Святая Православная Церковь существует уже два тысячелетия, и за это время в Предание Церкви вошло немало тем, вызывающих неодобрение у людей неверующих и неправославных. Особенно любят осуждать православных так называемые протестанты. Очень многие протестанты с уважением относятся к тому, чего не понимают. Такие христиане живут в своей традиции, молятся, по-своему трактуют некоторые вопросы, но никогда не позволяют себе осуждать то, чего не понимают, или то, в чем не разбираются. Но среди неправославных христиан есть и такие, кто, не разобравшись в вопросе, обвиняет православных в отсталости и глупости. Среди инославных мне многократно приходилось слышать смех в спину или осуждение в лицо. Правда, и насмешники часто получали отпор со стороны своих же собратьев по вере. Почему это происходит, понять не трудно. В основе этого лежит то, что можно обозначить как узость сознания или сектантство сознания. Напомню, что сектор на латыни означает часть, ущербность, неполноту. Человеку легко и комфортно признать то, во что он верит, истиной в последней инстанции. Сюда же примешивается момент эгоистического удовлетворения от сознания того, что ты прав, а другие заблуждаются. Никакого критического изучения веры, никакого критического отношения к своей собственной вере. Такие протестанты с большим удовольствием смакуют неудачи Православия или Католичества, обязательно вспоминают про инквизицию, индульгенции, со странным сладострастием ссылаются на публикации бульварных изданий, обвиняющих священнослужителей во всех пороках и грехах. Кстати сказать, такими сектантами могут быть и наши с вами братья православные, о чем писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в работе "Православие и сектантство". Это фанатичные, "нелюбовные", как писал владыка Иоанн, рационально узкие, не жаждущие последней правды Божией, но насыщающиеся своей гордой правдой, судящие с высоты люди. Вот именно среди таких протестантов возникают насмешки по многим пунктам православного богословия. Православных обвиняют в почитании Божией Матери, святых и ангелов, в молитвах за усопших, в крещении младенцев, в почитании Креста, икон и различных священных предметов и проч. Часто, внутренне чувствуя истинность того или иного положения православной веры, наши с вами православные братья и сестры боятся вступать в спор, опасаясь, что если их и не переубедят инославные, то внесут в душу сумятицу и сомнение. Сегодня мы поговорим о почитании святых. "Святые Божии близки к верующим сердцам. За этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать. Вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца. То, что говорю, говорю по опыту", – это слова св.прав.Иоанна Кронштадского из его дневника "Моя жизнь во Христе". Святость – это удивительный феномен, явленный миру, она всегда притягивала к себе внимание. Для православных и католиков святость – это то, к чему следует стремиться, чего следует достигать и искать; для протестантов же святость – это некая данность, к которой приобщается всякий человек, крестящийся во имя Святой Троицы и принимающий Иисуса Христа как личного Спасителя. В этом и пролегает граница между христианскими деноминациями. Православные и католики настаивают на почитании святых, на том, что имеет смысл молиться им, просить о помощи и о поддержке в духовной жизни. Протестанты считают, что никаких особенных святых нет, все живые и умершие одинаково святы, и молиться им бесполезно и даже кощунственно, ибо тем самым мы переносим центр тяжести нашего внимания с Бога на каких-то когда-то живших людей. Попытаемся разобраться в этом вопросе. С тем, что святость – доступный, реальный и заповеданный Богом путь жизни, спорить никто не будет. "Освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь Бог ваш свят" (Лев 11,44) Христос в Новом Завете подтверждает и обещает, что его последователям будет сообщена Божественная благодать. "Отче, славу, которую Ты дал Мне, Я дам им" (Ин 17,22), – говорит Он об учениках. Однако из Священного Писания совершенно явственно следует то, что не все принявшие христианство уже в силу этого становятся святыми и для них бронируется место в Царстве Небесном. "Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." (Мф 7:21-23) Вместе с этим драматическим евангельским рассказом вспомним и слова Христа об отделении козлов, вкравшихся в овечье стадо, от овец. Значит, в день Великого Суда одни христиане будут отделены от других, и, соответственно, одни наследуют жизнь вечную, а другие муку вечную. Нам, знающим о требованиях, предъявляемых Богом к христианам и