Выставка в ЦВЗ «Манеж» «Христос в темнице»
Репортаж Екатерины Степановой
16 января 2019 г.
АУДИО + ФОТО
16 января 2019 г. в петербургском Манеже открылась выставка «Христос в темнице», которая представляет деревянную религиозную скульптуру из 14 музеев России. Храмовая скульптура из дерева – крупное явление в русском искусстве, которое наравне с произведениями декоративно-прикладного искусства входило в художественные ансамбли церквей и часовен.
Выставка посвящена достаточно редкому, но важному в иконографии сюжету – «Христос в темнице» («Спас Полунощный») – заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Страждущий Христос изображался сидящим, с терновым венком на голове и, чаще всего, с прижатой к щеке правой рукой.
В пространстве Манежа представлено более 30 скульптур середины XVII – начала XIX веков из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Пермской государственной художественной галереи, Переславль-Залесского музея-заповедника, Музея истории религии, Тотемского музейного объединения и других музеев.
Куратор проекта – Семен Ильич Михайловский, ректор петербургской Академии художеств.
Специально для радио «Град Петров» своими впечатлениями о выставке поделился ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим:
— Очень замечательно, что в нынешние Рождественские дни в Манеже города Санкт-Петербурга организована выставка скульптуры «Христос в темнице». Данное изображение – скульптурное изображение Иисуса Христа Страдающего – является довольно редким. Мы с вами знаем, что в Православной Церкви скульптурные, рельефные изображения не очень часто использовались. Но, тем не менее, в отдельных регионах исторической Руси имели место, в том числе, и скульптурные изображения. И данная выставка дает нам возможность увидеть богатство русской культуры, увидеть то, как наши предки переживали смысл, значение Страданий Господа Иисуса Христа.
В эти дни мы празднуем Рождество Христово, Богоявление, т.е. воплощение Господа Иисуса Христа, в явлении Его на земле, принятии человеческой плоти. Это очень радостный праздник. Но мы с вами знаем, что Господь пришел на землю для того, чтобы пострадать. Поэтому после Рождества Христова, несомненно, будут годы земного служения Иисуса Христа, которые затем закончатся на Голгофе. Голгофские Страдания станут кульминацией, а торжественным завершением станет Воскресение Господа Иисуса Христа.
В нынешнем мире, который, к сожалению, все больше отходит от религиозных основ, погружается в страсть непомерного потребления, очень важно человеку напоминать о смысле и значении страданий как таковых, и, прежде всего, о тех Страданиях, которые за каждого из нас понес Сын Божий. Осмысливая Страдания Господа Иисуса Христа, воздавая Ему благодарение за эту величайшую Жертву, мы приоткрываем для себя тайны духовного мира. Те тайны, к познанию которых человек призван в соответствии с тем, что он является носителем образа и подобия Божия. И, естественно, открытие для себя этих духовных тайн связано с необходимостью работы над своей душой, с неким духовным развитием и перерождением. Поэтому я считаю данную выставку очень позитивной, правильной, уместной.
Следует отметить, что экспонаты, представленные здесь, действительно очень редкие, уникальные, и представлены в достаточно большом количестве. Также я бы отметил очень правильную подачу самой этой выставки: организацию пространства, атмосферы. Скульптуру Страдающего Христа необходимо смотреть именно с желанием осмысления, рефлексии, внутреннего духовного переживания. На эту скульптуру нельзя смотреть с пустым сердцем, с душой, наполненной непонятно какими мыслями, чувствами, ощущениями. Необходимо всецело погрузиться в тайну и Боговоплощения, и Страдания Сына Божия, для того, чтобы увидеть глубочайший смысл, который старались передать нам наши предки в этих скульптурах, являющихся и духовной, и культурной, и исторической ценностью.
— Владыка, т.е., на Ваш взгляд, нет некоторого излишества в оформлении, некоторой избыточности. Наверно, нас хотят ввести в соответствующее состояние, но, кажется, это немного отвлекает.
— У каждого художника, у каждого декоратора есть свое видение концепции той или иной художественной выставки или музейной экспозиции. Возможно, кто-то иначе посмотрит на это, возможно, есть какие-то излишества, но, отмечая хорошую организацию этой выставки, я прежде всего имею в виду то, что сама общая атмосфера нацелена на то, чтобы настроить человека к духовным переживаниям и рефлексии. В этом смысле, я считаю, замысел следует признать достаточно успешным и удачным.
Также специально для радио «Град Петров» несколько слов о выставке сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:
— По-моему, получилось тут все очень хорошо… На самом деле, здорово смотреть, как в разных контекстах все по-разному смотрится и разные вызываются мысли. Одни – это эмоции Христа. Другие – про то, откуда это все взялось, потому что это же западное влияние, прошедшее в глубины Руси. Третьи – как это все сохранилось. В общем, много всяких разных хороших, приятных размышлений.
— Как Вы думаете – немного это странно, сейчас святки, Рождество Христово, праздничное время, а выставка на очень серьезный лад настраивает… Может быть, она была бы уместнее в Великом Посту.
— Вообще-то для нас Рождество – это не главный праздник, а главный – Пасха. Так вот это к Пасхе, к преддверию Пасхи все идет, если серьезно говорить. И вообще, сравнивая искусство разных миров, могу сказать, что христианское искусство – это про страдания, всегда про страдания, там радости немного. Это не мусульманское искусство и не Матисс. Это – Пикассо».
Экспозиция «Христос в темнице» в ЦВЗ «Манеж» продлится до 10 февраля 2019 г.
Времени для посещения не так уж и много, но познакомиться с выставкой, конечно, надо обязательно. Вряд ли когда-либо еще представится возможность сравнить, как этот иконографический тип был прочувствован в разных регионах России.
В рамках работы выставки предусмотрены экскурсии по экспозиции проекта, о чем можно подробно узнаться на сайте выставочного зала.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.