Программа Людмилы Зотовой
«Город и время»
Прямой эфир 28 апреля 2015 г.
Гость: Владимир Линов
Тема: Мосты Петербурга (передача вторая)
— Дорогие друзья, в прошлой встрече с Владимиром Кузьмичом Линовым мы говорили о мостах Санкт-Петербурга. Сегодня мы продолжим эту тему. Гости города отмечают, что наши каналы открывают не только город, но и нас самих с совершенно неожиданной стороны. Каналов у нас в городе довольно много, как мы в прошлой передаче говорили, а через них построены мосты, многие из которых создают неповторимость облика нашего города. В прошлой передаче Владимир Кузьмич рассказал о самом, наверное, «петербургском» мосте, который находится на Конюшенной площади, такой — трехрукавный мост.
— Да, это площадь на четырех мостах.
— И это было интересно. Продолжим разговор о мостах. Владимир Кузьмич, что еще такого интересного Вы готовы рассказать?
Ну, я бы прошелся дальше по Мойке. Вообще, стоит заметить, что, действительно, каналы и реки, и вообще всякая текущая вода очень привлекательны для людей и в этом отражается какая-то биологическая сущность человека. Потому что вода – это жизнь для человека во всех житейских ситуациях, какие только бывают. Это и питье, и мытье, и хозяйство, и профессия и т.д. И, конечно, люди очень любят смотреть на текущую воду. Ну, из-за этого, как известно, любовь к пожарам бывает, по поговорке. И поэтому очень часто можно видеть людей, которые стоят на мосту и смотрят на воду. Потому что это самая лучшая точка, чтобы видеть течение реки. Несмотря на то, что у нас мелкие реки имеют не очень большую проточность, все-таки движение воды заметно. В том числе и в Мойке. Мойка, как известно, начинается от Фонтанки, и в этом месте через Мойку перекинут мост. Там еще Чижик-пыжик находится рядом с этим мостом.
— Этот мост называется Первый Инженерный, там, где Мойка соединяется с Фонтанкой. Он относится к той категории мостов, о которых мы говорили в прошлый раз. Это мосты, построенные в начале XIX века по похожим конструкциям из чугунных блоков-ящиков. Вот эти ящики образуют пологую арку, а мосты всегда стремятся сделать выпуклыми вверх относительно подъездов. Это, по закону физики, облегчает несколько движение экипажей. Это мы проходили, по-моему, в пятом или шестом классе: распределение сил. Поэтому мосты всегда выпуклые, чтобы облегчить лошади или автомобилю движение. Этот мост, созданный из таких вот чугунных ящиков, отличается еще замечательным оформлением декоративным. Там перила, которые включают в себя разные копья, дротики, мечи, щиты. На щитах изображена голова Медузы Горгоны. Это перекличка с оградой Летнего сада. Ограда Летнего сада с этой стороны, со стороны Мойки, как раз включает такие копья вертикально поставленные, и на них расположены щиты с женской головой и вьющимися вокруг головы змеями, которые у Медузы составляли ее шевелюру. И то, и другое – и ограда моста, и ограда Летнего сада – сделаны по проекту архитектора Шарлеманя, который очень много строил в XIX веке.
Этот мост многократно реконструировался, ремонтировался. В конце концов чугунные конструкции были заменены на аналогичные, в виде ребер таких, но уже на стальные, выполненные из стали, более прочного материала. Последняя реставрация проходили в 2002 году, совсем недавно.
Если дальше двигаться по Мойке, то, во-первых, конечно, встретим ряд похожих мостов: Садовый мост, Мало-Конюшенный мост…
— Похожих по конструкции?
— Похожих по конструкции, похожих даже по декору. Вот, на Первом Садовом мосту стоят замечательные торшеры со светильниками. Они представляют собой связку копий, которые перевязаны между собой, и сверху к ним крепится фонарь. Похожие торшеры есть на Пантелеймоновском мосту через Фонтанку, совсем близко. По-моему, если я не ошибаюсь (я не нашел точных сведений), эти торшеры сначала стояли только на Фонтанке, а потом были сделаны копии на Садовый мост. Или наоборот: копья сначала были на Садовом мосту, а потом – копии на Пантелеймоновском. Там тоже ограды с атрибутами воинской славы, стиль – ампир, но уже по проекту других архитекторов.