знающим на практике, как тяжело выполнить эти требования, нам, постоянно колеблющимся между "надо" и "хочется", очевидно, что некоторые христиане недостаточно тщательно подвизались. Кто-то не сумел совершенно отложить ветхий образ жизни и облечься в новый, а кто-то и не захотел, хотя был крещенным и всю жизнь считал себя христианином. Также очевидно, что некоторые братья и сестры во Христе сумели в высочайшей степени реализовать в себе то, к чему призывает Господь, тесными вратами подвига и усилия по очищению души достигли настроений и чувствований, подобных Христовым. Их Церковь преимущественно и называет святыми, ибо святость дана нам потенциально, как то, к чему следует стремиться и о чем ревновать, а в этих людях святость актуализировалась. Проследив за этими людьми до их смерти, соборное сознание Церкви увидело и возвестило, что путь их жизни верен, правилен и что в них нет измены и предательства делу Христову. Нет сомнения в том, что некоторые христиане в действительности совершили то, к чему мы все призваны, выдержали в борьбе, ведущейся новой полученной в Крещении природой против ветхой человеческой природы. Желание жить как Второй Адам пересилило у них инерцию первого Адама. Вспомните слова апостола Павла: христианин должен "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф 4:22-24). Святые – это те, кто отложил прежний образ жизни, кто обновился умом, кто облекся в нового человека Христа и устоял в этом, устоял до смерти. Но наша задача не в том, чтобы говорить о святости и том, какими были святые, как они жили и так далее. Наша задача – выяснить, могут ли праведники, ушедшие из нашей земной жизни, молиться за других людей, могут ли они помогать нам, живущим на земле и вообще больше ли молитва праведников, чем молитва любого другого христианина? Церковь на эти вопросы отвечает положительно. Да, молитва праведника больше, чем молитва обычного среднего христианина. Праведники после физической смерти остаются нашими заступниками и ходатаями. О том, что праведники Божии могут молиться за других людей, очевидно сказано в Священном Писании. Так Господь говорит еще в Ветхом Завете: "И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отторгнуть вас" (Иов 42,8). Еще раньше в 20-й главе Книги Бытия Господь увещевает Авимелеха царя Геранского: "Ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт 20,7). О молитве праведников недвусмысленно говорит и псалмопевец Давид: "Очи Господни обращены на праведников и уши Его к воплю их" (Пс 33,16). А в книге пророка Иеремии мы читаем такое горькое свидетельство: "И сказал мне Господь: Хотя бы предстали пред лицом Моим Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему, отгони их от лица Моего" (Иер 15,1). Здесь мы видим, как Господь уверяет Иеремию, что даже если самые высшие ветхозаветные подвижники и праведники предстанут перед Его лицом и попросят Его о том, чтобы Он не наказывал израильтян, их молитва не будет услышана, слишком далеко в своих беззакониях зашли израильтяне. Умножать примеры бессмысленно, да и разве есть какое-то сомнение в этом, если сам Господь недвусмысленно говорит: "Я прославляю прославляющих Меня" (1Цар 2,30) В Новом Завете мы находим даже еще большее количество указаний на силу молитвы праведников. Апостол Петр говорит: "Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их" (1Пет 3,12), и ему вторит апостол Иаков: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак 5,16). И далее апостол Иаков, сказав, что перед лицом Божьим много может молитва праведников, приводит примеры: "Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев." (Иак 5:17) Видите, для апостола Иакова совершенно очевидно, что праведность жизни, скажем, святость жизни позволяет человеку совершать чудеса. В этой связи упомянем об одном явлении, существующем в Церкви, – это практика экзорцизма, изгнания нечистых духов из человека. Мы знаем, что Церковь не благословляет изгонять демонов простым людям, не ведущим духовную жизнь. Изгнанием темной силы из человека, так называемой отчиткой, всегда занимались подвижники, молитвенники. Почему они узурпировали право на изгнание нечистых духов? Да потому что как может повелевать демоном человек, живущий в грехе и слабый духом? Как может повелевать демоном человек, который сам еще находится под властью этих демонов? Из книги Деяний мы знаем, что когда некоторые из скитающихся заклинателей стали изгонять злых духов, говоря им: "Заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует", злой дух насмешливо сказал в ответ: "Иисуса знаю и Павел мне известен, а вы кто?" (Деян 