«ЩЕДРАЯ СРЕДА»
Встречи в поддержку радио «Град Петров»
12 декабря 2018 г.
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор кафедры всеобщей истории Российского государственного университета им. А.И.Герцена
ФОТО – Екатерина Степанова
Захватившие власть в России большевики, лишив население страны практически всех основных прав и свобод, одной из доминант внедрения «новой идеологии» и формирования мировоззрения «общности советских людей» сделали борьбу с религией. Борьба с Православием как государственной религией Российской империи и с другими конфессиями носила тотальный характер. Значительная часть реликвий, имеющих не только сугубо религиозное, но общекультурное значение (иконы, фрески, предметы декоративно-прикладного искусства, являющиеся шедеврами декоративно-прикладного искусства), попала в музеи – на экспозиции, и (в большей степени) в закрытое хранение – спецхарны (что порой становилось единственной возможностью их спасения от уничтожения). Порой музейщики спасали и сугубо религиозные реликвии (ярчайший пример – сохраненные в тайнике Казанского собора Петербурга, в советское время бывшего гос.музеем Атеизма, мощи Александра Невского, выброшенные из Александро-Невской лавры в 20-е годы). Советские музейщики, вне зависимости от того, были ли они верующими или атеистами, реставрировали реликвии (нередко в тайне от властей), включали их в выставки, ставя их в «музейный общекультурный» контекст. И это дало возможность нескольким поколениям, выросшим в богоборческом государстве, прикоснуться к важному пласту русской и мировой культуры.
Рубеж тысячелетий принес трудноразрешимую дилемму, сохраненные в советское время в музеях экспонаты и здания, имевшие религиозное происхождение, стали объектом конфликта: должны ли они находиться в собственности Церкви (здесь не всегда уместно даже понятие «возвращение»), остаться ли в музеях или возможно совместное использование. В начале ХХI в. передана на бессрочное «временное хранение» уникальная икона Торопецкой Богоматери из Русского музея, икона «Спас Елиазаровский» из Псковского музея-заповедника, перманентно «обостряется» вопрос о передаче спасенной музейщиками от переплавки Раки Александра Невского из Эрмитажа в Лавру. Возникают вопросы о сохранности интерьеров и росписей переданных Церкви храмов и монастырей (Мирожский, Валаамский, Соловецкий монастыри, Сампсониевский и Смольный соборы в Петербурге и др.). Очевидно, что линия водораздела в данной неутихающей дискуссии лежит не по принципу «верующий – атеист» или «музейщик – священник», а в отношении к должной сохранности и доступности этих реликвий/экспонатов. Дискуссия в обществе имеет, увы, резко политизированный характер.
В лекции рассмотрена историческая ретроспектива, проанализирована актуальная ситуация и затем были обсуждены перспективы.