Дальше мы видим Мало-Конюшенный мост. Это, как раз, часть трехколенного моста, о котором мы говорили, у Конюшенной площади. Затем еще Второй Конюшенный мост есть, и потом, наконец, подходя по Мойке к Дворцовой площади, мы видим широченный мост под названием Певческий. Это один из самых широких мостов в Петербурге, причем эти широкие мосты все, как-то, на Мойке расположены. Но известно, что дальше по Мойке будет самый широкий мост на Исаакиевской площади. И тут я вспоминаю очень часто и рассказываю знакомым и друзьям историю с вопросом, который однажды был задан в телепрограмме «Что? Где? Когда?». Передача, как известно, московская, а вопрос задавался телезрителем из Петербурга. Он сказал: «Вот существует ряд слов: синий, красный, зеленый. Какое слово должно быть следующим?» И надо сказать, что знатоки, многие из которых из Петербурга, в тот момент – из Ленинграда, были, не смогли отгадать. А следующее слово было – Певческий! Потому что на Мойке как раз крупные мосты составляют вот эту цепочку: Синий мост – на Исаакиевской площади, Красный мост – в створе Гороховой улицы, Зеленый мост – в створе Невского проспекта. Он временно назывался Полицейским, а сейчас, по-моему, он опять называется Зеленым. И если дальше двигаться по Мойке, то следующий мост будет Певческий, как раз у капеллы. От капеллы, с выходом – с расширением как бы – к Дворцовой площади, в эту сторону. Ну, эти мосты тоже все были сделаны первоначально из таких чугунных ящиков. Причем Зеленый мост, который находится в створе Невского проспекта, он был по этой конструкции построен первым и стал образцовым. Вот в Петербурге очень любят образцовые проекты. Во времена Трезини, еще в Петровскую эпоху, Трезини и другие архитекторы разрабатывали целый ряд образцовых жилых домов.
— Как мы сейчас говорим – типовых.
— Типовых, да. Но тогда, во-первых, была разработана целая номенклатура домов. Был дом для «подлых». Так назывался, поскольку подлые – это простонародье. Был дом для зажиточных. Было всего четыре или пять видов образцовых проектов. И, наконец, был дом такой в виде целого особняка, двухэтажного, с третьим этажом посередине, в центре. А в советское время очень любили типовые проекты, действительно. То есть, когдаодин и тот же дом, одно и то же здание в точности повторялось десятки и даже сотни раз.
Мосты тоже, оказывается, подлежали такой типизации. И именно Зеленый мост стал головным образцом типового проекта металлического моста. После революции семнадцатого года Полицейский мост, как он в то время назывался, естественно, был назван иначе. Его назвали Народным мостом. И, наконец, в 1997 году, у меня есть такие сведения, ему вернули историческое название – Зеленый. Так что вот эта цепочка – Синий, Красный, Зеленый – продолжает существовать и сейчас.
И тут я вспоминаю очень часто и рассказываю знакомым и друзьям историю с вопросом, который однажды был задан в телепрограмме «Что? Где? Когда?». Передача, как известно, московская, а вопрос задавался телезрителем из Петербурга. Он сказал: «Вот существует ряд слов: синий, красный, зеленый. Какое слово должно быть следующим?» И надо сказать, что знатоки, многие из которых из Петербурга, в тот момент – из Ленинграда, были, не смогли отгадать. А следующее слово было – Певческий! Потому что на Мойке как раз крупные мосты составляют вот эту цепочку: Синий мост – на Исаакиевской площади, Красный мост – в створе Гороховой улицы, Зеленый мост – в створе Невского проспекта.
— А почему такие названия давали?
— Я не знаю, как это случилось, но их действительно красили в этот цвет. И если сейчас присмотреться, то по-прежнему Синий мост, его боковые пролеты, которые хорошо видны (просто особо как-то глаз не обращает внимания: всегда там красивые ажурные решетки на самих мостах, и это бросается в глаза), вот пролетное строение, когда на него смотришь сбоку, оно красится в синий цвет. Красный мост не только пролетное строение имеет красного цвета, но там сейчас, поддерживая эту традицию, красят красной краской такие ограждения, которые отделяют тротуары на мосту от проезжей части. Тоже, если присмотреться, то можно заметить. Это тоже красный цвет, который там выглядит вообще-то неожиданным таким и непонятно откуда взявшимся, но вот он тоже там восстанавливается. И Зеленый мост на Невском – он действительно красится темно-зеленой краской. До сих пор вот такая существует традиция.
— Это обращает на себя внимание, если путешествовать на катере по рекам и каналам. Тогда видны все эти цвета.
— Да, видны все эти пролетные строения и цветные крайние части пролета видны издалека.
— Да, потому что когда мы ходим по суши, по проспектам, то, как Вы сказали, обращают на себя внимание совсем другие элементы мостов.