19, 13-15) Человек неочищенный и страстный, больной грехом, не может изгонять демонов. Об этом существует очень интересный рассказ в Патерике. Однажды одного монаха попросили изгнать демона из одержимой женщины, он пришел к этой женщине, попытался молитвами и заклинаниями изгнать вошедшего в нее демона, но вдруг услышал маленький, хитрый насмешливый голосок демона, который упрекал этого подвижника в том, что у него есть нераскаянные грехи. Подвижник повернулся, побежал к духовнику и раскаялся в этих грехах, которые мешали ему проводить изгнание. После этого он вернулся и уже благополучно провел изгнание, а когда бес вышел из женщины, подвижник спросил у него: "Не имеешь ли ты против меня что-то?" Демон подумал и сказал: "Помнил я о тебе что-то, но почему-то забыл". Молитва праведника действительно велика в очах Божиих. С нами могут согласиться и все, кто раньше это отрицал. Но можно ли утверждать, что когда человек покидает эту жизнь, праведник продолжает молиться за нас? Он молится в этой жизни, но когда он умирает, как он может продолжать ходатайствовать и молиться? А почему нет? Если мы верим, что смерти нет, что после физической смерти душа человека продолжает жить, почему человек не может и по смерти участвовать в нашей с вами судьбе? Важно напомнить, что Священное Писание и учение Церкви возвещает бессмертие. "Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы" (Лк 20,38). "Живем ли или умираем, всегда Господни" (Рим 14,8). Из этих утверждений логически вытекает, что праведники, молившиеся за людей при жизни, продолжают молиться за них и после своей смерти. Ведь смерти нет, а "любовь никогда не перестает", по словам апостола Павла. О молитве святых нам свидетельствует Откровение св.Иоанна Богослова: "Двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых" (Апок 5,8). "И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки ангела перед Богом" (Апок 8,3-4) Апостол Павел так говорит о христианах, ведущих духовную жизнь: "Вы приступили к горе Сион и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и к тьмам ангелов, торжествующему собору и к Церкви первенцев, написанных на небесах и к Судьи всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр 12,22-23). Здесь слова "вы приступили" означают, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном общении с небесными молитвенниками. Из Священного Писания и Предания Церкви мы знаем, что пророки и подвижники часто предсказывали будущее, проникали в горний мир и были сподобляемы великих откровений. Почему же после смерти они лишатся этого, если, по словам Христа, святые на небесах равны ангелам; если сам апостол уверяет нас, что теперь, т.е. при жизни на земле, мы "видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же увидим Бога лицом к лицу, теперь мы знаем отчасти, а тогда познаем подобно тому, как мы познаны Богом" (1Кор 13,12). Мы должны верить, что знания и возможность помогать людям со смертью не заканчиваются, но многократно увеличиваются. Из притчи Господней о богаче и Лазаре мы, например, узнаем, что Авраам, находясь на небе, мог слышать вопли богача, страждущего в аде, несмотря на великую пропасть, разделяющую их. Слова Авраама о современных богачу и Лазарю иудеях, не слушающих Моисеева закона и своих пророков (Лк 16,31), ясно показывают, что Авраам знает и о Моисее, жившем после него, и о пророках, знает и о жизни еврейского народа, происходившей после его кончины, знает, как живут современник богача и Лазаря, т.е. очень давно умерший человек, находящийся на небесах, все прекрасно знает и во всем, если можно так сказать, прекрасно ориентируется. Именно поэтому для древней Церкви факт ходатайства умерших святых за живых был несомненен. Современные ученые считают совершенно доказанным, что почитание святых было распространено в ранних христианских общинах с самого начала существования Церкви. Библиографию по этому вопросу смотрите в работе Роберта Тафта "Молитва святым", опубликованной в московском журнале «Страницы», №3 за 1998г. "Мы ублажаем тех, которые терпели" (Иак 5,11). Около 100г. по Р.Х. христиане уже считали, что все без исключения христианские мученики сразу после смерти обретают небесное блаженство. "Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Апок 6,9-11). В документе второго столетия свидетели мученической кончины свят.Игнатия Богоносца рассказывают: "Возвратившись домой со слезами, мы имели Всенощное бдение, потом немного уснувши некоторые из нас увидели внезапно восстающего и обнимающего нас, а другие также увидели молящегося за нас блаженного Игнатия". Это свидетельство второго века нашей эры. Это же во втором и третьем столетиях подтвердили многие другие отцы древней Церкви, например, "Пастырь" Ермы, св.