Репортаж Екатерины Степановой
Представление детской книжки «Снежные истории» в РГПУ им. Герцена
Эфир 24 ноября 2020 г.
В сентябре 2020 года в издательстве РОССПЭН вышла в свет книга для детей «Снежные истории». В ноябре 2020 года состоялось представление этой книги в РГПУ им. Герцена, во время которого авторы, создатели и эксперты в области литературы для детей рассказали об этом новом познавательном детском издании. Из-за ограничений, связанных с пандемией, встреча состоялась в смешанном формате – часть гостей присутствовала в Зимнем саду Фундаментальной библиотеки РГПУ им. Герцена, а часть – участвовала в онлайн трансляции.
Встречу открыла Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. Герцена:
«Я приветствую всех наших гостей, которые подключились из разных городов и разных стран – сегодня с нами 6-й класс из гимназии в Таллине, мы приветствуем Москву, замечательных библиотекарей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Мурманский областной художественный музей. Всех не перечислить, но мы очень рады всех видеть.
Столь необычный формат встречи будет соответствовать и презентации необычной книги. Готовясь представить книгу и ее авторов я задумалась о том, что мы будем говорить о детской книге, о детском нон-фикшене «Снежные истории», но эта книжка вышла в очень серьезном взрослом издательстве РОССПЭН, которое издает историческую, политическую, философскую и другую литературу. Ее автор, Ирина Александровна Карпенко, кандидат исторических наук, известный историк, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга, тоже специалист по очень непростым историческим темам, казалось бы не связанным с детской литературой. Я уж не говорю о кураторе книги, профессоре РГПУ им. Герцена, докторе исторических наук Юлии Зораховне Кантор – историке, филологе, публицисте, специалисте по огромному количеству очень серьезных исторических проблем. Мы обязательно сегодня встретимся и с художниками этой книги Юлией и Евгением Поротовыми, у которых был очень широкий спектр профессиональной деятельности вне детской литературы. Поэтому мой первый вопрос будет к куратору, к Юлии Зораховне Кантор – как такой замечательный коллектив специалистов в своей области, прямо скажем, взрослых проблем, обратился к детскому нон-фикшену, и как родилась эта идея».
Ю.З.Кантор:
«Хочу поблагодарить РГПУ им. Герцена за организацию этой встречи. И РГПУ им. Герцена не случайно был выбран для первой презентации этой книги как крупнейший и старейший педагогический ВУЗ страны, но и как признанный методический центр по детской литературе.
Программа «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая уже более трех лет ведется на территории нашей страны буквально от Мурманска до Норильска, она имеет свое детское ответвление. А вот это ответвление, возникшее из еще одного раздела большой программы – «Читаем Север», – так вот вся эта программа, которая проходит при поддержке компании «НорНикель», стала импульсом для детского направления.
И сейчас, когда программа «Читаем Север» распространилась дальше, и музейно-исторический и библиотечный проект тоже развивался, я подумала, что нужно рассказать детям, а вместе с детьми и их родителям, о том, что такое снег. Потому что вообще-то в нашей стране объединяющим понятием для зимы, для ощущения новогодья, Рождества и много чего еще, конечно является снег и зима. Поэтому я обратилась к Ирине Карпенко, с которой у нас уже был успешный проект по работе над «Мишкиной книжкой», рассказать о том, как снег в прямо и переносном смысле преломляется в литературе, музыке, изобразительном искусстве и науке. Задача, надо сказать, была неподъемная и энциклопедическая. Я очень рада, что Ирина Карпенко с этой задачей справилась. Как – она расскажет сама.
Но она бы не смогла с этой задачей справиться чисто теоретически, не говоря уже о книжном воплощении, если бы не два потрясающих художника – Юлий и Евгений Поротовы. С ними мы познакомились в декабре 2019 года в Норильске. Я предложила им поучаствовать в новом книжном проекте. А они согласились. Они очень смелые люди. Мы чудесно отработали все это время. Им огромное спасибо. Конечно, львиная доля реализации такого замысла лежала на художниках. И они совершенно чудесно к этому делу подошли».
М.А.Черняк:
«У меня вопрос к автору, к Ирине Александровне Карпенко. По многочисленным социологическим опросам чтения современных подростков и школьников 7 из 10 читательских запросов приходится на литературу нон-фикшн. Действительно, литература нон-фикшн очень сейчас популярна среди детей. Как вам было в этом сегменте детской литературы работать? И как возникла очень интересная идея структуры книжки? Композиция книги состоит из детских вопросов. А как мы знаем, детские вопросы, казалось бы, самые простые, но и самые сложные, и философские, и на них тяжелее всего ответить. Как возникла идея детских вопросов, и как вы подходили к ответам?»
И.А.Карпенко:
«Что касается детских вопросов, то да, они самые-самые сложные. Но именно они заставляют задуматься о том, как объяснить ребенку сложные вещи простыми словами. Отвечать на эти вопросы на самом деле интересно и взрослому человеку. В этот раз мы решили попробовать рассказать ребенку о том, как, например, художники изображают снег, и когда впервые люди стали рисовать снег. Русским художникам наша привычная снежная зима была не очень-то интересна. Они предпочитали в XVIII веке рисовать Италию, ездить туда. И этими итальянскими картинами наполнены петербургские музеи. Этим светом, этим солнцем. Мы любим туда ходить и смотреть зимними днями эту солнечную яркую жизнь.