— Интересно, что около Певческого моста есть небольшой мостик, который, собственно, не является мостом через Мойку, а это мост через Зимнюю канавку. Но он – часть набережной Мойки. Он имеет вполне такую классическую традицию, он из розового гранита выполнен. Опять же, часто я задавал своим знакомым вопрос: как вы думаете, когда этот мост был построен? Он очень похож на мост через Зимнюю канавку, который существует в створе Миллионной улицы. Там почти такие же стенки гранитные, это гранитные мосты со сплошным перекрытием, там металла нет. Ну, и третий мост через Зимнюю канавку, замечательный, уже около Невы, по набережной Невы. Так вот, этот мост, который является частью набережной Мойки, был построен в таком виде, как сейчас, в 60-е годы ХХ века. А до того на этом месте был деревянный мост. Мало кто помнит, только старожилы, люди пожилого возраста, что там был деревянный мост, очень банальной формы, с плоским настилом, в самом центре города.
— Деревянный мост, построенный уже в советское время? Или сохранился еще с тех времен?
— А он возобновлялся. Ведь все деревянные конструкции, деревянные мосты тоже постоянно ремонтировались. Это, знаете, как в Японии есть традиция в синтоисткой религии – разобрать полностью храм и построить заново. Но в точности в такой же форме, как он существовал. Из таких же материалов. И это происходит там каждые пятьдесят лет, например, я не помню точно. Любая деревянная конструкция требует постоянного ремонта, и очень часто мосты разбирали и строили заново. Поэтому можно насчитать там несколько поколений деревянных мостов, которые были в этом месте. Безусловно, мост там был, потому что это набережная Мойки, где в ряд стоят особняки знати. Конечно, там нужен был сквозной проезд. Это находится так, наискосок от дома Волконской, от музея-квартиры Пушкина.
— Тоже можно обратить внимание на этот мост. Как он называется?
— Да, это интересный мост. А как называется – сейчас не припомню точно. Через Зимнюю канавку, по-моему, они так и называются: Зимние мосты. Помню, что они по номерам идут и как-то названия связаны с Зимней канавкой.
Итак, Певческий мост. Конечно, он очень широкий. Конечно, как самый широкий приводится в пример Синий мост на Исаакиевской площади. Он около ста метров шириной. И поэтому часто туристы и разные приезжие люди даже не замечают, находясь на площади, что они находятся на мосту. На этом месте тоже был деревянный мост.
— Такой же широкий?
— Нет, гораздо уже. Потом был построен разводной деревянный мост, он имел подъемную какую-то конструкцию. И, наконец, из этих чугунных блоков-ящиков построили в начале XIX века этот самый обширный Синий мост. Причем он был вначале поуже, и только после строительства Мариинского дворца, уже в сороковые годы XIX века, этот мост был расширен: он был около сорока метров, а стал сто.
— А для чего это? Какая была необходимость строить такой широченный мост?
— Ну, чисто зрительная такая, эстетическая составляющая, я бы сказал. Потому что с точки зрения функциональной, мост раза в два уже вполне всех устраивал.
— И с точки зрения строительной – это сколько проблем возникло, чтобы такой широкий мост сделать!
— Конечно. И эксплуатировать его непросто. Чтобы его ремонтировать, теперь надо подплывать под его середину, в полной темноте там что-то делать. Я думаю, что зрительная вот эта, так сказать, красота площади была связана с архитектурой самого Мариинского дворца. У него есть еще два входа, кроме центрального, слева и справа. И, возможно, хотелось обеспечить какой-то прямой проезд с площади прямо к этим боковым входам. Но владельцы дворца пользовались все равно центральным входом. И там даже есть заезд такой под портик, который перекрывает центральный вход. Туда и сейчас иногда роскошные лимузины подъезжают. Так что других резонов делать такой вот широченный мост не было. Сделали, в основном, для оформления площади, для непрерывности ее поверхности до самого дворца.
-По эстетическим соображениям. Это была основная причина строительства такого широкого моста, которым мы теперь гордимся. С гордостью говорим гостям города: «А вы стоите сейчас на мосту, не на площади!»
Но с этим мостом связан еще один очень интересный элемент декора, о котором мало знают многие жители. Это такой гранитный обелиск, который находится прямо у Синего моста, в углу площади, со стороны одного из зданий министерств. Если смотреть на Мариинский дворец, то справа. И этот гранитный обелиск стоит на самом парапете набережной и спускается в воду. Верх его украшен каким-то трезубцем, по-моему, морским, нептуновским. И в верхней части обелиска находятся солнечные часы. Но само интересное, что на этом обелиске, если заглянуть вниз, свесившись с перил набережной, то видны бронзовые полосы с датами. Их там до воды штуки четыре, и, возможно, что они и ниже уровня воды есть, когда вода опускается. Впрочем, не думаю. Дело в том, что это отметки крупнейших наводнений, которые были в Петербурге. Две отметки – выше уровня набережной, правда, они, по-моему, не превышают перил. Но отмечено самое катастрофическое, самое высокое наводнение, которое было в 1824 году. Оно залило это место – Исаакиевскую площадь – до уровня, примерно, парапетов набережных. Это примерно по грудь человеку.
— Это Нева поднималась?
— Все поднималось. Ведь если поднимается вода в Неве, то поднимается вода и в Мойке, и в Фонтанке, и во всех каналах. Поэтому зона затопления была колоссальная. Она покрывала всю территорию от Невы до Фонтанки. И даже кое-где выходила за пределы Фонтанки. Следующее по катастрофичности наводнение отмечено немножко ниже, в 1924 году, ровно через сто лет. Ну и дальше отмечены еще парочка наводнений не таких высоких. Их отметки бронзовыми полосами уже ниже уровня земли, на уровне парапетов набережных. Так что это такое достопримечательное место. Обелиск этот явно архитектурно был сделан в память о верстовых столбах, которые стоят от почтамта до Царского Села. Кое-где по Московскому проспекту эти столбы сохранились. Там тоже форма обелиска, но немножко с другим низом. И те обелиски тоже были снабжены солнечными часами. Но в XVIII веке, когда их строили, эти солнечные асы имели функциональное назначение. По ним действительно можно было определить время, когда не было на улице других часов, и когда никто не носил часы в кармане. Вернее, мало кто. И в память об этой форме обелиска с солнечными часами сделан такой водомерный столб.
— В каком году он был сделан?
— В 1971 году, сравнительно недавно. Это советского времени такое сооружение. И очень приятно, что кое-какие вещи все время наращивались. И это касалось, между прочим, и мостов, и какого-то декора, который весь ХХ век все время дополнялся на многих мостах. Были, конечно, и утраты. И в прошлый раз мы говорили о некоторых засыпанных каналах, и о судьбе мостов на этих каналах. Но вот один мост, который сохранился, я напомню, около Михайловского инженерного замка, на набережной Фонтанки. Существует мост с двумя рядами чугунных перил, очень красивого рисунка, и гранитных частично. Он проходит по суши. По мосту идет проезд по набережной Фонтанки, а дальше идет канал, который окружал Михайловский замок, он засыпан. Совсем недавно только кусочек этого канала откопали и благоустроили снова, но остальная часть канала засыпана. А что касается Введенского канала, например, который был засыпан тоже в ХХ веке, сравнительно недавно. Он из Фонтанки выходил и шел в Обводный канал. Но на набережной Фонтанки, видимо, не хотелось властям сохранять мост, потому что это активная автомобильная трасса, а всякий такой горбатый мостик – это же торможение на пути автомобилей. Особый эффект, который я помню с детства на Дворцовой набережной перед Летним садом, там есть два моста: через Фонтанку и потом через Лебяжью канавку. И если там быстро едешь на автомобиле, то это такой эффект, когда хочется сказать: Уф! Дух замирает! Так вот, чтобы не было такого эффекта на Фонтанке, на Введенском канале мост ликвидировали. Полностью уничтожили и сделали горизонтальную набережную.
— Наверно, с исчезновением каналов, небольших водных артерий исчезали и мосты, которые теряли свою функцию и утрачивались вместе с водными артериями города. Владимир Кузьмич, Вы сегодня совершили с нами путешествие по Мойке и по ее мостам.
— Да, мы дошли почти до Поцелуева моста. И я только упомяну, что сам по себе Поцелуев мост ничем, кроме названия, не интересен. А вот несколько ближе к Исаакиевской площади есть изящный пешеходный мостик подвесной, который когда-то тоже в этом месте был деревянным мостом. Здесь был построен впервые мост висячего типа. Там существует такая металлическая провисающая цепь, которая подвешена в пролетное строение моста. Таких мостов несколько. Мы такой увидим на канале Грибоедова, и не один. Но вот этот был первым. Он называется Почтамтский мост.
— Он очень интересен и всегда привлекает внимание и жителей, и гостей города.
— Да, там Мойка изгибается…
— Спасибо, Владимир Кузьмич, за беседу. Наша экскурсия по мостам продолжится в следующих передачах.