Иустин Философ, Евсевий Кесарийский, также смотрите "Мученичество" Поликарпа Смирнского и многие другие священные источники. Около 390г. свт.Кирилл Иерусалимский писал в "Катехизических поучениях": "Мы молимся во время Богослужения за Церковь, властителей и других людей живых и мертвых, но святых мы поминаем". В 404 г. св.Астерий Александрийский писал: "Мученики в Церкви – то же, что воины в крепости. Все печальные находят в них убежище. Мы пользуемся их ходатайством пред Богом. Много могут святые; хотя они оставили эту жизнь, но благотворят нам". Примерно в это же время св.Августин подтверждал это: "Верующие знают, что совершая христианские Таинства, мы не возносим молитвы за мучеников. Мы не молимся за них, но самих себя вверяем их молитвам". Начиная с этого времени в святой Церкви неоспоримо принят и не подлежит никакому сомнению факт молитвенного предстательства за нас всех святых от века Богу благоугодивших. Можно возразить: хорошо, пусть ушедшие из этого мира подвижники веры молятся за нас и помогают нам, но почему Православная Церковь призывает прославлять святых? Разве усопшим нужен наш почет и уважение? Нет, святым не нужен наш почет. Он нужен нам. Дело в том, что прославляя подвижников, мы тем самым свидетельствуем, что неравнодушны к их жизни и к их подвигам. "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7). В другом месте апостол Павел, восхваляя наиболее ревностных христиан Стефана, Фортуната и Ахаика, говорит: "Почитайте таковых" (1Кор 16, 18). Ему вторит апостол Иаков: "Мы ублажаем тех, которые терпели" (Иак 5,11). Слово "ублажаем" говорит о почитании, преклонении перед авторитетом и перед подвигом людей, которые достигли наибольших высот в духовной жизни. В Ветхом и Новом Завете мы неоднократно встречаемся с такой ситуацией, когда увидев праведника, люди ему поклоняются. Например, страж темничный поклонился Павлу и его другу ученику Силе (Деян 16,29). Что это, как не честь, воздаваемая святому? Как может Церковь не прославлять тех, кого Сам Господь называет Своими друзьями? "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Ин 15:14). Когда такой живущий в Боге человек умирает, за него уже не молятся, но восхваляют его подвиги, ибо "зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф 5:15). Если подвижник запечатлел свой жизненный подвиг в вере какими-то потрясающими действиями, если он устоял до конца перед мучителями, если он устоял в христианском аскетическом подвиге, то такой человек, несомненно, должен быть прославляем как тот, кто исполнил евангельский идеал. Эти люди подобно маякам указывают нам путь в нашей вере и в нашей духовной жизни. Поэтому не будем пренебрегать их почитанием и изучением их жизни и христианского подвига. Наконец, скажем два слова о распространенной в Православии, но осуждаемой многими практике молитвы разным святым в разных обстоятельствах. Например, св.Иоанну Крестителю молятся от головной боли, а св.Екатерину просят помочь удачно выйти замуж или жениться, св.Антипе молятся от зубной боли, свв.Косьме и Дамиану молятся в случае болезни. Почему это происходит? Есть ли для этого какие-нибудь логические и разумные основания, или это просто пережиток языческих представлений, нашедших отражение в нашей с вами вере? Да, в этом, конечно, существует некоторые отклонения от православной веры, во всяком случае, те люди, которые магически доверяют авторитету каких-то святых в том или ином случае, поступают совершенно неразумно. Но в этом есть и некоторая логика. Мы с вами знаем, что живя на земле, мы в сложных ситуациях и случаях обращаемся к профессионалам. Если у нас есть ребенок, мы отдаем его в школу. Если нам необходимо сделать ремонт в квартире, мы можем попытаться сделать что-то сами, но когда предстоит сложный ремонт, мы приглашаем специалистов в этой области. Также и святые – это люди, которые помогали какой-то определенной профессии при жизни, например, великомученик Пантелеймон был языческим врачом, или святые врачи Зинаида и Филонила, мученицы 2-го столетия, или свв.Косьма и Дамиан, языческие врачи, пришедшие к христианству. Те, кто помогал в той или иной ситуации на земле, и по отшествии к Богу продолжают, если можно так выразиться, заниматься своим делом. Они продолжают делать то дело, которое умели делать и которое прекрасно делали на земле. Поэтому нет ничего странного в том, что мы обращаемся к тем или иным святым с той или иной просьбой.