Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 119
Эфир 12 июня 2019 г., 10:45
Выставка «Строго на север» – самая художественная из всего проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Почти полностью она составлена из живописных произведений, посвященных Северу. И для формирования такой концепции были все основания. Ведь еще в XIX веке Русский Север привлек к себе внимание очень многих русских художников. Они как бы заново открывали Север как для себя, так и для российского зрителя. В наших программах уже звучали сюжеты, посвященные и Северу Билибина, и Северу Верещагина, и Северу Грабаря. Но если эти художники ставят своей задачей популяризацию, фиксацию во всех ее видах, т.е. фотофиксация, рисунок, чертеж деревянного зодчества, интерес к которому практически внезапно, как взрыв, возник после потери уникального многокупольного храма в Коле (это как раз рядом с Мурманском), то такие художники как Серов и Коровин, путешествуя по Русскому Северу, создали целые живописные серии полотна, посвященных природе, образам, видам Севера. А все вместе эти замечательные художники оставили нам в наследие объемную, очень подробную картину старинного Русского Севера, не говоря уже о том, что сыграли огромную роль в популяризации северной темы.
О русском деревянном зодчестве у нас было сразу несколько программ. А вот о живописном образе Севера мы поговорим в ближайшее время.
Рассказывает Ольга Александровна Евтюкова, директор Мурманского областного художественного музея, автор концепции седьмой выставки – «Строго на север» –северного проекта компании «НорНикель»:
«Поскольку наш художественный музей выбрали как базовый для организации выставки, и поскольку у нас прекрасная коллекция произведений мурманских художников и большинства художников, которые приезжали сюда, писали Север, и, вспоминая историю, как были обращены взоры художников на Север – это поездки Борисова, Коровина и Серова, то, конечно, возникла сразу идея – художественное освоение Севера. Не промышленное, а художественное. Про промышленное и так уже много говорят. Но почему мы говорим о новгородцах и начинаем с саамов, потому что это тоже сохранение традиций. И народное искусство, пусть оно будет утилитарное, прикладное, связанное только с бытом, там ничего не было такого, что просто повесили картинку для красоты, но тем не менее, это искусство.
А вот когда сюда были направлены промышленные разведки для строительства дороги, и разработки добычи минералов, то, как правило, в любую экспедицию отправлялись вместе с исследователями и художники. Поездку Серова и Коровина финансировал Мамонтов, и он их отправил, потому что понимал, что для них это будет полезно как для художников – не все Италию и Францию писать. А почему Италию и Францию? Потому что когда студенты заканчивали Академию художеств, то отличников, которые получали золотые медали, т.е. получали пенсион и поэтому называли их пенсионеры Общества поощрения русских художников, они могли поехать во Францию или в Италию. Все ездили в Италию, потому что понятно – Эпоха Возрождения всех захватывает. А Мамонтов оказался человеком прогрессивным. Он сказал «ну что же все в Италию ездить, давайте обратим глаза на Русский Север». Он понимал, что за Архангельском есть еще севернее земли. И вот их поездка – Коровина и Серова, поездка Борисова, их воспоминания об этом и созданные ими картины, они открыли миру и, конечно России, что есть просто необыкновенной красоты по цвету и свету огромные российские территории.
И вот, вспоминая, что все это у нас есть, и благодаря финансовой поддержке «НорНикеля», мы могли обратиться в музеи и попросить дать нам картины для выставки – Русский музей – это Коровин, наши близкие друзья и соседи Петрозаводский музей изобразительных искусств – у них тоже прекрасное собрание, музей истории Санкт-Петербурга – это уже из современной истории. В любом случае была финансовая поддержка, благодаря которой мы могли сформировать то видение, которое мы задумали. Поэтому художественное освоение Севера оказалось возможным. И проект с очень емким названием – «Освоение Севера». Я уже много раз говорила, что каждый, кто приезжает на Север даже просто в гости, он его осваивает. Наверно, также, как осваивают и юг, и запад и т.п. Как осваивают какую-то науку. Но самое удивительное, что все, кто сюда приезжают, они движутся строго на север. Как бы они ни хотели, они все равно идут на север. Поэтому и выставка получила название «Строго на Север». И на афише у нас такой клин кораблей-парусников, которые открыли путь сюда – это новгородцы, конечно же, ну и все остальные – художники, музыканты, поэты и писатели, потому что писатели тоже осваивали Север. Это отдельная история, мы не стали ее затрагивать, хотя дневники художников у нас есть. Поэтому и возникает раздел именно о Севере, который открыли Коровин, Серов, Борисов, Тыка Вылка – совершенно удивительный тогда молодой мальчик-ненец.