Художникам европейским наоборот нравилось рисовать русскую зиму, потому что это необычно, это странно, это так удивительно. Об этом вспоминают иностранцы, когда они путешествуют по России в XVI, XVII, XVIII веках, и рассказывали, что они видели в этой необъятной, странной, загадочной стране.
И, собственно, все эти вопросы, из которых состоит книжка, это «Когда люди стали рисовать снег?», «Почему по России путешествовали на санях, а не в карете?», «Когда люди стали исследовать Арктику» – они все цепляются друг за друга. И мне кажется, что удачный вариант оформления книги, привлекательность книги, это конечно, заслуга художников. Я подумала о том, вспоминая себя и глядя на детей, что когда мы вырастаем, у нас в памяти остаются вот эти картинки из детских книжек. У каждого эта книжка, которая запоминается, книжка из детства, она своя. И очень хочется, чтобы эту книжку тоже кто-то запомнил, чтобы осталось яркое, приятное впечатление о том, как эту книгу дети когда-то читали.
Задача этой книги была не рассказать все достоверно и подробно – «Почему хрустит снег?», «Почему снежинки белые?», «Почему люди строят из снега снежные замки, и где это происходит?», – а увлечь ребенка, не засушить его интерес, не оттолкнуть его от того, что можно задавать самые простые и, казалось бы, на первый взгляд глупые вопросы. Потому что искать на них ответ, это очень интересно. Очень многие великие научные открытия они начинались вот с этих простых вопросов. О чем, кстати, книжка тоже рассказывает.
Я надеюсь, у вас осталось ощущение, и может быть Юлия и Евгений меня в этом поддержат, что работа с этим текстом и с этой книгой, это было прежде всего удовольствие. Я надеюсь, что читателям это тоже понравится – разглядывать картинки и читать разные истории».
М.А.Черняк:
«Да, когда книжка создается с удовольствием, это всегда видно, и читатели это тоже всегда чувствуют. А мы приветствуем художников – Юлию и Евгения Поротовых. Как вам работалось над этой книжкой? Что вы для себя открыли, что вы в эту книжку внесли?»
Юлия и Евгений Поротовы:
«Приветствуем вас из снежного города, из Красноярска. У нас уже снежные истории начались вовсю, за окном метель и снег лежит уже окончательно. Так что снежные истории это часть нашей жизни уже сейчас. Эти «Снежные истории» так легли нам на душу! Сами тексты нас очаровали. Чем хороший текст от плохого отличается. Хороший сразу картинку рождает в воображении. И это именно такие тексты. Поэтому было легче приступить к иллюстрированию книги. Сам текст подсказывал художникам, что нужно изобразить.
Как художники работают над проектами. А это большой проект, серьезный. Конечно, все начинается со сбора материала, со знакомства с героями. Героев было очень много, они все очень интересные. Кого-то мы знали, о ком-то просто слышали.
То, что Ирина разделила книгу на двенадцать историй, сделала двенадцать маленьких новелл, нам это очень понравилось и дало возможность отделить каждую историю особой атмосферой, особым колоритом. Мы придумали маленькую внутреннюю драматургию, каждая маленькая история, как театральное действие, начинается с акта – шмуцтитула. Продолжение дает уже какое-то свое настроение.
То, что двенадцать историй – это двенадцать состояний и колоритов, это понятно, что одна из основных задач – созвучная с авторским замыслом. И чтобы исторических персонажей было интересно посмотреть в необычных ракурсах, состояниях и профессиях даже. Одной из самых сложных задач было не просто нарисовать то, о чем рассказывается, а создать некий мир, который словами не описан, а который визуально бы состоялся в иллюстрациях. И чтобы состоялось совмещение, когда ребенок слушает текст, а в иллюстрациях он видит нечто другое из этого же мира, в этот момент в воображении рождается его собственный мир, и вот как раз этот момент включения в игру он и становится и путешествием, и одновременно сотворчеством с авторами, с героями книги. Вот такую мы для себя сверхзадачу ставили. Не знаем, получилось или нет реализовать, но нам очень хотелось».
Вот как выглядят все 12 историй:
1. Почему снежинки белые?
2. Кто писал музыку, посвященную снегу?
3. Какие художники рисовали снег?
4. Кто спит под снегом?
5. Как снег становится искусством?
6. Где никогда не тает снег?
7. Кого называют в честь снега?
8. Как путешествуют по снежному пути?
9. Кто писал об Арктике?
10. Кто и зачем изучает снег?
11. Где стоят дома из снега?
12. Кто писал стихи о снеге?
В завершении необходимо добавить, что уже сейчас можно заказать книгу «Снежные истории» по почте на сайте издательства РОССПЭН. Это, вероятнее всего, будет дешевле, чем приобрести в розницу, впрочем, и об этом можно найти информацию на сайте издательства.
Полностью слушайте в АУДИО.
Фото предоставлены организаторами мероприятия.