Репортаж Елены Абламской
О выходе книги «От монумента до граффити» рассказывает А.Д. Боровский, искусствовед, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея. Часть 1
Эфир: 23 октября 2023 г.
АУДИО
Елена Абламская:
В московском издательстве «Центрполиграф» вышла книга «От монумента до граффити». Историко-художественный путеводитель. Петербург ХХ-ХХI веков. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях. Ее автор – Александр Давидович Боровский, искусствовед, художественный критик, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ, написавший более двух десятков книг и сотни статей. О чем же новая книга?
Александр Боровский:
Книга о том, что называется паблик-арт – это средовое искусство. Тут и монументы традиционные, и граффити современные, и мозаики, и майолики, и инсталляции в городе – вот всё то, что вне музея. Искусство на виду. У нас нет термина соответствующего, поэтому чаще всего «калька» с английского public art, но здесь акцент на public, на публичность, на то, что это искусство вне регламента. Я считаю, что паблик-арт – какой-то всеобъемлющий термин. Сейчас многие употребляют стрит-арт, потом отделяют граффити как более радикальное искусство. А паблик-арт – это как бы искусство по заказу. Но, на самом деле, в моем представлении, это всё то, что в среде, всё то, что не в музее. Поэтому я не считаю, что только радикальное искусство вне власти, вне заказа, важно. Потому что всё-таки уже во всём мире принята конвенция между городом, горожанами, муниципальными советами и искусством, в Лондоне и везде.
Но я еще попытался посмотреть. Я вообще не краевед, мне это мало интересно – краеведение. Есть огромное количество авторов-краеведов, составителей квестов по городской среде. Но я профессиональный художественный критик и мне интереснее, конечно, с художественной точки зрения все эти материалы.