Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 67
Эфир 23 мая 2018 г., 10:45
АУДИО + ТЕКСТ
Продолжаем знакомиться с четвертой выставкой северного проекта российской компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». В названии каждой выставки присутствует слово «север», так задумано организаторами, и четвертая выставка «Помни о Севере» проходит совсем недалеко от Санкт-Петербурга в городе Выборге.
Рассказ об экспозиции продолжает ее куратор, ученый секретарь Выборгского музея заповедника Юлия Мошник:
«В архитектуре Выборга сочетаются очень разные элементы: архитектура классицизма, архитектура исторического стиля, эклектичная. И, конечно, центр города, застроенный зданиями эпохи модерна в их северной стилистике, стилистике северного модерна. Возможно, они как раз и являются наиболее привлекательными для туриста, который посещает Выборг. Потому что кто-то едет в Выборг смотреть средневековую архитектуру и средневековую фортификацию. Она тоже вполне северная, она каменная, она мощная и внушающая почтение как раз своей силой. А кто-то едет для того, чтобы увидеть исключительно красивые – к сожалению, они не в лучшем состоянии сейчас – но исключительно красивые в выполнении, дизайне своем здания, построенные в начале XX столетия, здания эпохи северного модерна.
В Выборге работали совершенно потрясающие архитекторы, имевшие прекрасную выучку, учившиеся в Хельсинки, у лучших хельсинских мастеров и у петербургских мастеров. И мы видим каменную облицовку, мы видим многочисленные фигуры на фасадах – в основном это растительные мотивы, животные мотивы. И здания больше похожи на дворцы. К счастью, отделка зданий в центральной части Выборга хорошо сохранилась. И даже сейчас, по прошествии многих десятилетий, идеи архитектора видны как раз в украшении зданий, потому что через дизайн мастера хотели и рассказать о назначении здания, т.е. передать некую идею, и, может быть, рассказать об этой земле тем, кто приезжает и кто видит город, рассказать так, чтобы у Выборга было свое вот это северное, непохожее на другие лицо. И небольшой отголосок вот этой темы присутствует на нашей выставке.
Мы не посвящаем выставку каким-то архитектурным шедеврам, но мы постарались отразить эту тему. Те, кто приходят на выставку, могут видеть работы, связанные с ранним творчеством Андрея Андреевича Оля. Оль – это прекрасный ленинградский архитектор, который учился ни много не мало у фон Гогена, он учился у Элиэля Сааринена, а потом он работал в мастерской Шехтеля. И все самое лучшее в модерне таким образом впитано было Олем в годы учебы. Самая его известная работа (к сожалению, погибла ранняя работа, находившаяся на Карельском перешейке) – это дача Леонида Андреева в Ваммельсуу, это поселок Серова. Это было деревянное необычное очень строение, придуманное самим писателем, и Оль смог облечь идеи Андреева в архитектурные формы. Для того, чтобы подготовить этот проект, Оль разрабатывал мелкие детали какие-то, сначала конструировал детали отделки, детали фасадов, несколько альбомов сохранилось. И вот два альбома архитектурной графики, а также акварельные работы Андрея Андреевича Оля на нашей выставке присутствуют, и каждый посетитель выставки «Помни о Севере» сможет на них полюбоваться и своими глазами увидеть работу мастера. Такую вот повседневную работу. Не финал, который мы можем видеть уже в законченном произведении, а именно такую кухню, можно сказать.
Северный подход в архитектуре – внимательный к мельчайшим деталям сооружения, к удобству для того, кто находится внутри, к удобству для того, кто находится рядом, продуманному до мелочей: чтобы хороший был звук, хорошая была вентиляция, хорошее освещение.
Скандинавская архитектура как раз в этот период выходит на лидирующие позиции в мировом архитектурном движении. И путь, который, скажем, финляндская архитектура проделала от самых последних лет XIX века к 30-м года XX уже столетия, это путь очень быстрого развития, путь, когда скандинавская архитектура и дизайн уже стали задавать моду и стали обязательными для изучения. Именно вот этот северный подход, внимательный к мельчайшим деталям сооружения, к удобству для того, кто находится внутри, к удобству для того, кто находится рядом, продуманному до мелочей: чтобы хороший был звук, хорошая была вентиляция, хорошее освещение.
И постепенно северная архитектура идет в направлении отказа от декоративности, излишних каких-то подробностей к упрощению формы, к упрощению структуры, которая становится внятной, единой. Здания становятся монолитными. Как раз белая архитектура функционализма финского – образцов в Выборге много такой архитектуры – они словно айсберги в бескрайнем северном океане, прекрасные именно в своей простоте и исключительном удобстве для человека.
Любой архитектурный справочник начинается с Алвара Аалто.
Существующее выражение «Белый Выборг» относится к самому-самому концу 20-х и 30-м годам. Как раз в этот период в Выборге появляются замечательные архитектурные памятники. Это работы архитекторов известных в Финляндии и не ставших известными, как например Уно Вернер Ульберг, Выборгский архитектор высочайшего уровня, который настолько был привязан к своему городу, что это помешало ему сделать большую карьеру. Ну и конечно Выборг это единственный город нашей страны, в котором есть здания, постороженные по проекту Алвара Аалто, величайшего архитектора Финляндии. Безусловно, имя Алвара Аалто чрезвычайно важно и на мировом уровне, и, как сам Алвар Аалто шутил «с меня начинается любой архитектурный справочник». Конечно, тут есть и некоторая игра слов, потому что когда и имя, и фамилия начинаются на А, то это неизбежно.
Всю историческую часть города можно обойти пешком. Если быть очень внимательным, то несколько часов можно ходить, а если бежать очень быстро, то можно и за час, но мало успеете. И одна из важных особенностей Выборга то, что те архитекторы, которые работали в довоенный период – в послевоенный период в исторической части новых зданий сколько-нибудь значимых, можно сказать, не появилось, есть редчайшие исключения – но когда сформировался архитектурный ансамбль исторического Выборга, архитекторы очень чутко относились к памятникам старины. За это их можно только поблагодарить, потому что в то время каких-то серьезных представлений о реставрационной архитектурной школе не очень много было, и можно было совершенно безболезненно перестраивать, сносить, никто за это не осуждал и не требовал составления описания предмета охраны. Но старались делать так, чтобы сохранять памятники старины и, может быть, в некоторых случаях дополнять их, как это, скажем, произошло на бастионе Панцерлакс, где расположена сверху на бастионе XVI века Школа искусств, сейчас Выставочный центр «Выборг-Эрмитаж» находится в этом здании, и как раз здание XX века – белая архитектура функционализма – очень гармонично вписывается в застройку, в фортификацию XVI века».
Аудио, фото – Екатерина Степанова.