Конецкого, то все сразу спрашивали «того самого?». Так вот да, того самого Конецкого, которого очень любят. Во время работы над выставкой мы услышали от разных совершенно людей, начиная от наших электриков, которые сказали «это наш любимый писатель», заканчивая нашим художником, который сказал «мы работали над выставкой, и сегодня мне снилось море». Вот такие теплые чувства вызывает общение с творчеством Виктора Конецкого».
О проекте рассказывает куратор, д.и.н. Юлия Зораховна Кантор:
«Проект «Читаем Север» абсолютно синтетический. Он включает в себя выставки, он включает в себя издание книг, связанных, так или иначе, с историей Севера, причем это в основном художественная литература, и, конечно, это диалог с читателем и зрителем. Это проект охватывает всю страну. И в этом смысле появление в нем Виктора Конецкого. Когда я думала над этим проектом, мне было ясно, что это должен быть замечательный, всем известный писатель, которого можно рассмотреть с немножко иной стороны, взглянуть на него под другим углом зрения.
Так сложилось, что я была знакома с Виктором Викторовичем, когда он еще здравствовал, уже не ходил в море, но здравствовал, и я знала, какой он замечательный художник, отнюдь не только маринист. И когда мы обдумывали концепцию этой части проекта, что мы будем возить это по речным городам, по морским городам, но это будет не только изобразительное искусство, но и текст. Если вы внимательно посмотрите на то, что представляет собой новгородская выставка, то вы увидите большое количество текстов Виктора Конецкого. Они как бы дополняют изобразительный, визуальный ряд. Мы читаем Север в прямом смысле и в переносном. По идее, Новгород не должен был бы участвовать в этом проекте. Все-таки мы в основном говорим о больших городах-портах, либо морских, либо речных. Поэтому, конечно, Дудинка, впереди у нас Мурманск. Это еще и края Севера в буквальном смысле – наш Северо-Западный и дальний Сибирский. Это огромные порты, связанные с историей Севера. Но. Новгород это мать русских городов, и Новгород это место, с которым очень приятно работать. Говорю это и как историк, и как музейщик, и как куратор. Мы работали чуть больше года назад, начиная огромный проект «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» именно с Новгородским музеем, и именно Новгород смог задать этому проекту высочайшую искусствоведческую и музейную планку. Потому мне казалось логичным сказать еще раз «спасибо» Великому Новгороду и эту выставку привезти сюда. И я знала, что в Новгороде очень много читателей и почитателей творчества Виктора Конецкого. Причем это самые разные люди – от электриков до профессоров Новгородского университета. Поэтому я знала, что это будет принято с любовью. В чем и задача – читать Север с любовью».
О Викторе Конецком рассказывает его супруга, организатор выставки, директор Морского литературно-художественного фонда им. В. Конецого Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая:
«Мы показывали эту выставку в Дудинке, мы ее показывали в Красноярске в музее Виктора Петровича Астафьева, и вот третий пункт в канун Дня работников морского и речного флота – так получилось – мы показываем ее в Новгороде. Великий Новгород не морской город, но речной, и отсюда с море, в океан уходят молодые люди из Клуба юных моряков. Здесь много живет тех, кто служил на Военно-морском флоте. И вообще само существование Новгорода и русской государственности конечно тесно связано с мыслью о том, что Россия – великая морская держава. Поэтому мы приняли приглашение показать выставку в Великом Новгороде.
Здесь представлены мемориальная часть, материалы, посвященные жизни и творчеству Виктора Викторовича, конечно, в небольшом объеме, который позволил музей, и его живописные и акварельные работы, прежде всего связанные с темой Русского Севера. Творчество Виктора Викторовича очень разнообразно, это более двухсот работ. Но в основном он тяготел к пейзажам и натюрмортам. Он сам говорил, что его работы это лучшие иллюстрации к его книгам, но на самом деле трудно иллюстрировать его книги его же работами. Потому что, прежде всего в его книгах море, морская работа, ситуации, связанные с этой работой, а на полотнах то, чего он чаще всего в своей жизни был лишен – красоты и тишины леса, русских полей, речушек, которые он очень любил, цветов… Цветы он любил совершенно необыкновенно. Я ему часто покупала цветы, и читатели, зная, что он любит рисовать и писать цветы, приносили, и он сразу же устраивал таким образом, чтобы схватить холст и живописать.
Он стал, будучи только штурманом по образованию, не имея литературного образования, Виктор Викторович, конечно, стал профессиональным писателем, профессиональным литератором. Но будучи очень строгим к себе, он каждый текст переписывал по нескольку раз. А если речь идет о произведении большого формата? Поэтому он говорил даже, что писатель должен быть графоманом, но в том смысле только, что он должен любить сам процесс вождения пером по бумаге. И он переписывал – раз, два, три. Свой первый рассказ он переписывать четырнадцать раз. И всегда говорил это молодым людям, которые входят в литературу – не один, не два, не три раза отложи и думай, думай, думай.
А тут, за мольбертом, особенно, если речь шла о работе маслом, можно исправить, тут можно переделать, и сам этот процесс переделки был ему очень дорог и интересен. Он очень любил, когда приходили к нам в гости художники, и расспрашивать о технике – акварельной, масляной. Сам разговор о живописи был для него отдохновением. Говорить о литературе – я имею в виду о своей литературной мастерской – он не любил. А вот расспросить у маститых художников, как рождаются их полотна, о разнообразности техники – это было для него очень интересно».
Выставка «Север в фарватере» проходит в главном здании Новгородского музея-заповедника, а продлится она до 27 августа 2018 года.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.