Когда происходят события, связанные уже с созданием советского государства, эта территория, конечно, эта территория становится заманчивой для всех, потому что залежи пород, руд, минералов очень близки, и не надо особенно внедряться в шахты. Понятно, что это более дешевое производство. Поездка Кирова с Ферсманом (Академик А.Е.Ферсман, минералог, геохимик – прим.ред.) сюда с идеей разработки месторождений, а соответственно и строительство поначалу палаточных городков, а если залежи очень богатые, то появляются и собственно города, это еще один раздел выставки. Возникают города Ковдор, Кировск, Апатиты, Оленегорск, Мончегорск. Это все связано с советским периодом. Но художники, пользуясь путем, который уже открыл на рубеже веков Коровин, они приезжают сюда и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е, и в 60-е годы. Они пишут по заказу индустриальный пейзаж, появляются изображения обогатительных фабрик, изображения кораблей и заливов, т.е. появляется промышленная картина, но через призму художественного сознания живописца, графика или скульптора. И мы специально на нашей выставке показываем и фотографии. Например, фотографии, предоставленные нашим Мурманским краеведческим музеем, у них фотографии из экспедиции Коровина, это бесстрастная фиксация, а вот произведения Коровина, который сам присутствовал при создании этих фотографий, он пошел по-другому, для него был важен совершенно другой художественный прием. Возникают потрясающие картины, полные романтики и восторга. То же самое и в 30-е-40-е годы 20-го века. И можно определить по картинам, которые даже и у нас хранятся, что революция революцией, и гражданские войны гражданскими войнами, но уклад сел поморских довольно долго был тот, который был заложен веками. Невозможно было разрушить. Потому что ходили в море, ловили рыбу, пасли оленей, шили одежду, воспитывали детей. И на картинах видно, что та же самая Териберка – лодьи еще, парусники. А следующая картина – там уже появляются теплоходы. Вот развитие.
Еще один замечательный раздел это камни. Музей цветного камня города Мончегорска им. В.Дава предоставил нам примеры того, чем богата наша земля – цветные камни, минералы. Большие камни. Чтобы было понятно, что это действительно богатейшие земли. Не просто какие-то поделочные шарики, а действительно огромные глыбы – амазонит, апатит. А апатит это очень важный промышленный камень. Его используют и для создания удобрений, но он очень красив и в ювелирных украшениях. Он очень красивого серого оттенка. Вот того самого оттенка серебристо-серого неба, который поразил Коровина. Он открыл этот свет и был потрясен «Боже, какое жемчужное сияние здесь в этом небе». Эвдиалит – лопарская кровь. Тоже удивительный камень, который может быть очень разнообразным. Я бы сказала, что это сюжетный камень, с которым связаны события легенд. У нас еще есть аметист и мыс Корабль. И картина у нас есть, которая называется «Аметистовый берег». Недалеко от поселка Умба есть мыс Корабль. Это как раз аметистовый мыс, полностью состоит из аметиста. И можно подойти и найти себе аметист. Вот такие удивительные вещи. Но, правда, его сейчас закрыли. Не знаю, можно ли сейчас найти аметист, но музей нам привез аметистовые щетки. Все знают, что аметистовая щетка кристаллическая, она очень эффектна как раз тем, что этими кристаллами мерцает.
Так что этот раздел у нас очень красивый. Но! Человечество ведь еще дальше стремилось, еще дальше пойти на север. И все пошли в Арктику. Не зря Мурманск называется воротами в Арктику. И все мы знаем об экспедиции Папанина. И еще один раздел выставки посвящен Арктике и произведениям художников, которые писали Арктику».
Конечно, рассказывая о Русском Севере, невозможно обойти ни поморские древности – они превосходно и ярко открывают выставку, – ни северные сокровища – цветные камни. Но, тем не менее, живописный образ Севера, это, так сказать, главный герой этой выставки.
Мы продолжим двигаться дальше строго на север, в Арктику, в нашем следующем выпуске.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.