6+

Советская периодика к празднику Пасхи

Репортаж Елены Абламской

Книжная выставка о Пасхе в Библиотеке Академии наук

2 часть

Эфир: 22 мая 2024 г.

АУДИО + ФОТО

 

Александр Константинович Клементьев, сотрудник отдела музейно-выставочной архивной работы Библиотеки Российской Академии наук, автор книжной экспозиции, посвященной Пасхе, рассказывает, какое отражение находило празднование Воскресения Христова в периодических изданиях разного времени.

 

Александр Клементьев:

Вот опять тот же Румянцев в 1939 году выпускает в государственном антирелигиозном издательстве брошюренцию против Пасхи. Здесь опять всё то же самое, все те же самые рассказы, они посвящены в данном случае всем возможным эпизодам, которые как-то может объяснить автор, эпизодам, связанным с последними днями жизни Спасителя. И эта брошюренция уже выходит тиражом 50 000 экземпляров, в ней три с половиной печатных листа. Чего тут только нет: и Гермес, и Митра, и прикованный раб, и Понтий Пилат, и даже в конце, видимо, для объёма (всё-таки деньги получать), прикладываются рассказы Зощенко и Серафимовича и кусочек произведения Маяковского: «Товарищи крестьяне, вдумайтесь хоть раз: зачем крестьянину справлять Спас?»

 

Есть тут у нас ещё замечательная такая маленькая книжка, которая называется «Воскресение Христово». Она очень ранняя, написано: «Воскресение Христово. Материалы из отчёта диспута, состоявшегося 15 апреля 1923 года в городе Белебее». Она напечатана на обёрточной бумаге, обёрточная бумага рассыпается, если это листать, но она совершенно новая, эта книжка – она просто из магазина. Здесь нет ни слова ни о каком диспуте, это чистый обман. Здесь такие тезисы: «Евангелие расходится с исторической правдой» – 1, 2, 3 страницы; о Воскресении Христа – 1, 2, 3, 4 страницы; пасхальный обряд и так далее. Но вот это вот подаётся читателю. Это 1923 год. Всё ещё только начиналось, в 42 страницы объёмом и тиражом всего в 400 экземпляров в городе Белебей вот это подаётся как результат диспута, который разоблачает «неправду церкви».

 

Особым совершенно явлением было наличие Союза воинствующих безбожников – организации, рассчитанной всё-таки на самую отсталую часть населения. Издаётся журнал, он издаётся с середины 1920-х годов до 1941 года. Тут у нас как раз есть последний, 6-й номер, за 1941 год. Тут иллюстрация, посвященная обличению культа святого Иоанна Крестителя, которое основано на том, что в разны местах церковники хранят в большом количестве разные части тела Иоанна Крестителя. Вот тут написано: «13 голов, 9 правых рук, 58 пальцев…»
Он совершенно ужасный – этот журнал «Безбожник». Журнал «Безбожник у станка», который в 30-е годы издавался… Они ужасны тем, что в них сотрудничало очень много талантливых людей. … Он существовал до июня 1941 года, как и все атеистические издания. В июле 1941 года уже было не до атеизма…

 

На развороте справа: происхождение Пасхи, слева: сообщники троцкистско-бухаринской банды шпионов и убийц. Здесь рисунок по поводу Пасхи очень талантливого художника Когоута, это у нас 1938 год. Чего тут только нет: «церковники и сектанты на службе фашистских разведок»… Вот видите – опять Моор, это очень хорошие рисунки.

«Попы всех религий единодушны в подготовке нападения на СССР» – видите, какая идет компания: вот идет… может быть, это Константинопольский патриарх? Я не знаю. За ним идет Папа Римский… А всё это называется «Святая неделя в Европе. Освящение куличей», а куличи — это снаряды. Дальше идет раввин, который несет святую воду, а сзади идет вот такой ужасный православный священник… Автор этого творения некто К.Елисеев. А здесь, видите, кого только нет – все самые страшные враги: в первом ряду поляки, румыны, это — не знаю кто, во втором ряду вот серб ужасный стоит, вот, вероятно, немец, а это, скорее всего, француз. А вот, конечно, англичанин. А это – я не знаю кто… И у них у всех снаряды, гранаты, и их кропит святой водой Папа, именно Папа кропит святой водой. Это 1931 год.

 

Но, надо сказать, несмотря ни на что тема воскресения большевиков-то сильно волновала, они понимали, что всех в Мавзолей не положат и что надо как-то им на что-то надеяться. И у них вот плакат — «Мертвецы Парижской коммуны воскресли под красным знаменем Советов», это самое начало советской власти.

 

 

См. также:

Дореволюционная периодика к празднику Пасхи

Репортаж Елены Абламской о выставке в Библиотеке Российской академии наук. Часть 1. Эфир 21 мая 2024 г. АУДИО + ФОТО

Книжная выставка «Ёлка. Возвращение Рождества»

Репортаж Елены Абламской. Александр Клементьев рассказывает об отечественной традиции рождественской ёлки до революции и после. Эфир 15 января 2024 г. АУДИО + ФОТО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru