«Щедрая среда». Встречи в поддержку радио «Град Петров»
Ирина Савельевна Вербловская
«Город Шостаковича»
14 сентября 2016 г.
ФОТО – Екатерина Степанова
ВИДЕО – Анастасия Луговкина
В цикле мероприятий «Щедрая среда» в поддержку вещания радио «Град Петров» прошла очередная встреча. На этот раз у слушателей была возможность посетить лекцию известного краеведа, историка, литературоведа и экскурсовода Ирины Савельевны Вербловской, посвященную жизни и творчеству Дмитрия Дмитрия Шостаковича.
Ирина Вербловская:
Музыка – всеобщая, но, в то же время, она и индивидуальная. Вы идёте и слышите музыку, и все подряд тоже слышат, но вы воспринимаете ее лично. Вам неважно, как слышит другой, вам важно, как и что слышите вы, то есть это разговор лично с каждым из нас, кто её слышит. И вот это напоминание об этой жизни – о жизни, которая осталась в XX веке. Она необычайно ответственна, она необычайно важна, и она остаётся актуальной, потому что музыка, действительно, не через слова, а по-другому доходит до человеческой души. Сопоставить, то, что сделал Шостакович, с тем, что сделали художники и поэты, нельзя. Это больше.
Я не знаю, как будет официально праздноваться 110 лет со дня рождения Шостаковича. Но мне думается, что такая фигура, как Шостакович, заслуживает того, чтобы праздновали его день рождения каждый год. Шостакович поражал необычайной щедростью своего таланта. Писал, как это до него сказали и как после него говорили: «пишу всё, кроме доносов». Писал всё: он писал музыку к кинофильмам, он писал даже оперетту! Представляете: Шостакович и оперетта! Однако есть такая оперетта – «Москва-Черёмушки». Он писал оперы, он писал симфонии, он писал оратории, он писал квартеты и квинтеты, концерты. Пятнадцать симфоний, причём каждая из них – это огромное переживание самого разного порядка, от первой симфонии до последних симфоний – тринадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой, где он вводит хор – человеческие голоса.
Люди выходят совершенно потрясённые в буквальном смысле слова. Шквал аплодисментов – это не так существенно, как существенно то, что аплодисменты начинаются не тогда, когда дирижёр кончает своей палочкой работать. Сначала глубокая тишина – и лишь потом этот самый шквал. Потому что эта тишина – это то состояние, в котором находится каждый после слушания этой музыки.
Каждое сочинение Шостаковича – это действительно событие. Мы можем сопоставлять наших композиторов XX века с европейскими композиторами. Я хотела бы подчеркнуть, что культура не знает ни государственных, ни национальных границ, мы можем с тем же наслаждением слушать Бетховена, можем с тем же наслаждением слушать Грига, с тем же наслаждением слушать Прокофьева, или, скажем, Шостаковича.
Но я хотела сказать о другом. Если называть великих композиторов Европы, мы обязательно назовём Баха (это уже какое время было!), мы назовём Бетховена и мы назовём более близкого к нам по времени Малера. Вот, примерно, на таком уровне надо считать наши достижения. Российское достижение – это Шостакович.
ВИДЕО