Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
Георгий Васильевич Свиридов. Кантата «Снег идет»
АУДИО
Ольга Суровегина:
«Это сочинение написано было в 1965 году, уже более полувека назад, но до сих пор остается в некотором роде загадкой, которую каждый разгадывает по-своему.
Многое в этом сочинении неожиданно. Прежде всего, это едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака. «Пастернак, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, — пишет музыковед Арнольд Сохор. — Свиридов, таким образом, выступил первооткрывателем».
Поэзия Пастернака никогда не оставляла Свиридова равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет возвращается к ней. В частности, о романе «Доктор Живаго» есть такая запись: «Глубокие мысли Пастернака о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о революции, надругавшейся над Человеком…».
«В обширной домашней библиотеке Свиридова – стихи поэтов всего мира», – вспоминал дирижер Эдуард Серов, – «С каким взыскательнейшим вкусом он отбирает тексты для вокальных и хоровых сочинений. Часто объединение стихотворений в цикл определяется глубоким смыслом, недоступным поверхностному взгляду». Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака. Это «Снег идет…» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, по некоторым источникам это 1956 год, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (тоже 1956-го года). Действительно, эти стихотворения внешне ничто не объединяет – кроме разве что времени создания, но в контексте свиридовской кантаты они выстраиваются в единую смысловую линию, в самом сочетании своем очень рельефно выражая тему, всегда волновавшую Свиридова: тему ответственности художника перед своим временем, перед своей эпохой – и перед будущим.
Многое в этом сочинении необычно. Лаконизм Свиридова проявляется не только в длительности произведения – оно звучит не более десяти минут, но и в аскетической оркестровке, и в небогатом событиями гармоническом течении музыки. Так, в первой части мы услышим лишь размеренное чередование четырех аккордов. По выражению самого Свиридова, «аккорды оркестра здесь лежат роскошной снежной подушкой», а хор поет монотонно, на одной ноте – словно завороженный снежным колдовством…
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот…
В нашем «Маленьком концерте» кантата Георгия Свиридова «Снег идет» звучит в исполнении государственного хора имени Свешникова, хора мальчиков Московского хорового училища и Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева».
…
См. также:
Программа Ольги Суровегиной «Маленький концерт» на Сервисе скачиваний